Дмитрий Николаевич Петунин (декабрь 2008 г.).
Зачем России авианосцы?
Недавние заявления главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Владимира Высоцкого о необходимости в будущем иметь в составе флота 5-6 авианосцев, как и следовало ожидать, вызвали бурную и неоднозначную реакцию заинтересованной общественности. Причем на самом деле проблема даже не в принятии конкретного решения «строить или нет» такие корабли. Дело в том, каким образом принимаются подобные решения в нашей стране – в обстановке секретности и при отсутствии прозрачности, без честного обсуждения острых вопросов и предоставления убедительных военно-экономических и геополитических доказательств, в условиях сильного влияния субъективного фактора на ход и конечный итог полемики. Мы опять «наступаем на старые грабли» – разве ничему не научил нас трудный и неоднозначный опыт строительства первых отечественных авианесущих кораблей, когда личные предубеждения и волюнтаристские решения отдельных политических и военных руководителей раз за разом отбрасывали нашу страну назад от таких «вожделенных авианосцев»? Разве не убедились мы в не рациональности и не эффективности такого «кулуарно-подковерного» метода поиска правильного пути развития вооруженных сил?
Иными словами, при принятии столь значимого решения главкому ВМФ нужно было не ограничиться несколькими общими предложениями, а представить более развернутое и аргументирование обоснование необходимости выбора именно этого пути развития военно-морского флота России. Потому что «узкие места» и недостатки предлагаемой концепции легче и разумнее выявить сейчас, на этапе обсуждения и предварительного проектирования, чем позже «вдруг внезапно их обнаружить» на стадии строительства или тем более уже в ходе эксплуатации (вспомним для примера о надеждах и разочарованиях, связанных с Як-38).
Четкое понимание, зачем России нужны авианосцы, тем более необходимо, ибо Россия все-таки не США, и то, что хорошо американцам, может не подойти нам. Ведь Россия – сухопутная евразийская держава с холодным климатом, большая часть побережья которой необитаема и труднодоступна. У нас имеется ядерное оружие, способное остановить вражеское вторжение. В отличие от США, наша страна обеспечена собственными ресурсами и не зависит от импорта нефти из Персидского залива. Мы пока слабо вовлечены в глобальное капиталистическое разделение труда и не переместили свои производственные мощности в страны третьего мира. И, наконец, наше государство не должно всему миру сотни миллиардов долларов, а наш военный бюджет не равен половине мировых расходов на оборону.
Рис.1. Ясный и лаконичный ответ на вопрос «Зачем нужны авианосцы?»
Напротив, для США, учитывая «островную» специфику и менталитет этой страны, авианосные ударные группировки – основной и незаменимый инструмент внешней политики последние 60 лет, обеспечивающий выживание и развитие этой империи в XXI веке (рис.1). И поэтому американцы готовы тратить десятки миллиардов долларов на создание и эксплуатацию авианосцев: сегодня на строительство одного атомного многоцелевого авианосца нужно израсходовать не менее 4,5-7 млрд.$ и 6-7 лет работы, еще примерно в 2-4 млрд.$ обойдется закупка 70-80 палубных самолетов и вертолетов. Для охраны авианосца привлекают не менее 3-4 многоцелевых корабля класса крейсер и эсминец (ориентировочная цена подобных кораблей – от 400 млн.у.е. и выше), атомную подводную лодку (около 1,5-2 млрд.$) и вспомогательные суда обеспечения. Таким образом, суммарная стоимость авианосной корабельной группировки по самым минимальным оценкам составляет более 10-14 млрд.$. Месячные расходы по содержанию авианосца (без жалования персоналу) – свыше 10 миллионов долларов США. И вся эта армада с тысячами человек личного состава должна активно использоваться в открытом море вдали от родных берегов, необходимо проводить регулярные ремонты и модернизации используемой техники, также нужна развитая береговая инфраструктура.
читать дальшеСША в перспективе планируют иметь не менее 10-12 АУГ, чтобы защищать свои национальные интересы. Надо отдать должное циничной прагматичности американских государственных руководителей – тратя миллиарды долларов на авианосные группировки, они изначально и не безосновательно рассчитывают, что смогут эти затраты компенсировать – например, захватив или подчинив очередную страну, богатую природными ресурсами и являющуюся новым рынком сбыта для американских товаров и услуг. Станем ли мы такой страной в будущем? Сможем ли защищать свои интересы не только на суше, но и на море? Будем ли участвовать в предстоящем дележе природных богатств, скрытых в океанских глубинах? Это отнюдь не праздные вопросы.
Можно с определенной долей уверенности утверждать, что главной военной угрозой для нас на ближайшие десятилетия остаются США. Недавние события в Южной Осетии показывают, что некоторые представители американской правящей элиты готовы использовать военную силу против Российской Федерации «в режиме управляемого конфликта» для достижения своих целей. Пока они это делали чужими руками, но сама попытка такой разведки боем тревожит. Рассуждая далее, можно прийти к логичному выводу, что при гипотетическом военном столкновении США и России американцы попробуют реализовать югославский вариант развития «высокоточной ограниченной войны» без применения ядерного оружия, и попытаются разрушить военно-экономический потенциал нашей страны с помощью массированных ударов авиации и крылатых ракет. Вероятнее всего, союзники США по НАТО не захотят проводить крупномасштабную сухопутную операцию на европейском континенте – если, конечно, они поголовно не поражены склерозом и не забыли, чем заканчивались все попытки сухопутного вторжения в Россию за последние 400 лет. Поэтому следует ожидать ударов с приморских направлений, где под прикрытием 10-12 АУГ будут развернуты носители высокоточного оружия.
Итак, развитие военно-морского флота в нынешнем веке приобретает особое значение. Без авианосцев невозможно применение прочих надводных кораблей, особенно в противоборстве с противником, имеющим авиационное прикрытие корабельных группировок. Именно поэтому России необходимы новые авианосцы.
Но есть некоторые ньюансы, нужно учитывать особенности нашей страны. Основной, довольно сложной и противоречивой проблемой является определение оптимального количества таких кораблей. С одной стороны, существует вероятность (хоть и небольшая) противостояния с 12-ю американскими авианосными группировками, обеспечивающими базирование до 600-700 ударных самолетов (без учета самолетов обеспечения и вертолетов). Чтобы дать им достойный отпор вблизи своих берегов, нам потребуется как минимум 400 истребителей сопоставимого уровня (по оценке В.Кузина и В.Никольского). Большую часть этих самолетов нужно будет разместить на авианесущих кораблях, остальные – на береговых аэродромах. Следовательно, для этого необходимо иметь не менее 4-6 авианосцев, каждый из которых способен принять до 50-60 самолетов. С другой стороны, в мирных условиях для демонстрации флага, проведения акций внешнеполитического давления, защиты наших национальных интересов на других континентах вполне достаточно двух-трёх авианосных корабельных группировок (АКГ) с минимальным составом авиакрыльев. Холодная война закончилась, и вряд ли возникнет новое противостояние двух военно-политических систем, требующее создания и содержания мощных вооруженных сил. Кроме того, в России придется фактически «с нуля» создавать производственные судостроительные мощности, способные строить авианосцы большого водоизмещения, на что может уйти довольно много времени. Да и с экономической точки зрения, чтобы не допустить милитаризации экономики и не разорить страну, желательно ограничиться минимальным количеством авианосцев и кораблей их сопровождения.
