Доброе Мировое Зло (Миф)
Учитель Чхишвабрашван спросил однажды у своего ученика Япутры:
- Как звучит хлопок одной ладонью?
Япутра, не раздумывая, дал Учителю пощечину.
- Не совсем верно, Япутра, но ты сделал это не раздумывая,
а значит, ты постиг Дзен. Иди с миром, ступай отсюда!
Так Шри Япутра сам стал Учителем.

Дао-какао



Компьютерные вирусы поражают не только сами компьютеры, но и тех, кто за ними работает. Через сеть легко "подцепить" мелодию, которая будет крутиться в голове целыми днями, шутку, от которой никак не отвяжешься или заразительную манеру писать с деццкими ошибками. Такую разновидность "вирусной инфекции", поселяющейся в нашей памяти, назвали мемами. Поскольку средой распространения мемов является сеть и другие виды СМИ, то есть еще одно название для этой напасти - медиавирус.

Один из таких мемов рассмотрен в этой статье - это школьная задачка про самолет, которую многие "решают" почему-то очень долго и, что характерно, никак не как не могут остановиться. Начать статью придется с небольшого количества элементарной физики. Итак, условие и решение "задачи про самолет", заблокировавшей не одно полезное обсуждение на форумах в Интернет:

Задача о самолёте на транспортёре: Самолет (реактивный или винтовой) стоит на взлётной полосе с подвижным покрытием (типа транспортёра). Покрытие может двигаться против направления взлёта самолёта, то есть ему навстречу. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колёс самолёта была равна скорости движения полотна....

Здесь было решение которое я специально пропускаю :tongue:

...Значение задачи - задача является Интернет-мемом, запущенным в русскоязычную сеть в 2003 году на форуме avia.ru. Создает эффект строительства Вавилонской башни: каждый начинает отстаивать свою точку зрения, правильное решение в возникающем хаосе найти невозможно. Имеет свойство "заражать" форумы бесконечным обсуждением.
читать дальше

@темы: Загадки

Комментарии
10.06.2010 в 17:53

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
ЛюбительБелок Давай проиллюстрирую странные вещи. Конвейер, самолет, вакуум. Не включаем конвейер. Самолет стоит. Включаем конвейер. самолет с небольшим ускорением начинает пятиться назад, ибо сопротивление (если не считать сопротивление на оси колеса, но считать его между колесом и конвейером, то колесо крутится, конвейер крутится, самолет стоит). Включаем мотор самолета. Конвейер крутится, колесо крутится, пропеллер крутится, но самолет стоит (можем даже выключить конвейер на пару минут, а самолет все равно будет стоять, ибо пропеллер за воздух не цепляется). Теперь вдруг внезапно настал воздух. Он не дует. Он просто висит над конвейером. Конвейер крутится. Колесо крутится. Пропеллер крутится. Пропеллер вгрызается в воздух, появляется новая сила и самолет начинает разгоняться вперед. Самолет разгоняется, достигает нужной скорости (а значит воздух, навстречу которому самолет разгоняется за счет винта, как бы дует навстречу самолету,оставаясь неподвижным на самом деле). Самолет отрывается от земли и улетает на гхыр.
Самолет не взлетает с места. Самолет не взлетает, пятясь назад. Самолет едет вперед, достигает нужной скорости и взлетает. Можно конвейер остановить, можно пустить конвейер вбок (предварительно заменив колеса на шары). Самолет поедет вперед, разгонится и взлетит.

Машина для разгона цепляется колесами за землю. Самолет для разгона цепляется винтом за воздух (можно колеса на лыжку заменить и все что изменится, это трение будет посильнее).
10.06.2010 в 18:04

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
ля возникновения подъемной силы, нужен встречный поток воздухе, направленный параллельно оси фюзеляжа самолета. За счет более быстрого обтекания воздухом верхней плоскости крыла возникает вектор силы, направленный вертикально вверх.

Правильно. Крыло не откидывает воздух вниз, в землю, а сила, направленная вверх - возникает. Пропеллер не откидывает воздух назад, на крыло, а сила, направленная вперед возникает. Эта сила никак не связана с землей, ну разве что сопротивление поверхности учесть стоит.
10.06.2010 в 18:08

ಠ-ಠ
ЛюбительБелок, насчет сопромата не знаю, но физику вы учили хреново. Вы если работаете проектировщиком чего-нибудь, то скажите на всякий случай, чего и где: жить в построенном вами доме мне было бы стремно, например.

