Из рассказа выводы:
читать дальше1. Атака без поддержки пехоты.
2. Плохой обзор.
3. Слабое взаимодействие.
4. Ненадёжность.
5. Низкая логистика подразделения.
Пишет TrashTank:
Каждый Т-35 обошелся казне в 560-603 тысячи рублей...
...чтоб немецким солдатам было на фоне чего сфотографироваться.
Пишет Ярик:
URL записи
Информация к размышлению
Тяжелый пятибашенный танк Т-35 был разработан в СССР в 1931-32 годах инженерами специализированного КБ под общим руководством Н. В. Барыкова под впечатлением от британского опытного танка A1E1 «Independent», созданного фирмой «Виккерс» в 1926 году.
В отличие от английского прототипа, оснащенного четырьмя пулеметными башнями, сгруппированными вокруг главной башни кругового обстрела с 47-мм пушкой, советский танк имел 76-мм короткоствольное орудие в главной башне, две противотанковые 45-мм пушки в малых башнях, спаренные с пулеметами, и еще две только с 7,62-мм пулеметом ДТ-29. Кроме того, в лобовой части главной башни в автономной шаровой установке и в кормовой нише на бугельной установке было по пулемету и еще один мог быть установлен на башне на зенитной турели (таким образом, общее количество пулеметов доводилось до семи).
Танк Т-35-1 на испытаниях. Август 1932 года. От серийного образца отличается вооружением (76-мм пушка ПС-3 и две 37-мм пушки ПС-2, их создатель П.Н. Сячинтов в 1936 г. был обвинен в шпионаже и дальнейшая работа над этими артсистемами прекратилась), конструкцией ходовой части (двигатель карбюраторный М-6) и главной башней (напоминающей башню танка "Индепендент").
Танк Т-35-1 был выпущен в единственном экземпляре, также как и Т-35-2. В серию же пошел танк Т-35А. Всего их было выпущено 53 штуки мелкими партиями с 1933 по 1938 год. В 1939 году было произведено еще 6 машин с коническими башнями. Таким образом, общее количество Т-35 составило 61 танк, причем РККА постоянно эксплуатировало в строевых частях не более 50-52 из них.
В главной — верхней — башне, унифицированной с башней танка Т-28, находились три члена экипажа: командир танка (он же наводчик), пулеметчик и сзади — радист (он же заряжающий). В двух башнях с 45-мм пушками размещаются по два члена экипажа—наводчик и пулеметчик: в пулеметных башнях — по одному стрелку. Главная башня отгораживалась от остальной части боевого отделения перегородкой. Передние и задние башни попарно сообщались между собой.
Карбюраторный двенадцатицилиндровый V-образный двигатель М-17 жидкостного охлаждения, установленный в задней части корпуса, развивал мощность 500 л. с. при 1450 об/мин и позволял танку двигаться с максимальной скоростью 30 км/ч, а на местности — порядка 12 км/ч. Топливные баки емкостью 910 л обеспечивали запас хода по шоссе до 150 км. Двигатель соединялся через главный фрикцион с механической пятискоростной коробкой передач. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы с ленточными тормозами.
Гусеничный движитель состоял из восьми (на каждую сторону) обрезиненных опорных катков малого диаметра, шести поддерживающих катков с резиновыми шинами, направляющих колес с винтовым механизмом натяжения гусениц, ведущих колес (задних) со съемными зубчатыми венцами и мелкозвенчатых гусеничных цепей со скелетообразными траками и открытым шарниром. Траки соединялись пальцами, стопорящимися с помощью шплинтов. Между направляющими колесами и передними опорными катками были установлены натяжные ролики, предотвращавшие прогибы передних ветвей гусениц при преодолении вертикальных препятствий.
Подвеска — блокированная, по два катка в тележке; подрессоривание — двумя спиральными пружинами. Ходовая часть закрыта 10-мм броневыми экранами. Танк преодолевал подъемы крутизной до 36°, рвы шириной до 4 м, вертикальные стенки высотой 1,2 м, брод глубиной 1,2 м. Удельное давление на грунт составляло 0,78 кг/см2. В то же время большое значение отношения длины танка к его ширине (больше 3) неблагоприятно сказывалось на его маневренности.
