Тёплые денёчки в России прошли. Начались по-настоящему жаркие
Аномальная теплая и сухая погода этого лета уже привела к необходимости введения режима чрезвычайной ситуации в нескольких российских регионах. По данным МЧС, только в течение последней недели июня в России возникло 948 очагов природных пожаров общей площадью более 26 тыс. га. Но пожары не единственное следствие жары. Фото пресс-службы Главного управления МЧС России по Республике БашкортостанВ Пензенской области из-за небывалой жары ввели режим чрезвычайного положения, в Ульяновской гибнет урожай, в окрестностях Челябинска засыхают родники и колодцы, клубы едкого дыма окутывают улицы Уфы — горят леса близ города… Этим летом новостные ленты пестрят подобными сообщениями, особенно туго приходится жителям центральной России, где термометры вплотную подобрались к отметке в 40 °C. 28 июня была зафиксирована целая вереница температурных рекордов: в Нижнем Новгороде — 34,9 °C, в Самаре — 36,7 °C, в Тамбове — 37,7 °C. Побит и московский рекорд 1940 года (31,6 °C) — 26 июня температура воздуха в Москве достигла 32,4 °C.
Увы, но с подобными аномальными температурами в последнее десятилетие европейцам приходится сталкиваться регулярно — вспомним 2003 или 2007 год, когда, став для жителей многих стран своего рода стихийным бедствием, жара вызвала заметный всплеск смертности. Она убивала в прямом смысле этого слова. Группа учёных из Бельгии, Великобритании, Франции и Швейцарии, изучив данные шестнадцати европейских стран в период с 1998 по 2003 год пришла к выводу, что во время жары летом 2003 года в Европе дополнительно было зарегистрировано более семидесяти тысяч случаев смерти.
читать дальше
Занимавший в то время пост министра здравоохранения Италии Джироламо Сиркиа (Girolamo Sirchia) обнародовал данные по своей стране: из-за аномально высоких температур в стране погибло 4 175 человек, и был вынужден признать, что правительство оказалось неподготовленным к подобной ситуации. Лето 2003 унесло жизни около тысячи четырёхсот жителей Нидерландов — такие цифры предоставило Центральное статистическое бюро страны.
Неутешительны прогнозы на это лето и для России. Руководитель лаборатории прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич полагает, что только в одной Москве жаркое лето может привести к 200–300 дополнительным случаям смерти. Дополнительная смертность оценивается по разности ожидаемой смертности и фактической. А ожидаемая рассчитывается по её средним значениям за аналогичные периоды времени в прежние годы.
![](http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2010/07/06/007.jpg)
Простой способ быстро освежиться в городе, но решаются на него разве что дети. Бостон, 2009 год. Фото (Creative Commons license): meglet127
Вообще, картина вырисовывается безрадостная — люди гибнут десятками тысяч, и это невозможно остановить. Но, если изучить проблему более основательно, окажется, что в целом потенциальные жертвы не слишком серьёзно относятся к возможным последствиям подобных погодных аномалий и не принимают и элементарных мер предосторожности — даже те из них, кто очевидно находится в группе риска.
Механизмы терморегуляции
Центры регулирования температуры тела человека находятся в гипоталамусе. Они и поддерживают внутреннюю температуру организма в пределах нормы: в состоянии покоя она опускается до 35 °C, в нормальном состоянии удерживается около 37 °С, а при интенсивной физической нагрузке может повышаться до 38–39 °С. Однако эти 4–5 градусов совершенно несопоставимы по сравнению с температурными колебаниями окружающей среды.
За поддержание температурного баланса тела ответственны два основных механизма — метаболизм и термоизоляция. У воздуха, который нас окружает, довольно низкая теплоёмкость при низкой же теплопроводности. Поэтому вокруг тела быстро возникает довольно толстая «воздушная подушка», легко нагреваемая до температуры тела, когда температура окружающей среды ниже. Если этого оказывается недостаточно, интенсифицируется метаболизм, тело выделяет больше тепла, и толщина «воздушной подушки» увеличивается. Ну, уже если и этого недостаточно, то надо потеплее одеться!