Допустим, самолет стоит на этой драной ленте. С выключенным двигателем. Включаем ленту, сами задаем какую угодно скорость. Т.к. трением в подшипниках шасси мы пренебрегаем, то самолет останется на месте - нечему на него действовать так, чтобы он назад покатился, раз трения в подшипниках нет. Независимо от значения или динамики изменения скорости ленты. А как только самолет запускает двигатель, на него начинает действовать сила, направленная вперед. В случае винтового самолета - из-за повышенного давления позади винта и пониженного перед, в случае реактивного - из-за выброса части массы назад - в виде сгорающего топлива. Транспортерная лента как не влияла на положение самолета, так и не влияет. Самолет начнет двигаться вперед относительно земли и , соответственно, воздуха, разгонится и взлетит, как только подъемная сила превысит силу тяжести. А "умная система" тем временем будет бесконечно увеличивать скорость полотна транспортера, никак при этом на самолет не влияя.
10.06.2010 в 18:29

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
*задумчиво, в потолок* - А если поставить самолет на шестерёнки, а поверхность транспортера сделать ребристой?.. Абсолютное сцепление им устроить типа. Как тогда? :shy:
10.06.2010 в 18:33

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
My Precious Приклеить самолет к конвейеру, чтобы все было по честному Иле привязать ему к хвосту полстатонный якорь? Так, для подгонки результата под решение. :)
10.06.2010 в 18:46

Я водку не пью - я ей душу дезинфицирую.
Bercut_bird Рассуждения верны, НО: ни у одного самолета винт не создаст ток воздуха такой силы, чтобы он был способен поднять самолет, винт в первую очередь разгоняет самолет до такой скорости, чтобы возникла необходимая подъемная сила. Например у АН-24 - эта скорость 280-320 км/час. Это скорость самолета относительно воздуха, встречного потока воздуха, который обтекает всю плоскость крыла, а не центральную часть и фюзеляж, как на картинке!!

Авиационный завод (двигателей) в Евпатории - это авторитеты? Имхо - да! Не даст 1 двигатель и 1 винт самолета воздушный поток такой силы, даже если это будет турбодвигатель. Если 10 двигателей и винтов на крылья повесить - возможно тогда даст, а в нашем случае - нет.

На схеме - самолет, пусть даже двигаясь со скоростью 320 км/час относительно конвеера, стоит относительно земли и относительно воздуха - тоже стоит!
А чтобы лететь - нужны 320 км относительно воздуха!


Black_Diver Физика и сопромат у меня на 4-5 по 5-тибальной, учился при СССР а не по тестам/интернету, по специальности - инженер-строитель, 2 высших образования, потому и понимаю, что не взлетит.......
Самолет начнет двигаться вперед относительно земли и , соответственно, воздуха - конвеер что, тоже едет? По условиям задачи, винт гудит, самолет движется относительно конвеера, но относительно земли/фонаря - стоит, грубо говоря, вы можете держать его за крыло при скорости 320 км/час относительно конвеера!

Евпаторию забодали этой задачей. И родственники и партнеры - звонят и пишут.
Он взлетит при одном условии - вес самолета фактически нулевой, двигатель ничего не весит и ничем не питаясь (топливо - это вес), но при этом выдает очень большие обороты на очень большой винт. И тогда, теоретически, самолет с горизонтальным расположением оси винта выполнит вертикальный взлет.

Проще убрать нафиг конвеер, поставить самолет и дуть на него потоком воздуха 320км/час - и он взлетит.

ps^ На схеме самолет типа "Тесла", 4 места, весит около 500 кг (по памяти выдаю характеристики)....
10.06.2010 в 18:50

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
ЛюбительБелок Сходи еще разок в школу, если думаешь, что самолет летит потому, что его пропеллер дует ему на крылья, а ты только что именно этот бред и сказал.
10.06.2010 в 18:53

Вера и верность!
ЛюбительБелок, даже я (физику забыл 10 лет назад) давно понял, что самолёт относительно земли НЕ СТОИТ неподвижно, хотя раньше именно так и думал :)
10.06.2010 в 19:00

Я водку не пью - я ей душу дезинфицирую.
Bercut_bird Где у меня это сказано? Винт тянет самолет, разгоняет его, а летит он благодаря встречному воздушному потоку. Читай внимательно написанное, я по векторам все разложил.