Бронирование противопульное - стальная катаная гомогенная броня толщиной 20 мм (низ лобовой части корпуса, борта, корма). Броневая защита башен — 25-30 мм. Для входа и выхода из танка механик-водитель располагал люком в крыше корпуса, над своим местом, но открыть его для выхода мог лишь в том случае, если левая передняя пулемётная башня была бы развёрнута оружием «лево на борт». Таким образом, при повреждении пулемётной башни самостоятельное покидание механиком-водителем машины становилось невозможным. Главная башня имела пьедестал в форме неправильного шестигранника — так называемый «шестигран», по бокам которого располагались ящики для приборов дымопуска. Позади кормовых башен имелись воздухозаборные жалюзи, прикрытые броневыми экранами, и люк доступа к двигателю. Позади люка располагался глушитель. В верхнем кормовом листе танка имелось круглое отверстие для установки вентилятора, прикрывавшееся съёмным бронеколпаком с жалюзи.
На танке имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной вокруг главной башни, телефонное переговорное устройство на семь абонентов и система дымопуска. Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме, напряжение сети — 12В.
Танк Т-35 выпускался несколькими мелкими сериями. В процессе производства в его конструкцию неоднократно вносились изменения. В 1937 году увеличили толщину брони верхнего и нижнего лобовых и бортовых листов, кормы и башен с 20 до 23 мм; мощность двигателя повысили до 580 л. с., масса танка возросла до 52 т, а затем до 55 т. Число членов экипажа колебалось от 11 до 9 человек. Последняя партия из шести машин, выпущенных в 1938—1939 годах, имела башни конической формы, измененную конструкцию бортовых экранов, улучшенные уплотнения корпуса. Были также усилены элементы подвески и заменены пушки.
Танк Т-35 образца 1933 года: 1 — жалюзи двигателя, 2 — поддерживающий каток, 3 — пулемет ДТ, 4 — перископические приборы, 5 — 76,2-мм пушка ПС-3, 6 — рым, 7 — ленивец, 8 — натяжной ролик, 9 — домкрат, 10—опорный каток, 11 — броневой экран, 12 — коромысло подвески, 13 — ведущее колесо, 14 — командирский люк, 15—запасной ролик, 16 — кронштейн, 17— башенные люки, 18 — посадочный и смотровой люки механика-водителя, 19 — фара (закрыта кожухом), 20— 45-мм пушка, 21 — поручневая антенна, 22 — ввод поручневой антенны, 23 — запасные траки, 24 — буксирная серьга, 25 — прожектора (устанавливались на части машин). На виде сверху передняя пулеметная башня условно развернута на 90°
Т-35 образца 1939 года
Т-35 предназначался для поддержки пехоты и качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве сильно укреплённых позиций противника. Т-35 является единственным в мире пятибашенным танком, выпускавшимся серийно, и самым мощным танком Красной Армии 1930-х годов.
С 1933 года танки Т-35 поступали на вооружение 5-й тяжёлой танковой бригады (ттбр) РККА, с 1936 года выделенной вместе с остальными ттбр в состав резерва Главного Командования. До 1941 года Т-35 ни в каких боевых действиях не участвовали, однако ограниченно применялись в ходе манёвров и учений и часто использовались в военных парадах.
Т-35 принимали участие в боевых действиях начального этапа Великой Отечественной войны в составе 34-й танковой дивизии Киевского ОВО, однако очень быстро были потеряны, в основном — из-за технических неисправностей (лишь семь танков было потеряно в бою).
Львиная доля Т-35 была потеряна во время длительных маршей – начало лета 1941 года на территории Украины и Белоруссии выдалось очень жарким. Двигатели М-17Т на танках стояли далеко не новые и максимальный запас хода в 200 км вовсе не означал, что Т-35 сможет пройти их сразу. Тяжелые танки были для этого совершенно не предназначены, ведь в начале их появления планировалась такая схема: доставка Т-35 к линии фронта (на эшелонах) – выдвижение к переднему краю своим ходом – атака – отход или закрепление на занятых рубежах. В июне 1941 года получилось всё с точностью до наоборот – танковым полкам с 24 по 30 июня самим пришлось буквально гоняться за постоянно меняющимся фронтом.