Решением, устраняющим данное противоречие, может стать создание и широкое использование корабля нового класса – дешевого и многофункционального мобилизационного авианосца, созданного на базе гражданского судна, способного при возникновении кризисных ситуаций обеспечить временное базирование палубных самолетов и вертолетов. В этом случае 3-м постоянно действующим авианосным корабельным группировкам во главе с тяжелыми атомными многоцелевыми авианосцами будут придаваться для усиления до 9-12 вспомогательных легких мобилизационных авианосцев. Это значительно повысит эффективность, устойчивость и живучесть авианосных соединений при ведении боевых действий, одновременно позволяя серьезно сэкономить на строительстве и эксплуатации авианесущих кораблей в мирное время. Такой вот «ассиметричный ответ на поигрывание авианосными мускулами» наших заокеанских партнеров-соперников.
Объективными предпосылками для реализации концепции многофункционального мобилизационного авианосца как универсального корабля обеспечения авианосных корабельных группировок стали 2 обстоятельства
Во-первых, дороговизна и, как следствие этого, малочисленность тяжелых ударных авианосцев в составе флотов мира. Даже в американском флоте авианосные ударные группировки (АУГ) обычно имеют в своем составе не более 1 корабля класса «авианосец». Но при этом слишком многое зависит от работоспособности этого корабля – при повреждении или потоплении авианосца прочие надводные корабли остаются без воздушного прикрытия и могут быть уничтожены противником с меньшими усилиями и затратами. Получается замкнутый круг: для повышения живучести авианосца приходится увеличивать размеры корабля и конструкций пассивной защиты, что неминуемо приводит к увеличению стоимости и сроков строительства, что, в свою очередь, ведет к уменьшению количества кораблей, принятых на вооружение, из-за чего падает эффективность военно-морских сил в целом… Следовательно, требуется дублер авианосца, способный при необходимости его «подстраховать» и взять на себя выполнение части функций авианосца. Иначе говоря, проблему живучести авианосца и повышения эффективности его применения предлагается решать не «в лоб», не усилением конструктивной защиты и совершенствование систем вооружения на отдельно взятом корабле, а через рассредоточение самого ценного элемента боевой авианосной системы (палубной авиации) сразу на несколько авианесущих кораблей.
Во-вторых, АКГ для выполнения всех поставленных перед ними задач должны иметь в своем составе специальные десантные корабли и суда обеспечения (УДК, вертолетоносцы, танкеры, транспорты вооружения и т.д.). Эти корабли и суда обеспечения являются неотъемлемой частью боевой системы и, следовательно, должны обладать скоростью движения, сопоставимой с оперативной скоростью перемещения авианосной группировки. К сожалению, используемые сегодня российские десантные корабли и суда обеспечения тихоходные и могут стать обузой при ведении активных боевых действий.
Таким образом, для повышения эффективности АКГ как боевой системы необходимо создание корабля нового типа, совмещающего в себе качества и авианосца, и десантного корабля, и вспомогательного судна комплексного обеспечения. Этот корабль должен обладать лучшими свойствами всех вышеперечисленных классов кораблей и судов, и при этом быть многофункциональным, дешевым и простым в применении, иметь срок эксплуатации, сопоставимый со сроком жизни авианосца. Ведущие европейские военно-морские державы уже сделали первые практические шаги в этом направлении, разработав и приняв на вооружение универсальные авианесущие корабли нового поколения, являющиеся симбиозом классического авианосца и десантного корабля – легкий авианосец/десантный корабль «Cavour», десантный вертолетоносец-док «Rey Huan Carlos I» (Испания – рис.2), десантно-командный вертолетоносец «Mistral» (Франция – рис.3).
Дальнейшим развитием этих идей может стать создание универсального модульного авианесущего корабля, о чем и пойдет далее речь.
Рис. 2. Универсальный десантный вертолетоносец-док «Rey Huan Carlos I» (Испания)
Рис. 3. Десантно-командный вертолетоносец «Mistral» (Франция)
Новый элемент морской авианосной системы
Модульный Авианесущий Корабль (далее по тексту МАК) – многоцелевой универсальный корабль, предназначенный для обеспечения эффективного функционирования группировок надводных и подводных кораблей ВМФ. Без прикрытия палубной авиации не возможно функционирование этих группировок кораблей, именно поэтому данный тип корабля должен быть авианесущим и являться (в некоторой мере) дублером авианосца.
Универсальный характер МАК реализуется через широкое применение модульного принципа создания конструкций и систем. Благодаря этому корабль в зависимости от вида используемых модулей приобретает свойства самых различных и непохожих друг на друга кораблей и судов. Он может быть легким авианосцем, противолодочным или десантным вертолетоносцем, универсальным десантным кораблем, судном-доком, быстроходным судном комплексного снабжения авианосных ударных группировок (АУГ), госпитальным судном, спасательным судном с глубоководными погружаемыми аппаратами для проведения аварийно-спасательных работ, плавучей ремонтной базой, гражданским грузовым судном для перевозки разнообразных грузов (насыпных, наливных, контейнеров, автомобилей, не габаритных грузов). Фактически, МАК способен заменить основные типы используемых сейчас военно-морским флотом грузовых и вспомогательных судов, хотя, естественно, не так эффективен как специализированное судно.
Другой важной характерной чертой МАК является его «двойное назначение» – это прежде всего гражданское судно, способное в минимально короткое время и с небольшими затратами трансформироваться в военный корабль. Такая практика использования мобилизационных (торговых, эскортных) авианосцев довольно часто применялась ранее в условиях ограниченности доступных ресурсов и возможностей и доказала свою эффективность.
Еще одной интересной особенностью предлагаемой концепции является принцип самообеспечения и самоокупаемости. Большая часть этих кораблей будет постоянно использоваться в гражданском секторе экономики, целенаправленно зарабатывая на российских и зарубежных контрактах деньги на содержание и боевую службу своих мобилизованных собратьев, входящих в состав авианосных корабельных группировок. Оставаясь в государственной собственности, МАК будут переданы в долгосрочную аренду управляющей компании с государственным контролем (госкорпорации). Это даст возможность проводить гибкую ценовую политику при борьбе за рынок морских грузовых перевозок, а также снизит риски и позволит оперативно провести при необходимости срочную мобилизацию всех кораблей. В идеале, флот из МАК будет не опустошать карманы налогоплательщиков, а наоборот, обеспечивать дополнительными финансовыми ресурсами российский военно-морской флот.
