Эту статью о выдающемся мастере боевых искусств Такеда Сокаку хотелось бы начать с описания забавного инцидента между господином Шибуя — полицейским инструктором и наследником школы Дайто-рю, сыном Сокаку — Такеда Токимунэ.
читать дальшеСидя в ресторане, Шибуя спросил Токимунэ: «А какой у вашего отца ранг (степень мастерства), может быть Кеси (высшая степень)?» «Нет», — ответил Токимунэ. «Тогда Ренси?» — на лице инструктора появилось явное пренебрежение. Получив такой же отрицательный ответ, он окончательно разбушевался: «Так у него нет и первого дана и даже кю?» С этими словами он схватил молодого человека за кимоно и стал душить дзюдоистским приемом. Но, похоже, это ничуть не смутило Токимунэ, который неуловимым движением и без особого усилия припечатал одной рукой противника головой к полу, сделав при этом удушающий прием. Стоя на коленях и задыхаясь, титулованный инструктор вынужден был извиниться. А ведь уровень отца в то время был на порядок выше, чем у сына.
Этот небольшой эпизод показывает не только безграничность возможностей школы Дайто-рю, но и личность учителя, его приверженность старым самурайским принципам. В период, когда официальные структуры Японии устанавливали в боевых искусствах степени и даны, Сокаку совершенствовал свое мастерство на ночных дорогах и постоялых дворах, защищая обиженных от убийц и грабителей. Эта тренировка не признавала ошибок. В традиционном понимании, он уходил в Муся Сюге — путешествие по школам боевых искусств. Испытания, как правило, проходили на грани человеческих возможностей. Однако только ли сила решала исход поединка?
По воспоминаниям Морихея Уэсибы — ученика Такеды Сокаку, первым пунктом в сертификате «киоджи даири» (помощник инструктора) значилось: «Принимая учеников для обучения Дайто-рю Айкидзюцу, будь осторожен и выбирай людей хорошего поведения». Далее предлагалось брать самую низкую плату за обучение и вести журнал с именами студентов.
Кроме того, сам Сокаку не употреблял алкоголь, не курил, чего, соответственно, требовал и от обучающихся. В путешествиях он довольствовался скудной пищей. При маленьком росте (1,5 м) и небольшом весе он обладал потрясающей быстротой. А его грозный киай (боевой крик) мог шокировать даже опытного противника.
Сохранилось немало свидетельств его невероятных боевых качеств и глубокой интуиции.
Так, во время одного семинара, не будучи знакомым с теми, кто стоит перед ним, он выбрал двух студентов для демонстрации приемов. Ими оказались самые подготовленные полицейские, обладатели 6-7 данов. «Выходя учить, всегда следует выбирать самого сильного человека», — говорил Сокаку. Как правило, они превосходили инструктора весом и ростом. Понимать соперника это и было айки (боевой дух).
На другом занятии произошел такой казус: Такеда Сокаку удалил нескольких человек из зала. Когда шеф полиции попросил объяснения этому поступку, мастер ответил: «Ты сам знаешь, почему я это сделал! Один из них много пьет, другой бегает за юбками, третий тебе не подчиняется. Как я могу учить таких людей?»
Учениками Такеда Сокаку были Гомбей Ямамото — дважды занимавший пост премьер-министра Японии, адмирал Исаму Такешита, генерал Сайго Цугумичи — «отец Второй армейской дивизии» и много других важных чинов, о чем свидетельствуют записи в дневнике. В общей сложности, он подготовил около тридцати тысяч учеников и самый известный — Морихей Уэсиба, представивший миру Айкидо, используя элементы базовой техники Дайто-рю Айкидзюцу.
По информации из разных источников, «Мастер без титула» в последние годы своей жизни уединился в сельской местности с одним из своих учеников (предположительно Чхве Ен Солем — основателем Хапкидо), которому и передал все секреты школы. Он неохотно общался с журналистами, жалуясь на «нехватку времени в связи с сельхозработами». Но тот, кто пробивался к нему, впоследствии, непременно говорил: «При жизни Такеда во всей Японии не было даже близких ему по уровню мастеров».
(с)
Существует реальная истори о том, что Такэда подрался с 50 дорожными рабочими и вышел из этой схватки невредимым. Вот как она примерно выглядит:
Пятью годами позже Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновениях с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства. Сначала Такэда просто бросил на землю нескольких нападающих, вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными прутьями и наконечниками копий. Но когда в ход пошли мечи, Такэда тоже вынужден был использовать меч. Будучи непревзойденным мастером меча, он убил девятерых бандитов. Остальным пришлось отступить, спасая собственные жизни. Этот случай ещё раз доказывает эффективность айки-дзюцу как комплексной боевой системы. Мастер айки-дзюцу способен без колебаний переходить от работы без оружия к работе с любым оружием.
В 1904 году Чарльз Перри, американец, преподававший английский язык в Высшей школе Сэндай, имел в поезде стычку с Сокаку. Перри не понравился вид одетого в поношенную одежду пассажира путешествующего в вагоне первого класса, и он попросил кондуктора проверить у него билет. Когда Сокаку потребовал, чтобы ему объяснили на каком основании проверяют билет только у него одного, кондуктор ответил, что делает это из-за жалобы американца. Разъяренный Сокаку вскочил со своего места и бросился к Перри выяснять отношения. Перри встал, уверенный, что его шестифутовый (180 см) рост испугает миниатюрного японца. Однако Сокаку быстро перехватил кулак Перри, надавил на болевую точку и бросил противника на стену вагона. После того как Перри оправился от болевого приема, потрясенный тем, что с ним легко справился значительно меньший его человек, смиренно извинился и попросил обучить его этому искусству. Через Перри молва об эффективности техники Сокаку достигла американского президента Теодора Рузвельта. Сокаку отправил своего ученика Сюнсо Хораду, полицейского офицера из Сэндай, в Соединенные Штаты, где тот на протяжении трех лет обучал американского лидера и членов правительства.