Первые потери Т-35 понесли сразу после выхода из Грудека (он же Городок). В течении 24-го июня, едва пройдя 50 км, пришлось оставить 17 танков, из которых большая часть догнать своих уже не смогла. Далее потери 67-го и 68-го танковых полков только увеличивались, при том что в бой они ещё не вступали.
Первая боевая задача была получена вечером того же дня, после 115-км марша. Экипажам Т-35 предстояло поддержать контратаку сил 4-го мехкорпуса, но выдвинуться на позиции своевременно они не смогли. Пока в штабах решали, куда направить тяжелые танки, прошло ещё три дня, в течении которых немцы продвинулись вперед более чем на 100 км. Образовался “слоеный пирог”, где сплошной линии фронта не существовало. Пока одни танковые части наносили удар в тыл немцев, другие пытались пробиться к своим. Тактически проиграв битву в треугольнике Ровно-Броды-Луцк советское командование по-прежнему располагало значительными силами, которые было решено бросить в бой. Жестокое сражение разыгралось к востоку от Львова, где 29-го июня немцам пришлось оставить несколько населенных пунктов при тяжелых потерях в технике и живой силе. Исходя из сохранившихся сведений, командование 8-го мехкорпуса решило помочь удержать позиции на флангах 7-й мотострелковой дивизии и направило танковую группу в район поселков Верба-Птичье. Сколько именно было отправлено танков, остается пока неизвестным, но то, что среди них были четыре Т-35 – это установленный факт. Группа выдвигалась из Вербы по шоссейной дороге и попала под обстрел с левого фланга.
Даже в 1941 году бронирование танков Т-35 раннего выпуска (без дополнительной лобовой брони) вполне выдерживало обстрел со средних и дальних дистанций из основного немецкого противотанкового орудия PaK35/36 - 25-мм броня башни держала попадания из 37-мм немецкой “колотушки”, пока Т-35 не приблизился на расстояние эффективного огня ПТО.
Этот Т-35А шел 30-го июня первым в колонне и продвинулся дальше всех, почти дойдя до села Птичье.
Танк Т-35А уничтоженный взрывчаткой на дороге Птичье-Верба 30-го июня 1941 г.
Танк Т-35А разрушенный сильным внутренним взрывом во время боя 30-го июня у села Верба.
Об остальных Т-35, погибших в бою, информации сохранилось крайне мало. Из достоверных свидетельств есть только рапорт командующему 8-м мехкорпусом.
«№399-48 - 30.6. — район Белокаменки, подбит при отходе и сгорел» (в этом районе оказалось два Т-35, но только один участвовал в бою, очевидно пытаясь прикрыть отход своих войск – танк буквально изрешетили снарядами ПТО, добившись сквозных пробитий брони корпуса и главной башни)
«№148-39 — 30.6. — район Вербы, подбит и сгорел»
«№339-68 — 30.6. — авария бортового фрикциона, подбит снарядом и сгорел под Бродами» (один из снарядов попал в подбашенную коробку и частично её разрушил)
Из интервью с гвардии старшим лейтенантом запаса Василием Викентьевичем Сазоновым:
«"Войну я встретил башнером передней артиллерийской башни танка Т-35. Этому танку не везет в наших книжках. Все его ругают, на чем свет стоит. Да, конечно, есть за что ругать его, но не так же.
читать дальшеВо-первых, почему-то говорят о глупости многобашенной компоновки, о том, что командиру тяжело, дескать, управлять всем многочисленным вооружением танка в бою. Конечно, тяжело. А разве легко управлять каждым танком роты командиру роты? А без радиостанций это вообще невозможно. А чтобы вдобавок каждой башней каждого танка-то. Глупо? А что же этого от командира Т-35 требовать? А ведь Т-35 и есть танковая рота только на двух гусеницах. Непривычно тебе это слышать? А нас перед войной в училище именно так и учили, что средний танк - взвод легких, а тяжелый - даже рота, но с одним мотором и на одной паре гусениц. Потому и по званиям командир у легкого "помкомвзвод", среднего - "комвзвод", а у тяжелого - "комроты". Вот командир (а у нас он вообще в звании капитана был - со "шпалой" в петлице) и давал нам, командирам башен задания вроде тех, что комвзвод дает командирам танков. А уж по кому и как стрелять в первую голову решали мы сами, башнеры. Или командир по ТПУ когда мог, подсказывал. А я, кстати, лейтенантом тогда был, хотя только башней руководил. Командовал, как будто бы танком БТ или Т-26 и сам частенько решал по кому и когда в моем секторе стрельбы огонь открывать.
