Модульный Авианесущий Корабль как новый элемент морской авианосной системы
Дмитрий Николаевич Петунин (декабрь 2008 г.).



Зачем России авианосцы?

Недавние заявления главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Владимира Высоцкого о необходимости в будущем иметь в составе флота 5-6 авианосцев, как и следовало ожидать, вызвали бурную и неоднозначную реакцию заинтересованной общественности. Причем на самом деле проблема даже не в принятии конкретного решения «строить или нет» такие корабли. Дело в том, каким образом принимаются подобные решения в нашей стране – в обстановке секретности и при отсутствии прозрачности, без честного обсуждения острых вопросов и предоставления убедительных военно-экономических и геополитических доказательств, в условиях сильного влияния субъективного фактора на ход и конечный итог полемики. Мы опять «наступаем на старые грабли» – разве ничему не научил нас трудный и неоднозначный опыт строительства первых отечественных авианесущих кораблей, когда личные предубеждения и волюнтаристские решения отдельных политических и военных руководителей раз за разом отбрасывали нашу страну назад от таких «вожделенных авианосцев»? Разве не убедились мы в не рациональности и не эффективности такого «кулуарно-подковерного» метода поиска правильного пути развития вооруженных сил?

Иными словами, при принятии столь значимого решения главкому ВМФ нужно было не ограничиться несколькими общими предложениями, а представить более развернутое и аргументирование обоснование необходимости выбора именно этого пути развития военно-морского флота России. Потому что «узкие места» и недостатки предлагаемой концепции легче и разумнее выявить сейчас, на этапе обсуждения и предварительного проектирования, чем позже «вдруг внезапно их обнаружить» на стадии строительства или тем более уже в ходе эксплуатации (вспомним для примера о надеждах и разочарованиях, связанных с Як-38).

Четкое понимание, зачем России нужны авианосцы, тем более необходимо, ибо Россия все-таки не США, и то, что хорошо американцам, может не подойти нам. Ведь Россия – сухопутная евразийская держава с холодным климатом, большая часть побережья которой необитаема и труднодоступна. У нас имеется ядерное оружие, способное остановить вражеское вторжение. В отличие от США, наша страна обеспечена собственными ресурсами и не зависит от импорта нефти из Персидского залива. Мы пока слабо вовлечены в глобальное капиталистическое разделение труда и не переместили свои производственные мощности в страны третьего мира. И, наконец, наше государство не должно всему миру сотни миллиардов долларов, а наш военный бюджет не равен половине мировых расходов на оборону.


Рис.1. Ясный и лаконичный ответ на вопрос «Зачем нужны авианосцы?»

Напротив, для США, учитывая «островную» специфику и менталитет этой страны, авианосные ударные группировки – основной и незаменимый инструмент внешней политики последние 60 лет, обеспечивающий выживание и развитие этой империи в XXI веке (рис.1). И поэтому американцы готовы тратить десятки миллиардов долларов на создание и эксплуатацию авианосцев: сегодня на строительство одного атомного многоцелевого авианосца нужно израсходовать не менее 4,5-7 млрд.$ и 6-7 лет работы, еще примерно в 2-4 млрд.$ обойдется закупка 70-80 палубных самолетов и вертолетов. Для охраны авианосца привлекают не менее 3-4 многоцелевых корабля класса крейсер и эсминец (ориентировочная цена подобных кораблей – от 400 млн.у.е. и выше), атомную подводную лодку (около 1,5-2 млрд.$) и вспомогательные суда обеспечения. Таким образом, суммарная стоимость авианосной корабельной группировки по самым минимальным оценкам составляет более 10-14 млрд.$. Месячные расходы по содержанию авианосца (без жалования персоналу) – свыше 10 миллионов долларов США. И вся эта армада с тысячами человек личного состава должна активно использоваться в открытом море вдали от родных берегов, необходимо проводить регулярные ремонты и модернизации используемой техники, также нужна развитая береговая инфраструктура.
читать дальше