01.12.2011 в 19:39
Пишет Morceleb:Броненосцы адмирала Ли
Собственно, моя заметка будет из двух частей: первое это попытка отплеваться от нелепых мифов, которые возникли вокруг флота адмиала Ли Сун Сина, а второе - воздание почестей этому талантливому флотоводцу и организатору.
Начнем, пожалуй, с самих легенд.
Сейчас в большинстве русскоязычных источников основная ударная сила адмирала Ли, его корабли-черепахи (кобуксон, гобуксан) описываются как первые броненосцы, неуязвимые и грозно вооруженные, для которых японский флот не представлял никакой угрозы и расправа над которым не представляла никакой сложности.
Но вот вопрос, соответствуют ли легенды о кобуксанах реальности?
Итак, легенды о кобуксанах, порой граничащие с горячечным бредом, а порой и вовсе лежащие за гранью наркотических видений:
Кобуксон был защищен железной броней, выдерживавшей попадания из пушек.
Кобуксон нес пушечное вооружение до 36 пушек (в некоторых "источниках" и того больше)
Калибр пушек достигал 50 фунтов (!!!!).
на вооружении кобуксонов были железные, чугунные (!!!) и каменные ядра, взрывающиеся и зажигательные снаряды а так же огнеметы.
Предоставим слово самому Ли Сунсину:
«На носу корабля установлена голова дракона. Можно стрелять из пушки через эту голову. Верхняя палуба имеет острые железные острия. Наши матросы могут видеть противника, находясь внутри корабля, а враг – нет. Мы можем ворваться в строй из сотен вражеских кораблей и уничтожить их нашей огневой мощью».
Слова адмирала дополняет его племянник Ли Бун, принимавший участие в боях Имджинской войны в свите адмирала: «Мы выстроили новый военный корабль, такой же большой, как и пханоксон. На верхней палубе оставлен проход в виде креста. Остальная поверхность палубы усеяна железными остриями, которые не дадут врагу высадиться для абордажа… Нос изготовлен в виде головы дракона, а руль – хвоста черепахи. По обеим сторонам головы дракона имеется по орудийному порту, еще по 6 находится по каждому борту. Кобуксоном его называют за форму… В бою мы прикрываем верхнюю палубу соломенными матами до того момента, пока кобуксон не выдвигается в первые ряды атакующего флота. Если враги попытаются высадиться на палубу, чтобы взять нас на абордаж, то они найдут свою смерть на железных остриях. Когда враги окружают нас, мы уничтожаем их из наших мощных орудий. Действительно, кобуксон проникает в ряды многочисленных вражеских судов тогда, когда пожелает и, куда бы он не направлялся, [ворвавшись в их строй], везде находит себе добычу».
Коварный адмирал ни слова не говорит ни о броне, ни об огнеметах, ни о взрывающихся ядрах. Его племянник тоже.
Почему бы? Попробуем понять.
Сначала о мощных пушках.
Начнем с того, что на корабле была не столь уж и многочисленная команда: порядка 150 человек из которых почти сотня гребцов и всего 24 человека канониры.
Давайте-ка вспомним, что такое 50-ти фунтовая пушка. В понимании артеллеристов того времени это орудие, стрелявшее ядрами весом в 50 фунтов (почти 23 кг). При чугунном ядре - почти 200 мм калибра.
Ближайший аналог у европейцев - 48-ми фунтовая полная пушка. Что из себя представляло это чудо враждебной техники? Английская пушка 42 фунтового калибра (дрейк. то есть относительно короткая) весила порядка 3 тонн и имела длину порядка 3 метров. для ее обслуживания требовалось, если мне не изменяет память, не то 11 не то 16 человек. Даже если это был камнемет калибром в 200 мм, аналог пушки Перье, то все равно от 1 до 1.5 тонны веса и минимум 6-8 канониров. А из описания экипажа - 2 канонира на пушку.
Двое канониров могли обслуживать пушку калибром в 3-6 фунтов, вряд ли больше. Но по меркам региона - 3-6 ф пушка - это очень мощно. Но это если по чугунному ядру.
Пушки заряженные "огненными стрелами":
Можно примерно определить размеры пушек. Слева малый калибр, справа главный.
Так эти пушки видят сами корейцы, сделавшие реконструкцию кобуксона. Напомню, что это не обязательно кобуксон времен адмирала Ли, кобуксаны были в ходу в Корее чуть ли не до середины 19 века.