Например, у меня было задание номер один. Если впереди по ходу или в секторе обстрела моей башни вдруг появлялся вражеский танк - я должен был подбить его в первую голову. То же, если я видел противотанковую пушку - огонь по ней. А насчет пехоты или ДЗОТ какого-то я уже должен был сперва доложить командиру и получить указания от него. Если же командир был недоступен (ТПУ сломан) - я должен был осуществить наводку на вражескую пехоту пулеметчика-механика в башне номер 3, или сам стрелять из пулемета, а в амбразуру ДЗОТ из своей пушки огонь открывать, но только осколочным. Только в крайнем случае я мог действовать по пехоте своей "сорокапяткой". Не приветствовалось это.
Второе ихнее заблуждение - это пишут, что слабая броня у Т-35 была. Тоже ерунда на постном масле. Насколько помню, ни один из наших "рябышевских", что на Т-35 до боя доехал, не говорил о пробитой лобовой броне. Вообще о пробитой броне только Сашок Мордвин рассказывал. И ту пробили у него где-то под башней какой-то болванкой, а не "тридцатисеми".
Ну да ладно. Господь с ними, знатоками, что танки не знают. Послушай, что помню, как у нас первые дни войны складывались.
Ночью 22 июня танки нашей 34-й дивизии вывели по тревоге из Садовой Вишни. Это точно. Но вышли не все, несколько машин осталось в ремонте. У них, помнится, мы забрали патроны, возимый ЗИП и пошли на Перемышль. Не доходя примерно с полпути, повернули нас на Восток, а 23-го опять кинули на Запад, а там - Львов. Первые два дня шли медленно. Метались из стороны в сторону и все кого-то ждали - то отставших и заблудившихся, то сломавшихся и ставших на ремонт. Но числа 25-го вышел приказ: "отставших не ждать", так как мы нигде не успевали сосредоточиться во время. Ну и сразу пошли быстрее, и терять начали танки свои. Все шутили, что воевать не чем будет. До немца доедем, а танки все в ремонте. Так и вышло.
В первый день бросили, как говорили штук двадцать танков на дорогах. Ремонтники должны были их чинить, но это было благое пожелание. У них ничего толком не было, даже тягачей. А много ли начинишь на "полуторке" с ящиком гаечных ключей и пайкой медью? Сомневаюсь. На другой день ни один исправленный танк нас так и не догнал, а кинули мы еще с десяток. Ну, а к концу третьего дня "пятибашенных осталось всего ничего.
Наш последний бой был глупым. Сперва стреляли из главных башен через речку по какому-то хутору за Ситно, а потом с остатками пехоты атаковали его. Участвовали в той атаке с полсотни Вань пехоцких, три "тридцать пятых" и четыре не то БТ, не то "двадцать шестых", уже не помню. Пехота, конечно, отстала сразу, как немецкие пули запели. Про свою артиллерию я совсем молчу. Та без снарядов и тракторов у нас застряла еще третьего дня как. Правда, танков немецких мы вообще там не видали, только слухи о них ходили - про "рейнметаллы" там, про "круппы" разные, один другого страшнее. Но в бою я немецких танков пока не видел, да и пехоты ихней вроде не много там было.
Пошли мы в атаку на хутор, а по нас слева немецкая пушка огонь открыла. Я башню туда довернул - глядел, глядел, ничего не вижу! По башне - бумм! А из башни не высунешься. Пули, как горох обсыпают, да и нельзя в бою-то. У тебя главной башней шкуру с башки сорвет к шуту, а может и башку оторвет. Вот и гляжу себе в перископ - ничего не вижу, только окопы немецкие. А по нас опять: "Бум! Бум!!" Немецкие снарядики долбят через 5 секунд каждый, и уже не только в левый борт, но и в мою башню прилетают. Вот увидел вспышку. Ну и навел туда, открыл огонь - снарядов десять отправил. Кажется, попал, а может и нет. По нас опять долбят. Не дошли мы до хуторка метров с полсотни -гусеницу нам оборвало. Что делать? Покидать танк? Вроде ни к чему. Стреляем во все стороны из всего, что есть! А опять ничего не вижу. Стреляю в белый свет, пока снаряды есть. Наши уж уползли дальше. А нам стало еще хуже - долбят со всех сторон. Мотор заглох, пушку заклинило, главная башня не вертится. Тут показались немецкие солдаты. Бегут к танку с какими-то ящиками, а я по ним стрелять могу только с "нагана".