Технические характеристики МАК
При проектировании такого поистине универсального корабля-трансформера, аналогов которому пока нет, желательно использовать уже реализованные проекты и освоенные технологии, что значительно снизит риск, конечную стоимость корабля и сроки его изготовления. Как мне кажется, наиболее подходящим вариантом может стать судно-док проекта Р-756 «Анадырь» (рисунок 4), на основе которого следует разработать Модульный Авианесущий Корабль.
Справка: Большой морской транспорт вооружений «Анадырь» (проект Р-756) был построен в 1988 году на верфи Wartsila в Финляндии по заказу ВМФ СССР. С 1990 года вошел в состав Тихоокеанского флота. Его длина – 226 м (195,6 м по ватерлинии), ширина – 30 м, осадка – 6,5 м. Водоизмещение – полное 27 тыс. т, порожнее 16500 т. Мощность силовой установки – 32,4 тыс. л.с. Скорость хода – 20 узлов. Дальность плавания – 8000 миль (15 уз). Автономность – 45 суток (7 пассажиров). Грузоподъемность (по разным источникам) – 7,5-10,5 тыс. т. Размеры трюма – 150х18х11,4 м. Экипаж 76 чел., пассажиров – 639 чел. Предназначался для транспортировки и снабжения подводных лодок и боевых кораблей. Имеет портальный грузовой кран грузоподъемностью 60 тонн. Авиация – 2 вертолета Ка-27, взлетно-посадочная площадка, ангар на 2 вертолета. Назначенный срок службы судна составляет 30 лет. Стоимость постройки – примерно 50 млн.$.
Это судно имеет минимально приемлемые размеры и водоизмещение, позволяющие его использовать для переоборудования в авианесущий корабль. Но главная «изюминка» проекта Р-756 – уникальный трюм-док размерами 150 Х 18 Х 11,4 м (длина Х ширина Х высота), как будто специально созданный для модульной системы трансформации.
Рис.4. Транспортное судно-док пр.Р-765 «Анадырь»
Важным параметром является требуемая мореходность подобного мобилизационного корабля – возможно для ее улучшения придется немного увеличить размеры судна. Однако такой рост габаритов и водоизмещения не желателен с точки зрения минимизации сроков и стоимости строительства. К тому же ограничение размеров позволит расширить список судостроительных заводов, способных создавать суда таких размеров – следовательно, нужно искать компромиссное решение. Для улучшения мореходности и экономичности, повышения скорости движения, стоит рассмотреть возможность использования носового бульбового обтекателя оптимальной гидродинамической формы.
Отправной точкой, так сказать «базовой или нулевой комплектацией» МАК, станет судно-док, способное перевозить ракетные катера, дизельные подводные лодки, другие корабли, различные негабаритные грузы (рис.5). Такое судно-док является, по сути, просто платформой для размещения «в своем чреве» и перемещения специализированных модулей и поэтому к нему вряд ли стоит предъявлять какие-то особо высокие требование, что, несомненно, позволит снизить стоимость строительства и эксплуатации таких кораблей. В то же время сама конструкция судна-дока – двойные борта и дно, мощные насосы для заполнения/осушения объемных балластных цистерн, двухвальная двигательная установка, 2 дизеля которой размещены далеко от гребных винтов и разнесены по бортам по диагонали почти на 50 м – обеспечивает более высокую живучесть и непотопляемость по сравнению с другими типами гражданских судов, которые могли бы послужить основой для разработки МАК (те же контейнеровозы или танкеры).
Рис.5. Советское судно «Стахановец Ермоленко» перевозит два ракетных катера в док-камере. Фото ВМС США. 1982 год
Однако потребность в подобных судах-доках не велика, поэтому большинство кораблей из серии МАК следует изначально оснастить съемной верхней палубой модульной конструкции, разделенной на крупноблочные секции для ускорения монтажных работ (принцип конструктора Лего). Именно эта верхняя палуба станет полетной палубой, именно она будет оснащена системами и оборудованием для полетов палубной авиации (аэрофинишеры, удерживающие самолет колодки, газоотбойные щиты и пр.), именно на ней будут при необходимости размещаться контейнеры, техника и прочие грузы. Док, перекрытый такой палубой, становится огромным трюмом, назначение которого может оперативно изменять при необходимости. МАК, обладающей подобной съемной верхней палубой, станет самой широко распространенной версией этого корабля, и на его основе будут создаваться прочие специализированные модификации.
Ключевая идея модульного корабля проста – изменение целевого назначения корабля должно производиться за счет быстрого монтажа/демонтажа укрупненных специализированных модулей, причем делать это необходимо непосредственно в местах базирования флота и собственными силами, желательно без привлечения дополнительной грузоподъемной техники. Наиболее яркими примерами практической реализации идеи модульной трансформации гражданского судна в военный корабль стала британская программа SCADS и американская концепция ARAPAHO (рис. 6). Основа концепции ARAPAHO / SCADS – стандартный 20-40-футовый контейнер и типовое гражданское судно-контейнеровоз. Нескольким контейнеровозам, переоборудованным в авианесущие вспомогательные транспортные корабли, даже пришлось принять участие в боевых действиях вблизи Фолклендских островов в 1982 г. (рис. 7, 8). В Советском Союзе в 1983-1985 годах также проводились испытательные полеты с целью проверки возможности вертикального взлета и посадки самолетов Як-38 с транспортных судов. Были задействованы контейнеровозы «Агостиньо Нето» и «Николай Черкасов», на которых оборудовали посадочную площадку, погрузили аэродромные средства обеспечения и технического обслуживания самолетов.
Рис. 6. Переоборудование судна по английской программе SCADS (Shipboard Containerized Air Defense System)
Рис. 7 и 8. Английские истребители «Harrier» на борту контейнеровоза
Конструктивные особенности предлагаемого Модульного Авианесущего Корабля позволяют осуществлять процедуру его переоборудования из гражданского судна в военный корабль тремя способами.
Во-первых, с помощью собственных двухпалубных кранов (рис. 9 и 10) грузоподъемностью 100-150 тонн со стрелой вылетом до 40-80 м можно выполнять монтаж дополнительных секций, контейнеров и модулей военного назначения (рис.11). Второй способ – метод докования (flow-on/flow-off) – ввод с помощью буксиров через кормовой люк внутрь трюма-дока-ангара крупногабаритных специально изготовленных под конкретную миссию модулей (лихтеров, барж, десантных плашкоутов, топливных емкостей и пр.). И, наконец, контейнеры и прочие грузы можно устанавливать на дно трюм-дока либо на верхние крышки модулей-лихтеров горизонтальным способом – с помощью въезжающих по кормовой и бортовым аппарелям-сходням автопогрузчиков и двух мостовых кранов, способных перемещаться по всей длине доковой камеры.