Размеры пушек (экспонируются как вооружение кобуксона) в корейском музее:
Cheonjachongtong Jijachongtong Hyeonjachongtong Hwangjachongtong
Range 1,125m 1,000m 1,000m or 1,875m 1,378m
Calibre 118~130mm 105mm 60~75mm 40mm
Length 130~136cm 89~89.5cm 79~83.8cm 50.4cm
120 мм - это 12 фунтов по чугунному ядру. По каменному - в 2.5-3 раза меньше (в зависисмости от камня вестимо). То есть те самые 4-6 фунтов максимум, про которые я и говорил.
Судя по толщине стенок пушки она была камнеметом, при стрельбе из нее чугунными или железными цельнотелыми ядрами ствол бы не выдержал.
С этим по-моему все понятно.
Теперь о броне.
У самих корейцев и союзных им китайцев упоминаний о железном бронировании нет. Ни для кобуксонов адмирала Ли, ни для более поздних кобуксонов.
О трех "покрытых железом слепых кораблях" пишут японцы. Вопрос в том, можно ли им верить - это могло быть оправданием собственных неудач в морском сражении.
Тем не менее, если внимательно почитать описания кобуксонов, переведенные с корейского языка, то всплывает интересный факт - толщина бортовых досок - 12 см. Сразу вспоминается, что 32 фунтовые пушки англичан далеко не всегда могли пробить борта "Сантиссима Тринидад" в Трафальгарском сражении, а испанский корабль имел толщину борта 65 см (правда он был построен из бразильского красного дерева, еще более прочного чем дуб, из которого строились английские линкоры). Бессилие 24 фунтовых пушек против корпусов линейных кораблей 1-2 ранга было печальным фактом - не брали их 24 фунтовые ядра.
Так и в этом случае - ущербная артиллерия японцев и их малокалиберные (по сравнению с европейскими военными мушкетами) аркебузы были не в силах пробить толстую обшивку кобуксона. Если бы на кораблях японцев стояли европейские морские пушки (а они у японцев были, хотя и в ничтожном количестве) история кобуксонов могла бы там и закончиться. Но те немногие морские орудия, что удалось купить или конфисковать с европейских кораблей, японцы берегли как зеницу ока и на свои корабли не ставили - это было своего рода оружие стратегического назначения, предназначенное для защиты Японии от европейцев, буде те нападут. Кроме того, передовые японские джонки были хлипковаты, чтобы выдержать отдачу 18-ти фунтовок.
Фактически, максимум чем располагали японцы - это 3-х фунтовые пушки, достаточно легкие, чтобы их можно было таскать вручную (при всех своих достоинствах до колесных лафетов японцы не дошли, а с полевыми орудиями у них как-то не сложилось, хотя голландцы и привозили им мортиры (заметно позже описываемых событий, надо сказать).
"Броня" кобуксонов была скорее всего не столь впечатляющей, как этого бы хотелось энтузиастам и предохраняла скорее всего от пуль японских аркебуз и от их какаэ-дзуцу (ручных пушек).
Надо сказать, что голландцы весьма презрительно отзывались и о мореходных качествах корейских кораблей и о самих корейских моряках (имели право, учитывая, кто к кому приплыл), но все же отмечали, что корабли японцев еще хуже. Точнее писали, что корабли корейцев лучше, но тут уж что лицом об стол, что столом по лицу - все неприятно.
Стоит упомянуть, почему японцы могли посчитать корейские корабли бронированными - не многим более, чем за 20 лет до войны с Кореей японцы сами предприняли крайне неудачную попытку бронирования корабля железными листами. Один из этих кораблей перевернулся и затонул при попытке абордажа. Вполне допускаю, что память об этом могла остаться и послужить объяснением того поражения, что потерпел японский флот.
Современные реконструкции все же имеют некотрое подобие железной брони - верхняя "бронепалуба" покрыта тонкими железными пластинами с острыми шипами. Назначение шипов - препятствовать абордажу. Покрытие железом - своего рода огнезащита - от зажигательных стрел.
Реконструкция: разрез одно и двух палубных кобуксонов.
Плавающая реконструкция.
Самым доставляющим среди всех мифов о кобуксонах является их сравнение с европейскими броненосцами середины 19 века (давеча я тут постил про Глуар и Уорриор, вот с ними). Если представить бой кобуксона хотя бы с большим шлюпом (например со шлюпом "Восток"), то я бы поставил на "Восток" месячную зарплату против бутылки пива. Нет, против 3 бутылок пива и килограмма вареных креветок, чтоб душевно пивка попить. Если в качестве противника кобуксону поставить гребной артиллерийский корабль, например венецианский галеас из тех, что вваливали туркам при Лепанто, то хоть годовую зарплату, все равно бы пришлось пить пиво.
При всем при этом я вот что скажу - для своего времени и региона кобуксон был кораблем революционным и пригодным для выполнения поставленных перед ним задач более чем. О боевом применении кобуксонов более подробно расскажу на досуге, а пока хватит.