Понял, что драпать пора. Выполз из башни, спрыгнул с высоты на дорогу. Хорошо, что пулемет ихний замолчал. Мой заряжающий за мной сиганул, ногу подвернул. Я его в яму придорожную стащил за собой. За нами моторист увязался. Стали отползать, тут наш танк и ахнул. Это немцы его толом рванули. А мы канавой отползли к реке.
Потом к нам приблудились еще трое - экипаж Т-26. С ними мы и отошли обратно к Ситно, но своих там нашли только с десяток человек - остатки разных экипажей. Из "тридцать пятых" четверо и все из разных машин. Одного рванули, как и нас, один подорвался на мине, один сгорел сам. С ними из окружения мы и вышли спустя пять дней. Вот так закончилось для меня танковое сражение под Дубно. А больше я "тридцать пятых" в боях не видел. Считаю, что могли они нормально воевать в сорок первом. Танки могли. Танкисты - нет еще».
Максим Коломиец, Михаил Свирин. Тяжелый танк Т-35. Сухопутный дредноут Красной Армии.
еще фото
Танк с поздними цилиндрическими башнями, на левом бортовом экране и на корме надписи на немецком: "Keine scharfe Munition verwenden!" ("Боевые припасы не использовать!").
Танк №196-96, выпущен в 1937 году, оставлен на дороге на Золочев-Тернополь у северо-западного въезда в село Загробела на западной окраине Тернополя: «Поломаны бортовые передачи. Оставлен экипажем 2.7. под Тарнополем. Вооружение с машины не снято».
Танк выпуска конца 1935 - начала 1936 года, оставлен на дороге Львов-Буск неподалеку от села Жидатичи Пустомытовского района Львовской области.
Танк с цилиндрическими башнями, дополнительное бронирование пулеметных башен. Люк механика водителя поздний, частично разобран (октябрь 1941).
Танк с цилиндрическими башнями, вероятное время выпуска 1937 - начало 1938 года, брошен где-то восточнее Львова.
Танк с цилиндрическими башнями, дополнительное бронирование на пулеметных башнях.
Танк с цилиндрическими башнями, глушитель поздний, дополнительного бронирования на пулеметных башнях нет. Вероятное время выпуска 1937 - начало 1938 года.
Танк с цилиндрическими башнями, главная башня раннего типа. Вероятные годы выпуска - 1935-1936, с последующей модернизацией. Оставлен в 2 км к северо-востоку от села Новый Ярычев Каменка-Бугского района Львовской области, на дороге на город Буск. Возможно, это машина №288-14 «танк пропал без вести вместе с экипажем в районе села Запить. 28.6.» или №339-80 «машины потерпели аварию. Поломка трансмиссии и бортовых передач. Машины оставлены 30.6. при отходе частей».
Танк №200-5 выпуска 1938 года. Машина брошена на дороге Сасов-Золочев, в 1,5 км от села Елиховичи в сторону Сасова (Золочевский район Львовской области) «3.7.41 г. потерпела авар. кор. пер. пер. сожжена тормозная лента, приведена в негодность, вооружение снято в р-не Злочев».
Танк №537-70 выпуска 1936 года. Оставлен на дороге Ожидов-Олеско в 1,5 км западнее села Иосифовка «30.6.41 Потерп. авар. кор. пер. пер. и полетели балки левой тормозной ленты в р-не Ожидов-Олеско. Приведен в негодность, вооружение снято».
Танк №183-3 выпуска 1936 года. Брошен у села Белый Камень Золочевского района Львовской области. «Авария двигателя. Танк оставлен экипажем в Бело-Каменке 30.6. Вооружение и боеприпасы с машины сняты и закопаны».