Бледный Читаем условие задачи: Покрытие может двигаться против направления взлёта самолёта, то есть ему навстречу. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колёс самолёта была равна скорости движения полотна.... Значит, чем быстрее разгоняется самолет, тем быстрее вращается конвеер. Вывод - самолет относительно земли - стоит.
10.06.2010 в 19:03

Я водку не пью - я ей душу дезинфицирую.
Bercut_bird Кстати, в "разрушителе легенд" использован фактически планер, что не соответсвует условиям нарисованной задачи. Нарисована Тесла, а не аэрокрыло (в ролике)....

Учите матчасть, читайте учебники.
10.06.2010 в 19:03

Вера и верность!
Значит, чем быстрее разгоняется самолет, тем быстрее вращается конвеер. Вывод - самолет относительно земли - стоит.

Самолёт разгоняется не при помощи колёс. Ему безразлично, с какой скоростью они вращаются - он всё равно поедет вперёд. То есть скорость вращения колёс не влияет на скорость движения самого самолёта, наоборот, скорость движения самолёта влияет на скорость вращения колёс.
Невидимая "верёвочка", которая тянет самолёт, никак не связана с конвейером.
10.06.2010 в 19:05

Я водку не пью - я ей душу дезинфицирую.
ps^ Единственный вариант для взлета - если же самолет движется по конвееру вперед относительно земли
10.06.2010 в 19:12

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
ЛюбительБелок Покрытие может двигаться против направления взлёта самолёта, то есть ему навстречу. Оно имеет систему управления, которая отслеживает и подстраивает скорость движения полотна таким образом, чтобы скорость вращения колёс самолёта была равна скорости движения полотна....

Сюрприз. Скорость вращения колес ВСЕГДА равна скорости движения земли под колесами. Сколько конвейера под колесами проскользило, столько расстояния на окружность намоталось. Идеальное равновесие. Два колеса, нижнее и верхнее (конвейер), мотыляются по кругу, векторы скоростей взаимно уничтожаются ПОЛНОСТЬЮ. Из сил между колесом и опорой действуют только вертикальные: ускорение свободного падения вниз и реакция опоры вверх. Они НИКАК не влияют на горизонтальную силу тяги винта. Результирующий вектор направлен ВПЕРЕД. Самолет разгоняется до необходимой скорости и взлетает.
10.06.2010 в 19:14

Вера и верность!
Заменяем винт на лебёдку для наглядности... Суть та же, но понятнее, на мой взгляд. Думаю, никто не будет спорить, что самолёт поедет вперёд, как бы ни вращался конвейер.


10.06.2010 в 19:15

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
ЛюбительБелок Гы! А относительно чего он должен двигаться то? Разумеется, относительно земли, и с какой бы скоростью конвейер не вращался, на это движение он не влияет совершенно.
10.06.2010 в 21:33

ಠ-ಠ
Физика и сопромат у меня на 4-5 по 5-тибальной, учился при СССР а не по тестам/интернету, по специальности - инженер-строитель, 2 высших образования
Господи, какой ужас.
10.06.2010 в 21:53

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Bercut_bird
Ага )))

10.06.2010 в 22:19

ಠ-ಠ
My Precious, опять кто-то с суперклеем баловался? :smirk:
10.06.2010 в 22:25

Не будите во мне Зверлинга (зачеркнуто) зверя! (с)
Прекрасная задача и хороший обзор! =)
11.06.2010 в 03:29

no life, no pain
Рискну тоже поучаствовать, хотя имел всего лишь 4-ку по физике в институте...
Для начала вопрос, обтекает ли поток воздуха бегущего по беговой дорожке человека? Имхо, нет. Но главное в этой задаче - отсутствие трения между колесами самолета и дорожкой. Тут тоже есть два варианта: пасивная дорожка - движущаяся за счет самого бегуна; и активная - которая сама задает темп движения. В первом случаи самолет взлетит с учетом и без учета сил трения (если хватит длины дорожки). Разгоняет тянущий вращающийся в воздухе винт, а не колеса. Во втором случаи при отсутствии трения тоже взлетит, но при присутствии трения возможна ситуация, что он останется на месте, или свалится на нос (скапотирует). Хотя, не исключаю, что сможет и так взлететь (тут уже нужны всякие коэффициенты сцепления и т.д.), но потратит на это гораздо больше времени. Резюмирую, взлететь он сможет только в том случае, если будет двигаться с ускорением по дорожке, а не стоять на месте. На всякий, для тех кто свято верит, почему же такую "эффективную" систему взлета не используют на авианосцах (ну и везде тоже)...
11.06.2010 в 04:17