Рис.9 и 10. Типовые палубные краны для перевалки контейнеров и грузов многоцелевого назначения
Рис.11. Переоборудование МАК из гражданского судна в военных корабль. Ссылка на схему больших размеров - клик
Рис.12. Ввод лихтера с помощью буксира внутрь доковой камеры лихтеровоза
Известно, что лихтеровозы (рис.12) обладают высокой производительностью погрузочно-разгрузочных работ (до 3000-4000 т/час), так что наплавной метод установки модулей в доковую камеру позволит значительно сократить время переоборудования судна.
Принципиально важно, что эти три процедуры трансформации корабля можно производить практически одновременно и независимо друг от друга. Так что, пока в трюм-док буксиры заводят 4 модуля-лихтера, параллельно, МАК с помощью палубных кранов может устанавливать дополнительные модули полетной палубы, секции с оборудованием, модули-контейнеры с вооружением и пр.
После размещения модулей внутри дока закрывается кормовой люк доковой камеры, включаются насосы, осушаются балластные цистерны, модули-лихтеры опускаются на дно дока-трюма камеры и закрепляются между собой и с корпусом судна-дока (рис.13). Таким образом, весь процесс превращения гражданского судна в легкий авианосец займет не недели и месяцы, а часы!
Рис. 13. Поперечный разрез корпуса МАК
Возможные размеры «авианосных» модулей-лихтеров – 75 Х 9 Х 4 м. Внутри них находится авиатопливо, боеприпасы, прочее оборудование и снаряжение для базирования на МАК авиации, причем верхние крышки этих модулей-лихтеров служат полом ангара (рис. 14).
Рис. 14. Специализированный авиационный модуль-лихтер
В кормовой части доковой камеры разместятся 4 самоходных десантных баржи с откидными аппарелями, внутри которых находятся танки (16-20 шт.), а также БТР и прочая боевая техника. На верхних палубах этих барж-лихтеров размерами 36х9х4 м по время перехода МАК к месту проведения операции можно закрепить транспортные вертолеты типа Ка-29 (12-16 шт.) и пару МиГ-110МП в грузопассажирском варианте, которые затем будут подняты на полетную палубу и использованы для высадки передовых групп морских пехотинцев, перевозки грузов на берег. Звено палубных истребителей типа Су-33 (2-4 самолета) обеспечит воздушное прикрытие действий десанта.
В случае использования МАК в качества десантного корабля-дока (LPD – Landing Platform Docks) или транспортного судна вместо специализированных модулей-лихтеров внутри этого корабля размещаются типовые десантные высадочные средства (катера, баржи, суда на воздушной подушке), гусеничная и колесная техника, контейнеры, цистерны, прочее вооружение и грузы (рис. 16, 17).
Рис. 17. Доковая камера десантного корабля типа «Albion»
откидными аппарелями по правому борту, через которые будут осуществляться погрузочно-разгрузочные работы накатным (горизонтальным) способом в случае использования МАК в качества ролкера или десантного корабля (рис.18, 19, 20).
Судно-док имеет развитую насосно-балластную систему и способно изменять свою осадку – таким образом можно регулировать высоту бортовых и кормовых аппарелей (рамп), подстраиваясь под нужный уровень береговых причалов либо опускаясь до поверхностиуровня воды для облегчения десантирования плавающей бронетехники (рис. 18, 19).
Рис.18. Перегрузка техники с помощью бортовых аппарелей (рамп)
Рис. 19. Погрузка автомобилей на десантный корабль типа «Foudre» через бортовую аппарель (Франция)
Рис. 20. Кормовая рампа-сходня судна снабжения-ролкера T-AKR 300 «Bob Hope» (США)
Также именно через эти бортовые лацпорты будут доставляться самолеты и вертолеты из ангара на бортовые самолетоподъемники для дальнейшего их поднятия на верхнюю (полетную) палубу (рис. 21). Эти самолетоподъемники перемещаются по направляющим, встроенным в правый борт корабля, и конструктивно схожи с подъемными устройствами на американских вертолетоносцах «Уосп», «Тарава» и пр. Для уменьшения ширины МАК эти подъемные платформы могут подниматься вертикально (прижимаясь к борту) либо, находясь в самом верхнем положении, укладываться на верхнюю палубу корабля.
Рис. 21. Подъем Су-33 бортовым самолетоподъемником
Естественно, желание придать МАК универсальный характер определит его внешний вид и конструкцию – также как на авианосцах и на некоторых универсальных десантных кораблях (типа «Ocean», «Mistral») небольшая узкая надстройка будет размещена по правому борту. При формировании облика МАК в модификации легкого авианосца можно ориентироваться на характеристики итальянского авианосца «Cavour», имеющего трамплин и способного размещать авиагруппу в 20 самолетов «Harrier» или F-35B и вертолетов (рис. 22). Этот авианосец класса STOVL (Short Take off/Vertical Landing) имеет длину 244 м, ширину 39 м, осадку 8,7 м, водоизмещение – 27100 тонн. Запас хода: 7000 миль (16 узлов), максимальная скорость 29 узлов. Экипаж 486 человек, в том числе численность персонала авиагруппы – 211 человек. Верхняя палуба имеет носовую и кормовые площадки для стоянки авиатехники на 4 и 8 единиц соответственно. Взлет и посадка обеспечиваются при волнении моря до 6 баллов, максимальная интенсивность полетов может достигать 60 самолето-вылетов в сутки.
Рис. 22. Итальянский авианосец «Cavour»
Взлетная площадка для самолетов имеет размер 184х14,2 м и оснащена 12° рампой. За ней расположены площадки для одновременного взлета 6 EH-101 или 4 CH-47. Общие размеры полетной палубы 232,6х34,5 м, ангара – 134,2х21 м (рис. 23).
Рис.23. Проекции и устройство авианосца «Cavour»
«Cavour» может использоваться одновременно в качестве универсального десантного корабля, для чего он оборудован помещениями для 400 морских пехотинцев и 60 единиц бронетехники, выгружаемой своим ходом. В случае необходимости в ангарной палубе может размещаться колесная или гусеничная техника массой до 60 тонн. Для ее перемещения корабль оснащен кормовой и бортовой рампами максимальной грузоподъемностью 60 тонн. Кроме того, корабль может нести 4 десантных катера LCVP.
При мобилизации МАК в качестве авианосца класса STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery, дословно – «короткий взлет и посадка на аэрофинишеры») площадь верхней (полетной) палубы необходимо увеличить. По всей длине левого борта с помощью кранов будут установлены дополнительные секции полетной палубы для увеличения ее ширины. По правому борту в районе расположения самолетоподъемников следует смонтировать облегченные секции палубы (с решетчатым настилом) для временной стоянки самолетов и вертолетов. Это упростит маневрирование при въезде-выезде с самолетоподъемников, позволит объезжать остров-надстройку справа, не создавая помех на полетной палубе (рис. 24).