Танк с цилиндрическими башнями, выпущен в 1936-1938 годах. Оставлен на дороге Сасов - Колтов, 5 километров на восток от Сасова, между Хмелевой и Рудой-Колтовской Золочевского района Львовской области. Возможно, это один из танков 68-го танкового полка, числящихся потерянными 30 июня без указания места.
Танк №148-30 выпуска 1934 года. Остался стоять где-то на юго-западной окраине города Харькова осенью 41-го года.
Танк с цилиндрическими башнями, пулеметные башни без усиления, возможный год выпуска - 1936. Танк стоял на улице Ворошилова г. Харьков. Здесь же располагался штаб 216-й стрелковой дивизии. Именно из него командир дивизии полковник Д.Ф. Макшанов руководил действиями своего соединения по обороне города. Согласно немецкому описанию боевых действий, именно в этом районе в ходе наступления 229-го пехотного полка 101-й легкопехотной дивизии был встречен и подорван неподвижный танк с экипажем. Скорее всего, это танк №537-90.
Танк с цилиндрическими башнями, пулеметные башни без дополнительного бронирования, возможный год выпуска - 1936. Один из трех Т-35, принимавших участие в обороне Харькова в октябре 1941 года. Танк оставлен на восточной окраине города, возле опытной сельхозстанции, где проспект Сталина переходил в Чугуевское шоссе. Здесь проходил последний рубеж советской обороны в черте Харькова. Скорее всего, это танк №220-28.
Танк с коническими башнями, выпущен в мае-июле 1939 года. Брошен севернее села Лопушное Кременецкого района Тернопольской области, на дороге на Почаев. Это машина 67-го танкового полка №744-66: «Сожжен главный и бортовые фрикционы 9.7.41. Приведена в негодность, вооружение снято».
Танк №715-62, выпущен в 1936 году, вероятно, проходил капитальный ремонт в начале 1939 года . На танке установлена зенитная турель. Оставлен в ожидании ремонта в г. Львове на улице Залызничной (Железнодорожной) возле парка и казарм 15 танкового полка и рембазы №82 КОВО. «Поломка первичного привода вентилятора, сгорели доритовые соединения в моторе. Стреляющие механизмы пушек закопаны, пулеметы сняты. Танк оставлен экипажем 29.6. в Львове». Летом 1941 года был отправлен на полигон в Куммерсдорфе, во время Берлинской битвы весной 1945 года этот Т-35 вошел в состав танкового батальона, сформированного немцами из трофейной техники, находившейся на полигоне. Т-35 попал в “группу Рихтера” и был установлен на одной из берлинских улиц в качестве неподвижной бронированной огневой точки. Как он окончил свою долгую карьеру, точно не известно. Большинство источников сходится во мнении, что последний “боевой” Т-35 был сожжен советскими солдатами штурмовавшими Берлин.
Танк №988-15, год выпуска - 1937. Оставлен в г. Золочев Львовской области, возле дома 26 по улице Сечевых стрельцов, возле военного городка, который в 1941 году служил одним из мест дислокации 10-й танковой дивизии. «Заклинение коробки перемены передач, сломана шестерня 1-й и задней передачи. Машина оставлена в Злочев 1.7. Вооружение, оптика и боеприпасы с машины сняты и сданы в склад воинской части г.Злочев».
Танк №234-42 с коническими башнями и подбашенной коробкой с вертикальными стенками, выпущен в конце 1938 года. Машина 67-го танкового полка, брошена на центральной улице села Запытов Каменка-Бугского района Львовской области. «3.7.41 г. гор. Запытов. Потерпела аварию, лопнул цилиндр и сожжен главный фрикцион. Приведена в негодность. Вооружение снято».
Танк с цилиндрическими башнями позднего типа был оставлен в парке 68-го танкового полка в Судовой Вишне. По всей видимости, до Первой мировой войны в городе находились казармы австрийской кавалерийской части, которые в 1941 году использовались 68-м танковым полком.
Город Судовая Вишня, (Мостиский район Львовской области), парк 68-го танкового полка. Из акта о потерях матчасти 68-го танкового полка известно, что: "Т-35 №0200-4, 196-94, 148-50 - оставлены при производстве среднего ремонта в Сандовой-Вишне. Вооружение и оптика с машин сняты. Машины по приказанию заместителя командира полка по строевой части майора Шорина при отходе частей 24.6.41 г. были взорваны." Танк с цилиндрическими башнями, главная башня раннего типа, предположительно, №148-50 выпуска 1934 года.