URL записиСобственно, моя заметка будет из двух частей: первое это попытка отплеваться от нелепых мифов, которые возникли вокруг флота адмиала Ли Сун Сина, а второе - воздание почестей этому талантливому флотоводцу и организатору.
Начнем, пожалуй, с самих легенд.
Сейчас в большинстве русскоязычных источников основная ударная сила адмирала Ли, его корабли-черепахи (кобуксон, гобуксан) описываются как первые броненосцы, неуязвимые и грозно вооруженные, для которых японский флот не представлял никакой угрозы и расправа над которым не представляла никакой сложности.
Но вот вопрос, соответствуют ли легенды о кобуксанах реальности?
Итак, легенды о кобуксанах, порой граничащие с горячечным бредом, а порой и вовсе лежащие за гранью наркотических видений:
Кобуксон был защищен железной броней, выдерживавшей попадания из пушек.
Кобуксон нес пушечное вооружение до 36 пушек (в некоторых "источниках" и того больше)
Калибр пушек достигал 50 фунтов (!!!!).
на вооружении кобуксонов были железные, чугунные (!!!) и каменные ядра, взрывающиеся и зажигательные снаряды а так же огнеметы.
Предоставим слово самому Ли Сунсину:
«На носу корабля установлена голова дракона. Можно стрелять из пушки через эту голову. Верхняя палуба имеет острые железные острия. Наши матросы могут видеть противника, находясь внутри корабля, а враг – нет. Мы можем ворваться в строй из сотен вражеских кораблей и уничтожить их нашей огневой мощью».
Слова адмирала дополняет его племянник Ли Бун, принимавший участие в боях Имджинской войны в свите адмирала: «Мы выстроили новый военный корабль, такой же большой, как и пханоксон. На верхней палубе оставлен проход в виде креста. Остальная поверхность палубы усеяна железными остриями, которые не дадут врагу высадиться для абордажа… Нос изготовлен в виде головы дракона, а руль – хвоста черепахи. По обеим сторонам головы дракона имеется по орудийному порту, еще по 6 находится по каждому борту. Кобуксоном его называют за форму… В бою мы прикрываем верхнюю палубу соломенными матами до того момента, пока кобуксон не выдвигается в первые ряды атакующего флота. Если враги попытаются высадиться на палубу, чтобы взять нас на абордаж, то они найдут свою смерть на железных остриях. Когда враги окружают нас, мы уничтожаем их из наших мощных орудий. Действительно, кобуксон проникает в ряды многочисленных вражеских судов тогда, когда пожелает и, куда бы он не направлялся, [ворвавшись в их строй], везде находит себе добычу».
Коварный адмирал ни слова не говорит ни о броне, ни об огнеметах, ни о взрывающихся ядрах. Его племянник тоже.
Почему бы? Попробуем понять.
Сначала о мощных пушках.
Начнем с того, что на корабле была не столь уж и многочисленная команда: порядка 150 человек из которых почти сотня гребцов и всего 24 человека канониры.
Давайте-ка вспомним, что такое 50-ти фунтовая пушка. В понимании артеллеристов того времени это орудие, стрелявшее ядрами весом в 50 фунтов (почти 23 кг). При чугунном ядре - почти 200 мм калибра.
Ближайший аналог у европейцев - 48-ми фунтовая полная пушка. Что из себя представляло это чудо враждебной техники? Английская пушка 42 фунтового калибра (дрейк. то есть относительно короткая) весила порядка 3 тонн и имела длину порядка 3 метров. для ее обслуживания требовалось, если мне не изменяет память, не то 11 не то 16 человек. Даже если это был камнемет калибром в 200 мм, аналог пушки Перье, то все равно от 1 до 1.5 тонны веса и минимум 6-8 канониров. А из описания экипажа - 2 канонира на пушку.
Двое канониров могли обслуживать пушку калибром в 3-6 фунтов, вряд ли больше. Но по меркам региона - 3-6 ф пушка - это очень мощно. Но это если по чугунному ядру.
Пушки заряженные "огненными стрелами":
Можно примерно определить размеры пушек. Слева малый калибр, справа главный.
Так эти пушки видят сами корейцы, сделавшие реконструкцию кобуксона. Напомню, что это не обязательно кобуксон времен адмирала Ли, кобуксаны были в ходу в Корее чуть ли не до середины 19 века.
Размеры пушек (экспонируются как вооружение кобуксона) в корейском музее:
Cheonjachongtong Jijachongtong Hyeonjachongtong Hwangjachongtong
Range 1,125m 1,000m 1,000m or 1,875m 1,378m
Calibre 118~130mm 105mm 60~75mm 40mm
Length 130~136cm 89~89.5cm 79~83.8cm 50.4cm
120 мм - это 12 фунтов по чугунному ядру. По каменному - в 2.5-3 раза меньше (в зависисмости от камня вестимо). То есть те самые 4-6 фунтов максимум, про которые я и говорил.