Рис.24. Схематичное изображение устройства МАК в комплектации «Легкий авианосец» Полноразмерная схема - тыц
Из-за ограниченных размеров судна, взятого за основу (длина не более 230-240 м), и небольшого численного состава базируемой на нем авиагруппы (обычно не более 10-12 самолетов и несколько вертолетов), придется, вероятно, отказаться от применения угловой посадочной палубы и вернуться к концепции «сквозной» полетной палубы. Основным средством взлета самолетов станет трамплин, доказавший свою эффективность, в т.ч. и в холодных северных морях. Количество взлетных позиций – 2 или 3 шт.: 1-я (и 2-я) для короткого разбега со 100 м, 3-я – с дистанции 200 м. Однако такой трамплин должен при необходимости складываться, преобразуясь в горизонтальную поверхность. Это необходимо для безопасного ухода самолета на второй круг при неудачной попытке зацепиться за трос аэрофинишера, а также с целью увеличения площади полетной палубы для осуществления полетов вертолетов, стоянки самолетов, размещения грузов. Оптимальным было бы изготовление такого «складывающегося трамплина» из двух независимых друг от друга секций шириной 24-26 и 10-12 м – это позволит проводить одновременно и взлет, и посадку. Для подъема вооружения на полетную палубу используются два оружейных лифта в правом борту корабля, обеспечивающие доступ к внутренним отсекам модулей-лихтеров, установленных в доке-трюме.
Общее количество тросовых аэрофинишеров – 3 штуки, также как и на модернизируемом для индийцев авианесущем крейсере «Адмирал Горшков», а также на новых американских авианосцах («Рональд Рейган», «Джордж Буш»). Для компенсации массы надстройки на правом борту аэрофинишерные машины предлагается немного сдвинуть влево от продольной оси корабля.
При использовании МАК в качестве легкого многоцелевого авианосца авиагруппа (в стандартном составе до 18-20 летательных аппаратов) должна состоять из вертолетов типа Ка-27 и многофункциональных самолетов двух типов: тяжелых истребителей типа Су-33 (палубной версии Су-35) и универсальных модульных самолетов обеспечения типа МиГ-110МП. Минимальное количество типов используемых летательных аппаратов с унифицированным БРЭО уменьшает стоимость их эксплуатации, сокращает количество и ассортимент хранящихся на авианосце запасных частей и агрегатов, также можно ограничить численный состав обслуживающего персонала. Размеры ангара (150х18х7 м) позволяют разместить внутри корабля до 20 самолетов и вертолетов, т.е. всю авиагруппу – для сравнения в ангаре авианосца типа «Нимитц» размещается не более 30-50% базирующейся на нем авиатехники. Кроме того, в перегрузочном варианте еще примерно 10 истребителей можно хранить на верхней палубе МАК.
Несколько слов о выборе единого палубного истребителя для российского флота. Как мне кажется, до момента принятия на вооружение отечественного истребителя 5-го поколения основным должен стать истребитель типа Су-33 (Су-35). Тяжелые истребители типа Су-35, в принципе, сопоставимы по главным параметрам и боевым возможностям с истребителями 5-го поколения типа F-35 и F-22, что важно в условиях количественного превосходства последних. Конечно, легкий истребитель типа МиГ-29К имеет меньшие габариты, но для палубной авиации приоритетным критерием является продолжительность и дальность полета. Не следует забывать уроки англо-аргентинского конфликта 1982 года, когда аргентинской авиации из-за значительного удаления островов от аэродромов базирования пришлось сильно ограничить время нахождения в зоне боевых действий и боевую нагрузку, что серьезно снизило ее боевые возможности и предрешило исход войны. Несомненно, что авианосные группировки потенциального противника, имея ударные самолеты с бо’льшим радиусом полета и как минимум не уступая нашим кораблям в скорости, просто не позволят сблизиться на дистанцию применения самолетов и противокорабельных ракет с меньшей дальностью действия, нанося в то же время удары по нашему корабельному соединению. В конечном итоге от того, сколько точек подвески на наших истребителях будет занято ракетами, а не дополнительными баками с топливом, станет зависеть выживаемость и эффективность всей авианосной группировки.
Монтируемое при мобилизации вооружение и радиоэлектронное оборудование упрощенного состава должно обеспечивать выполнение поставленных перед кораблем задач. 3х-координатная РЛС типа «Фрегат-МАЭ» будет применяться для управления полетами палубной авиации, обнаружения воздушных и надводных целей. Два модуля-контейнера с зенитным ракетно-артиллерийским комплексом типа «Панцирь-С1» («Каштан-М», «Пальма»), установленные на надстройке, имеют круговой обстрел и используются для обнаружения и уничтожения прорвавшихся сквозь противовоздушные эшелоны кораблей охранения
Рис.26. Зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь-С1» (контейнерное исполнение)
Желательно установить также комплекс противоторпедной защиты «Пакет» либо буксируемую торпедную ловушку, комплексы РЭБ и постановки пассивных помех. Для управления полетами палубной авиации применяются соответствующие радиотехнические и оптические системы (типа «Резистор-К», «Луна» и пр.), аппаратура связи.
Модульные Авианесущие Корабли – прежде всего корабли обеспечения, привлекаемые для нужд флота эпизодически и на небольшой срок, поэтому не целесообразно оборудовать их слишком дорогой и сложной военной радиоэлектронной аппаратурой и оборудованием. Флагманские функции в корабельном соединении должен на себя брать атомный авианосец либо крупный надводный военный корабль типа крейсера (эсминца), оснащенные специализированными боевыми информационно-управляющими системами. Принцип минимальной достаточности – такой подход позволит сократить стоимость мобилизационных авианосцев и время, затрачиваемое на их переоборудование. В то же время введение в состав авианосных корабельных группировок дополнительных крупных кораблей, имеющих сопоставимый с авианосцами уровень ЭПР, значительно снижает вероятность поражения флагмана (атомного авианосца или крейсера) противокорабельными ракетами и торпедами, повышает живучесть и устойчивость всего соединения. Но особенно важно, что пропорционально количеству привлекаемых мобилизационных авианосцев увеличивается число взлетных и посадочных полос в АКГ – это дает кардинальный рост числа выполняемых боевых вылетов за сутки, в разы сокращается время, необходимое для взлета и посадки всех самолетов авиагруппы.