Город Городок (центр Городокского района Львовской области), парк 67-го танкового полка. "№220-27, 537-80 - потерпели аварию (поломка бортовой передачи и коробка перемены передач) в районе Грудек-Ягелонский. 24.6.41 г. машины оставлены на месте" (Оба танка выпущены в 1936 году) .
Согласно документам, все Т-35 67-го танкового полка были оставлены в Городке при отходе: "Т-35 №744-64, 196-95, 330-75 находились в среднем ремонте в г. Городок. Приведены в негодность, вооружение снято."
Танк №339-75, выпущен в 1935 году, проходил ремонт в Харькове в 1938 году или позже. Оставлен в среднем ремонте в парке 67-го танкового полка в г. Городке.
Танк №744-64 с коническими башнями и наклонными стенками подбашенной коробки, выпущенный в 1939 году. Оставлен в в среднем ремонте в парке 67-го танкового полка в г. Городке.
Танк с коническими башнями и подбашенной коробкой с вертикальными стенками оставлен возле КПП воинской части на южной стороне Львовской улицы г.Городок, (центр Городокского района Львовской области). Вероятно, это расположение 67-го танкового полка 34-й танковой дивизии, в состав которого входил этот танк. Это машина 67-го танкового полка №744-62. «Получила повреждения, сорвана огранка бортовых лент и сожжен бортовой фрикцион в р-не Городок. Снаряды все расстреляны, машина приведена в негодность. Вооружение снято». Командир машины - Тараненко.
Танк с цилиндрическими башнями, главная башня позднего типа, пулеметные башни без усиления. Вероятные годы выпуска 1937 - начало 1938. Брошен в г.Городок на улице Львовская (участок дороги Перемышль-Львов в черте города) напротив двухэтажного кирпичного дома со звездой - вероятно, дома комсостава. В 150-200 м за ним был оставлен танк №744-62.
Танк №234-35. Вероятно, машина из 34-й танковой дивизии «Опрокинулась в реку вверх гусеницами в районе с. Ивашковцы и приведена в негодность. 30.6.41» Командир танка - Огнев. В Тернопольской области сравнительно недалеко друг от друга есть села Иванковцы (Зборовский район) и Ивашковцы (Збаражский район).
Машина 68-го танкового полка №288-14 выпуска 1935 года «упала с моста, опрокинулась и сгорела вместе с экипажем 29.6. в районе Львова.»
Танк №744-67 с коническими башнями и наклонной подбашенной коробкой, выпущен в мае-июле 1939 года. Оставлен на восточном выезде из Ожидова Бусского района Львовской области в сторону села Олеско, у сельского кладбища. «2.7.41 потерп. аварию. Лопнул коленчатый вал двигателя в р-не гор. Ожидив. Приведена в негодность. Вооружения снято». Судя по серийному номеру, это последний выпущенный Т-35.
По материалам сайта t35incombat.narod.ru
URL записи
Из рассказа выводы:
читать дальше
Пишет TrashTank:
Каждый Т-35 обошелся казне в 560-603 тысячи рублей...
...чтоб немецким солдатам было на фоне чего сфотографироваться.
Пишет Ярик:
URL записи
Информация к размышлению
Из интервью с гвардии старшим лейтенантом запаса Василием Викентьевичем Сазоновым:
«"Войну я встретил башнером передней артиллерийской башни танка Т-35. Этому танку не везет в наших книжках. Все его ругают, на чем свет стоит. Да, конечно, есть за что ругать его, но не так же.
читать дальше
еще фото
URL записи
читать дальше
Пишет TrashTank:
Каждый Т-35 обошелся казне в 560-603 тысячи рублей...
...чтоб немецким солдатам было на фоне чего сфотографироваться.
Пишет Ярик:
URL записи
Информация к размышлению
Из интервью с гвардии старшим лейтенантом запаса Василием Викентьевичем Сазоновым:
«"Войну я встретил башнером передней артиллерийской башни танка Т-35. Этому танку не везет в наших книжках. Все его ругают, на чем свет стоит. Да, конечно, есть за что ругать его, но не так же.
читать дальше
еще фото
URL записи