Судя по толщине стенок пушки она была камнеметом, при стрельбе из нее чугунными или железными цельнотелыми ядрами ствол бы не выдержал.
С этим по-моему все понятно.
Теперь о броне.
У самих корейцев и союзных им китайцев упоминаний о железном бронировании нет. Ни для кобуксонов адмирала Ли, ни для более поздних кобуксонов.
О трех "покрытых железом слепых кораблях" пишут японцы. Вопрос в том, можно ли им верить - это могло быть оправданием собственных неудач в морском сражении.
Тем не менее, если внимательно почитать описания кобуксонов, переведенные с корейского языка, то всплывает интересный факт - толщина бортовых досок - 12 см. Сразу вспоминается, что 32 фунтовые пушки англичан далеко не всегда могли пробить борта "Сантиссима Тринидад" в Трафальгарском сражении, а испанский корабль имел толщину борта 65 см (правда он был построен из бразильского красного дерева, еще более прочного чем дуб, из которого строились английские линкоры). Бессилие 24 фунтовых пушек против корпусов линейных кораблей 1-2 ранга было печальным фактом - не брали их 24 фунтовые ядра.
Так и в этом случае - ущербная артиллерия японцев и их малокалиберные (по сравнению с европейскими военными мушкетами) аркебузы были не в силах пробить толстую обшивку кобуксона. Если бы на кораблях японцев стояли европейские морские пушки (а они у японцев были, хотя и в ничтожном количестве) история кобуксонов могла бы там и закончиться. Но те немногие морские орудия, что удалось купить или конфисковать с европейских кораблей, японцы берегли как зеницу ока и на свои корабли не ставили - это было своего рода оружие стратегического назначения, предназначенное для защиты Японии от европейцев, буде те нападут. Кроме того, передовые японские джонки были хлипковаты, чтобы выдержать отдачу 18-ти фунтовок.
Фактически, максимум чем располагали японцы - это 3-х фунтовые пушки, достаточно легкие, чтобы их можно было таскать вручную (при всех своих достоинствах до колесных лафетов японцы не дошли, а с полевыми орудиями у них как-то не сложилось, хотя голландцы и привозили им мортиры (заметно позже описываемых событий, надо сказать).
"Броня" кобуксонов была скорее всего не столь впечатляющей, как этого бы хотелось энтузиастам и предохраняла скорее всего от пуль японских аркебуз и от их какаэ-дзуцу (ручных пушек).
Надо сказать, что голландцы весьма презрительно отзывались и о мореходных качествах корейских кораблей и о самих корейских моряках (имели право, учитывая, кто к кому приплыл), но все же отмечали, что корабли японцев еще хуже. Точнее писали, что корабли корейцев лучше, но тут уж что лицом об стол, что столом по лицу - все неприятно.
Стоит упомянуть, почему японцы могли посчитать корейские корабли бронированными - не многим более, чем за 20 лет до войны с Кореей японцы сами предприняли крайне неудачную попытку бронирования корабля железными листами. Один из этих кораблей перевернулся и затонул при попытке абордажа. Вполне допускаю, что память об этом могла остаться и послужить объяснением того поражения, что потерпел японский флот.
Современные реконструкции все же имеют некотрое подобие железной брони - верхняя "бронепалуба" покрыта тонкими железными пластинами с острыми шипами. Назначение шипов - препятствовать абордажу. Покрытие железом - своего рода огнезащита - от зажигательных стрел.
Реконструкция: разрез одно и двух палубных кобуксонов.
Плавающая реконструкция.
Самым доставляющим среди всех мифов о кобуксонах является их сравнение с европейскими броненосцами середины 19 века (давеча я тут постил про Глуар и Уорриор, вот с ними). Если представить бой кобуксона хотя бы с большим шлюпом (например со шлюпом "Восток"), то я бы поставил на "Восток" месячную зарплату против бутылки пива. Нет, против 3 бутылок пива и килограмма вареных креветок, чтоб душевно пивка попить. Если в качестве противника кобуксону поставить гребной артиллерийский корабль, например венецианский галеас из тех, что вваливали туркам при Лепанто, то хоть годовую зарплату, все равно бы пришлось пить пиво.
При всем при этом я вот что скажу - для своего времени и региона кобуксон был кораблем революционным и пригодным для выполнения поставленных перед ним задач более чем. О боевом применении кобуксонов более подробно расскажу на досуге, а пока хватит.