Жилые, хозяйственно-бытовые и служебные помещения, находящиеся в носовой части корабля, а также в его двойных бортах, должны обеспечивать размещение при мобилизации до 300-600 человек (в зависимости от конкретной модификации МАК) на период выполнения боевой задачи. Поэтому каждому из 30 человек постоянного экипажа во время гражданских рейсов может предоставляться отдельная просторная каюта для комфортного проживания, в которую во время военных миссий будут дополнительно подселены еще несколько человек. Также желательно зарезервировать помещения, инженерные системы и коммуникации для размещения дополнительного медицинского оборудования, мест для приготовления и потребления пищи, продовольственных складов, комнат отдыха и релаксации, спортивных залов, ремонтных мастерских и т.п. При необходимости для перевозки большого количества людей (например, при эвакуации из зоны стихийного бедствия) в доковой камере можно установить специальные пассажирские лихтеры-модули либо стандартные 20-40 футовые контейнеры, переоборудованные в отсеки для проживания (рис. 27).
Рис. 27. Контейнер, переоборудованный в жилой отсек (система BATTLEBOXtroops TM)
Таким образом, МАК в комплектации «Легкий авианосец / Судно комплексного обеспечения, многоцелевой состав авиагруппы» (далее по тексту МАК-ЛА) может иметь следующие характеристики:
• размеры по полетной палубе (без учета габаритов бортовых самолетоподъемников и облегченных палубных секций по правому борту) – 236х38х6,5 м (длина Х ширина Х осадка), размеры по ватерлинии 205х30х6,5 м;
• водоизмещение – 25000-27000 тонн;
• срок эксплуатации – не менее 50 лет;
• период строительства судна – 6-8 месяцев, время трансформации (переоборудования) из гражданского судна в военный авианесущий корабль – 1-2 дня;
• скорость – максимальная 24-26 узлов, крейсерская длительная 18-23 узла;
• дальность плавания – 8000 миль (при скорости 18 узлов), автономность – 45 суток;
• двигательная установка – 2 дизеля суммарной мощностью 35-45 тыс.л.с.;
• многофункциональные истребители типа Су-33 (Су-35) – 8-10 шт. (до 18-20 шт. в перегрузочном варианте);
• универсальные самолеты типа МиГ-110МП (модульный палубный) – 2 шт., на каждый самолет по 3 быстро заменяемых специализированных модуля (ДРЛО, ПЛО и грузопассажирский/патрульный);
• количество вертолетов типа Ка-27 (ПЛО, поисково-спасательных) – 4-6 шт.;
• запас авиатоплива и боеприпасов на 10-15 вылетов (всего около 2500 тонн) находится внутри 4 специально спроектированных и изготовленных модулей-лихтеров размерами 75х9х4 м, разделенных на несколько переборок для обеспечения непотопляемости и живучести;
• постоянный гражданский экипаж 30 чел. при мобилизации корабля для нужд ВМФ увеличивается до 300 чел. (комплектация МАК-ЛА: дополнительные 200 чел. из состава авиакрыла + 70 чел., отвечающих за системы вооружения и прочее военное оборудование);
• вспомогательная аэродромная техника (буксиры-тягачи, автокран, вилочные погрузчики, пожарные машины и т.п.), контейнеры с оборудованием для проведения ремонтных работ и технического обслуживания;
• противопожарные системы (огнезащитные шторы, пено-водяные установки и пр.);
• запас ГСМ (топлива авиационного, дизельного, масел и пр.), боеприпасов, питьевой воды, продуктов питания для снабжения остальных кораблей в авианосной корабельной группировке – до 3750-5000 тонн (50% от грузоподъемности МАК). Для их передачи на ходу предусмотрены специальные устройства, а также могут применяться два палубных крана;
• 2 бортовых самолетоподъемника размерами 13х16 м грузоподъемностью по 40 тонн;
• 2 палубных крана грузоподъемностью по 150-200 тонн (вылет телескопической стрелы 40-80 м) для подъема и перемещения самолетов, прочих грузов;
• успокоители качки (обеспечивают трехкратное умерение амплитуды бортовой качки на шестибальном волнении при скорости хода 18 узлов);
• 3 тросовых аэрофинишерных машины (общей массой около 300 тонн);
• носовой складывающийся трамплин угол схода 14 градусов, всего 3 взлетные позиции для самолетов;
• размеры ангара (при установленных на дно дока-трюма четырех модулях-лихтерах) – 150х18х7 м – позволяют разместить внутри корабля все летательные аппараты, под потолком (поволоком) ангара-трюма по всей его длине перемещаются 2 мостовых крана грузоподъемностью по 60 тонн для осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
• размеры полетной палубы – 236х38 м, размеры посадочной палубы 230х26 м;
• вооружение для самообороны – 2 модуля ЗРАК типа «Панцирь-С» («Каштан», «Пальма»), комплекс противоторпедной защиты «Пакет», комплексы РЭБ и РЭП, комплексы постановки пассивных помех в модульно-контейнерном исполнении, устанавливается при мобилизации;
• авиационное оборудование – оптические и радиотехнические системы посадки типа «Луна-3», «Резистор-К», аппаратура управления полетами, аппаратура связи, прочее оборудование в модульно-контейнерном исполнении, устанавливается при мобилизации;
• РЛС – 3-координатная РЛС типа «Фрегат-МАЭ» для осуществления контроля за полетами палубной авиации, обнаружения воздушных и надводных целей (в модульно-контейнерном исполнении, устанавливается при мобилизации); навигационные РЛС.
Критерий «эффективность/стоимость» и концепция применения МАК
Для создания Модульного Авианесущего Корабля по гражданским стандартам потребуется ориентировочно 40-50 млн.$ (при текущих расценках на строительство серии из 10-12 гражданских судов сопоставимого водоизмещения). Стоимость устанавливаемого при мобилизации вооружения, авиационного и радиоэлектронного оборудования минимального состава определить можно только приблизительно, опираясь на открытые источники информации о суммах экспортных контрактов на поставку аналогичных систем вооружения. Допустим, это обойдется нам еще в 50 млн. у.е., итого 100 млн.$. Эту цифру вряд ли можно считать чересчур оптимистичной. Для сравнения, за строительство уникальных в своем роде и гораздо более крупных судов таких как контейнеровоз «EMMA MAERSK» (длина – 396.8 метра, ширина – 63.1 метра, водоизмещение – 123.200 тонн, вместимость до 15000 TEU) и супертанкер двухкорпусной конструкции «HELLESPONT FAIRFAX» (длина 379 м, ширина 68 м, осадка 24,5 м, водоизмещение 234.000 тонн) заказчикам пришлось заплатить 135 млн.$ и 100 млн. $ соответственно (рис.28, 29).