Доброе Мировое Зло (Миф)
Buaku
Вариант второй.
Трение между колёсами и дорожкой присутствует, но оно конечно, как и конечен вес самолёта. ( Объект под названием "самолёт" может летать только в атмосфере, значит он ограничен размерами планет, на которых летает. А размеры планет у нас конечны) Зато ничего не сказано про мощность двигателя - значит она потенциально бесконечна. И да - на взлёт с такой полосы затрачивается больше сил, поэтому, при некоторых условиях в виде слабосильнгого мотора и высокой массы+большого трения - он не взлетит, хотя мог бы при обычных условиях.

My Precious
*задумчиво, в потолок* - А если поставить самолет на шестерёнки, а поверхность транспортера сделать ребристой?.. Абсолютное сцепление им устроить типа. Как тогда?
В какой-то момент поток воздуха загребаемый шестерёнками достигнет плотности и силы достаточной, чтобы самолёт начал подпрыгивать из "колеи" для шестерёнок. Это в идеальных условиях, при условии отсутствия плеча в приложение сил(между двигателем и шасси), а если плечо есть, как на нормальных самолётах, то он кувыркнётся носом в транспортёр.
11.06.2010 в 07:02

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Мифическая личность
Это в идеальных условиях, при условии отсутствия плеча в приложение сил(между двигателем и шасси), а если плечё есть, как на нормальных самолётах, то он кувыркнётся носом в транспортёр.
Про носом в землю сходу не въезжаю, подумаю... :upset:
11.06.2010 в 13:58

Отдел пепяки и попячительства
Bercut_bird, я вот что скажу - он взлетит в любом случае в конечном итоге. Самолёт по-любому покинет конвейер, потому что ему на его движение насрать, он движется об воздух (вот ошибка в условии, конвейер не сможет компенсировать движение, хоть он будет волшебным). С дорожки подъёмную силу он не наберёт, он с неё съедет на нормальную поверхность, и оттуда взлетит. Или не взлетит, если места не будет.
11.06.2010 в 14:01

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
11.06.2010 в 14:29

Доброе Мировое Зло (Миф)
Ветеран рунета
я вот что скажу - он взлетит в любом случае в конечном итоге. Самолёт по-любому покинет конвейер, потому что ему на его движение насрать, он движется об воздух (вот ошибка в условии, конвейер не сможет компенсировать движение, хоть он будет волшебным).
Ты забываешь один момент - сила трения в колёсах и на конвеере (через силу сцепления между колёсами и конвеером) съедает часть приложенной силы, а значит самолёту дополнительно надо преодолеть эти силы. Хоть эти силы и не велики, но они влияют. Именно поэтому в прошлом посте есть одна оговорка - "Трением в шасси и конвейере можно пренебречь.", которая частично компенсирует одну из сил, но оставляет трение об конвейр, когда колёса начнут проскальзывать. В изначальной задаче, которая предоставлена в этом посте, не было этой оговорки и многие цеплялись за этот последний шанс. Но, на мой взгляд - взлетит по любому, так-как в задаче не оговорена мощность мотора и, соответственно, мы можем считать её бесконечной.
11.06.2010 в 14:49

Ритуал появляется после утраты справедливости. В ритуале - начало смуты
Мифическая личность
в задаче не оговорена мощность мотора и, соответственно, мы можем считать её бесконечной.
Ага, а при бесконечном сцеплении с транспортером (не дает оно мне покоя) взлетит вместе с ним :)
11.06.2010 в 14:54

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
My Precious А еще надо учесть силу гравитации, которая превращает в единую систему землю,конвейер, самолет, воздух, солнце и пару соседних сверхновых до кучи. А еще, разгон конвейера, тесно связанного со скоростью колеса стремится к бесконечности, а приближени5е к скорости света вносит свои коррективы :)
11.06.2010 в 15:16

Доброе Мировое Зло (Миф)
Тогда уж давайте поговорим о пределах прочности заявленных в задаче объектов ))
11.06.2010 в 15:21

Любовь - это дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей
Мифическая личность В процессе развития дискуссии, прочность самолета и конвейера стремится к нулю, потому как читать дальше
15.06.2010 в 16:31

Я водку не пью - я ей душу дезинфицирую.
Black_Diver Некоторые и от Растишки летают, а физику пока никто не отменял, изобретайте вечный двигатель, у вас он заработает..