Рис. 28. Контейнеровоз «EMMA MAERSK»
Рис. 29. Супертанкер двухкорпусной конструкции «HELLESPONT FAIRFAX»
Два десантно-командных вертолетоносца «Mistral» и «Tonnerre» обошлись французской казне в 705 млн. долларов. Третий корабль, который должен после 2010 года заменить крейсер-вертолетоносец «Жанна д’Арк», будет стоить еще дешевле – 150-200 млн.евро. А ведь это военные корабли со сложным и дорогостоящим оборудованием – на них, например, имеется специальный командный центр на 200 рабочих мест площадью 850 кв.м., госпиталь на 69 койкомест с медицинским оборудованием как в больнице типичного французского города с 25 тыс.населением, а в качестве движителей применены электродвигатели, установленные в специальных поворотных гондолах (азиподах) – то же не самая дешевая технология. Кстати говоря, именно применение гражданских технологий строительства позволило существенно сэкономить при строительстве этих кораблей…
Другими словами – построенный в рамках данной концепции легкий мобилизационный авианосец будет эквивалентен по стоимости (но не по возможностям) ДВУМ ракетным катерам или истребителям 4-го поколения типа Су-30, F-18 либо ОДНОМУ истребителю 5-го поколения типа F-35 (!).
Это заставляет несколько по-иному взглянуть на вопросы живучести и целесообразности строительства по гражданским стандартам, экономическому обоснованию боевых действий против таких кораблей. Стоит ли при таком денежном раскладе «овчинка выделки», оправдано ли для уничтожения этого дешевого (в сравнении с классическими тяжелыми авианосцами стоимостью по 4-7 млрд.$) корабля выделять 2-3 десятка дорогостоящих истребителей, несколько из которых будут обязательно потеряны при атаке? Интригующий вопрос, не так ли?
Стоимость авиакрыла 550 млн.$ (в т.ч. 400 млн.$ истребители, 150 млн.$ – МИ-110МП и вертолеты). Общая стоимость МАК-ЛА (легкий авианосец) с авиагруппой = 650 млн.$, что приблизительно соответствует цене 1 современного корабля океанской зоны типа эсминец/фрегат с ЗРК коллективной защиты (например, цена многоцелевого европейского фрегата FREMM для Марроко составит 480 млн.евро или около 670 млн.$).
Ударная же мощь МАК-ЛА и фрегата типа FREMM просто не сопоставима. Обычно современный фрегат оснащен 8-16 ПКР с дальностью стрельбы 130-200 км, в то время как 10 истребителей типа Су-35 имеют боевой радиус полета более 1200-1500 км и способны нести до 5-6 ПКР (типа Х-31, Х-35, Х-59МК) каждый, что позволяет им доставить к цели в совокупности до 60 единиц высокоточного управляемого ракетного вооружения. Если атакуемый фрегат не имеет авиационного прикрытия, у него нет никаких шансов – атакующие его самолеты при любом варианте развития событий на предельно малых высотах выйдут на удобную дистанцию пуска своих ракет (30-40 км), а после их запуска безнаказанно уйдут за пределы обзора вражеских РЛС и досягаемости зенитных корабельных ракет. Сбить же такое количество атакующих ракет в столь короткий промежуток времени невозможно физически.
Как уже было сказано ранее, МАК не заменяет, а дополняет атомные многоцелевые авианосцы, которые должны стать главной ударной силой ВМФ РФ. Нужно иметь не менее трех атомных авианосцев: по одному на Северном и Тихоокеанском флоте на боевой службе, в то время как третий авианосец может в это время находится на техобслуживании, ремонте или модернизации. В более оптимистичных, и, соответственно, менее реальных, заявлениях военных и политиков озвучивались цифры желательного количества авианосцев в российском ВМФ от 4-5 до 8 единиц. Будем исходить из более приземленных оценок – 3 атомных многоцелевых авианосца, построенных до 2030 г.
Для обеспечения эффективного функционирования трех авианосных корабельных группировок потребуется не менее 12 единиц МАК (в среднем по 4 шт. на атомный авианосец), что позволит решать все поставленные перед этими соединениями задачи, откроет новые интересные возможности для маневра силами и средствами флота. Суммарная стоимость программы строительства этих кораблей по гражданским стандартам составит примерно 600 млн.$, еще столько же придется потратить на специальное оборудование и вооружение. Итого 1,2 млрд.$ (стоимость 1 атомной подводной лодки), что в 4-5 раз меньше, чем расходуется американцами на строительство 1 атомного авианосца. Относительно небольшие размеры и водоизмещение этих судов позволяют при острой необходимости вести строительство МАК параллельно сразу на нескольких гражданских судостроительных заводах – то есть всю серию из 12 кораблей можно построить и ввести в эксплуатацию всего за 2-3 года. Более того, без всякого риска утери военных секретов и критически важных технологий дополнительные заказы на строительство таких судов можно разместить еще и на зарубежных верфях – тогда срок ввода в строй всей серии будет еще меньше.
Модульные Авианесущие Корабли в качестве легких авианосцев смогут обеспечить базирование до 144 самолетов (более 250 самолетов в перегрузочном варианте) и 60 вертолетов, что более чем в 2,5-4 раза больше количества летательных аппаратов на атомном авианосце типа «Нимитц», стоящем в 5 раз дороже всех 12 легких мобилизационных авианосцев вместе взятых! Несомненно, при подобном численном перевесе в палубной авиации, которая потенциально может базироваться на этих вспомогательных авианесущих кораблях, их «несовершенство и примитивность» по сравнению со специально спроектированным тяжелым авианосцем отходит на второй план – ведь решающее слово в морских сражениях последних десятилетий остается за авиацией и высокоточным оружием. Это тот случай, когда количество переходит в качество – а мы помним, что именно количество, дешевизна, технологичность и ремонтопригодность наших танков Т-34 во многом определило исход главных танковых сражений второй мировой войны. Вероятность крупномасштабного конфликта между Россией и США при мудрой и расчетливой политике нашего политического руководства не велика. Сразу возникает вопрос: «А зачем тогда платить больше?».
В мирное время большинство МАК (не менее 8-10 шт.) следует использовать в гражданском секторе, зарабатывая средства на содержание и боевую службу АКГ. Соответственно, в качестве отмобилизованных вспомогательных кораблей на Северном и Тихоокеанском флотах будут находиться по 1-2 МАК. Для повышения боевой готовности и выучки постоянных экипажей МАК, летчиков береговой авиации, прочих технических служб надо проводить периодическую ротацию отмобилизованных кораблей, переоборудуя их из гражданских судов в военные корабли и наоборот – так сказать, «призывать резервистов из запаса на сборы». При необходимости количество мобилизованных кораблей может быть увеличено в минимальные сроки. Кроме того, несколько таких кораблей, используемых в качестве легких авианосцев/ универсальных десантных кораблей, желательно иметь на Балтике, в Черном море, и, возможно, на Каспии.
На время дальнего океанского похода корабельных соединений во главе с атомными авианосцами на плечи оставшихся у родных берегов МАК, переоборудованных в легкие авианосцы ПВО/ПЛО, лягут задачи по охране территориальных вод, побережья, шельфа, обеспечения ПВО/ПЛО и безопасного патрулирования ПЛАРБ, корабельных группировок в ближней морской зоне, закрытых морях (Балтика, Черное море, Каспий).
Варианты применения Модульных Авианесущих Кораблей для повышения эффективности АКГ в различных боевых ситуациях
1. Цель: обеспечение ПВО и ПЛО побережья и береговых объектов, группировок надводных кораблей в океанской зоне при обострении военно-политической обстановки.
1.1. Многоцелевой атомный авианосец – 1 шт. Возможный состав авиакрыла: 36 истребителей типа Су-33 (Су-35К), 6 многофункциональных модульных самолета ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП, 8 вертолетов, итого 50 ЛА на борту.
1.2. Каждому авианосцу придается 4 многофункциональных МАК, способных при необходимости (для решения задач ПВО) принять на свои борта 40 истребителей типа Су-33 (максимально – до 80 истребителей в перегрузочном варианте), 8 многофункциональных модульных самолетов ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП, 24 вертолета. В мирное время эти самолеты и вертолеты базируются на береговых аэродромах, но при осложнении обстановки переводятся на отмобилизованные МАК. Таким образом, МАК выполняют функции легких авианосцев ПВО/ПЛО, а также судов комплексного снабжения, размещая в своих трюмах и топливных цистернах около 15-20 тыс. тонн топлива, вооружения, прочих грузов для нужд корабельной группировки.
1.3. Общее количество летательных аппаратов в АКГ: от 76 до 116 истребителей типа Су-33, 14 многофункциональных модульных самолетов ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП, 32 вертолета (без учета вертолетов кораблей охранения).
1.4. Общее количество взлетных позиций для самолетов – 16 (из них 2 катапульты и 14 трамплинов), общее количество посадочных полос с аэрофинишерами – 5. То есть теоретически все 76 истребителей АКГ могут быть подняты в воздух за 5-10 минут!
1.5. Корабли охранения: 1 крейсер, 4 фрегата (6 вертолетов ПЛО), 1-2 ПЛА.
2. Цель: демонстрация флага, посещение дружественных стран, проецирование силы государства за пределами территориальных вод, акции внешнеполитического давления в мирное время.
2.1. Многоцелевой атомный авианосец – 1 шт. Возможный состав авиакрыла: 36 истребителей типа Су-33, 6 многофункциональных модульных самолета ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП, 8 вертолетов, итого 50 ЛА на борту.
2.2. Каждому авианосцу придается 1 многофункциональный МАК без палубной авиации для выполнения задач ПЛО группировки, снабжения топливом, вооружением, припасами кораблей соединения. Во время похода на нем базируются 6 многофункциональных модульных самолетов ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП и 6 вертолетов, переведенных с атомного авианосца. Таким образом, МАК выполняет функции противолодочного авианосца, а также судна комплексного снабжения (до 5000-7000 т груза).
2.3. Общее количество летательных аппаратов в АКГ: 36 истребителей типа Су-33, 6 многофункциональных модульных самолетов ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП, 8 вертолетов (без учета вертолетов кораблей охранения).
2.4. Общее количество взлетных позиций – 7 (из них 2 катапульты и 5 трамплинов), общее количество посадочных полос с аэрофинишерами – 2.
2.5. Корабли охранения: 3 фрегата (3 вертолета ПЛО), 1 ПЛА.
3. Цель: охрана территориальных вод, побережья, шельфа, обеспечение ПВО/ПЛО и безопасного патрулирования ПЛАРБ, корабельных группировок в ближней морской зоне, закрытых морях (Балтика, Черное море, Каспий).
3.1. 1 МАК в качестве легкого многоцелевого авианосца: 8 истребителей типа Су-33, 4 многофункциональных модульных самолета ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП, 6 вертолетов. В мирное время эти самолеты и вертолеты базируются на береговых аэродромах, но при осложнении обстановки и мобилизации МАК переводятся на него.
3.2. Общее количество летательных аппаратов в АКГ: 8 истребителей типа Су-33, 4 многофункциональных модульных самолета ДРЛО/ПЛО типа МиГ-100МП, 6 вертолетов (без учета вертолетов кораблей охранения).
3.3. Общее количество взлетных позиций – 3 (трамплины), общее количество посадочных полос с аэрофинишерами – 1.
3.4. Корабли охранения: 1 фрегат, 3 корвета (4 вертолета ПЛО), 1 ДПЛ.
4. При проведении десантных операций часть МАК будет переоборудована в десантные универсальные корабли-доки и вертолетоносцы для доставки частей морской пехоты, техники и вооружения.
5. Еще один интересный способ применения МАК – в роли плавучей морской базы/корабля-матки для флотилии малоразмерных скоростных сторожевых катеров, патрульных самолетов и вертолетов, обеспечивающих защиту гражданских судов от нападений морских пиратов. В этом случае в передней части доковой камеры МАК можно установить два «авиационных» модуля-лихтера, обеспечивающий базирование 10-12 вертолетов типа Ка-27, Ка-29 и пары самолетов Миг-110МП в патрульной модификации. Задняя часть доковой камеры будет отведена для размещения скоростных патрульных катеров типа «Мангуст» пр.12150В, «Соболь» пр.12200, «Мустанг-2» пр.18623, «Горностай» пр.20990 и т.п. (рис.31 и 32).
Рис.30. Катер проекта 12150В «Мангуст»
Рис.31. Катер проекта 12200 «Соболь» с комплексом «Вихрь-К»
Для примера, при длине 18,7 м и ширине 4,4 м во второй половине трюма-дока МАК можно разместить до 12 катеров типа «Мангуст» пр.12150В, вооруженных ракетно-артиллерийским комплексом «Вихрь-К» и 14,5-мм пулеметом, имеющих водоизмещение около 30 тонн, максимальную скорость свыше 50 узлов и дальность плавания экономической скоростью более 400 миль.
Пожалуй, и с военно-технической, и с экономической точек зрения самым оптимальным способом защиты от малоразмерных пиратских катеров является сопровождение отдельных гражданских судов небольшими скоростными сторожевыми катерами, а не ракетными фрегатами и эсминцами стоимостью в сотни миллионов долларов. Каждый такой сторожевой катер будет иметь на своем борту досмотровую группу из морских пехотинцев, вооруженную различным стрелковым оружием и сможет оперативно проверять все подозрительные суда по маршруту движения охраняемого гражданского судна. При необходимости на помощь могут быть вызваны другие катера, а также вертолеты и самолеты, базирующиеся на борту МАК. Фактически, при выполнении данной миссии один Модульный Авианесущий Корабль как корабль-матка флотилии патрульных катеров сможет заменить целую эскадру крупных надводных кораблей типа фрегат или эсминец.
Д.Петунин, 04.12.2008 г.
Статья, в неполном виде. взята с сайта www.atrinaflot.narod.ru/