Но метаболизм не поможет, когда температура среды выше температуры тела. И тогда включаются другие механизмы: испарение влаги — либо на поверхности тела, либо в органах дыхания. Довольно эффективно защищает организм человека та же тёплая одежда, только в этом случае она работает наоборот: удерживает вокруг тела «воздушную подушку», не позволяя ей смешиваться с горячим окружающим воздухом. Ненадежность этого механизма очевидна, потому-то человек гораздо успешнее борется с низкой температурой, чем с высокой.
Для того чтобы акклиматизироваться к внезапной жаре, здоровому человеку требуется от трёх до двенадцати дней. А если система терморегуляции не справляется, жара может аукнуться различными нарушениями: сыпью, тепловым утомлением, судорогами, обмороком, истощением или тепловым ударом.
Особенно тяжело пережить знойные дни в мегаполисе, где образуются так называемые «тепловые острова» — участки аномально высоких температур. Как правило, это происходит в центре города, где много высоких зданий, асфальтированных дорог и нет зелени и водоёмов. Жаркая погода без дождей и ветра благоприятствует окислению и другим химическим реакциям, из-за чего значительно увеличивается доля опасных для здоровья соединений в приземном слое воздуха. Жаре часто сопутствует антициклон, и тогда потоки воздуха хуже выносят вредные примеси в верхние слои атмосферы. В такую погоду тяжело дышать не только страдающим респираторными заболеваниями — задыхаются и здоровые.
![](http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2010/07/06/008.jpg)
В жаркие дни открытые прямым солнечным лучам поверхности могут нагреваться до температур на 20-25 градусов выше, чем температура окружающего воздуха. И тогда не составляет труда даже поджарить яичницу прямо на асфальте. Фото (Creative Commons license): egenerica
В группе риска
Есть группы людей, для которых аномальные температуры представляют особую угрозу. В первую очередь, под удар попадают пожилые люди — как правило, из-за принимаемых таблеток у них нарушен гомеостаз. В группе риска также аллергики, диабетики и люди с сердечно-сосудистыми нарушениями. Из-за нарушения в потоотделении диабетикам жара грозит быстрым обезвоживанием организма и неконтролируемым ростом уровня сахара в крови. Принимаемые ими препараты быстро теряют свою эффективность при высоких температурах. Однако последние исследования показывают, что далеко не все больные этой категории знают, как правильно вести себя в подобных условиях.
Исследование, проведённое под руководством доктора медицины Адрианы Нассар (Adrienne Nassar) сотрудниками клиники Майо в Аризоне (Mayo Clinic) совместно с национальной погодной службой США (National Ocean and Atmospheric Administration, National Weather Service), показало, что далеко не все диабетики уделяют своему состоянию должное внимание. Даже те из них, кто осведомлён о том, что высокая температура нарушает работу инсулина (а таких набралось 73%) и влияет на показания глюкометра — прибора для определения уровня сахара в крови (41%), не принимают никаких мер предосторожности.
Кандидат биологических наук Анна Букия поясняет, чем же жара так опасна для людей с нарушениями в работе сердечно-сосудистой системы:
При высокой температуре телу необходимо эффективнее отдавать тепло, чтобы не перегреться. Для этого и существуют потовые железы. При испарении с поверхности тела пот охлаждает кожу. Потеря влаги в периферических частях тела ведёт к снижению объёма жидкости и, в конечном итоге, снижению объёма циркулирующей крови. В этот момент, чтобы поддержать приток кислорода к органам, сердце начинает биться учащенно. Нагрузка на сердце повышается, а это крайне нежелательно для людей с нарушением сердечного ритма и с избыточным весом.
Кроме того, из-за недостатка воды кровь становится более вязкой, и повышается вероятность развития тромба. Тромбы в коронарных артериях, снабжающих кровью сердце, неизбежно приведут к коронарным инфарктам (омертвению сердечной ткани). В мозговых артериях при этом повышается риск развития ишемического инсульта, то есть омертвения нервной ткани, вызванного остановкой кровообращения в определённой зоне мозга.
![](http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2010/07/06/009.jpg)
Обильное питьё в жару без всяких преувеличений становится жизненно важным вопросом, но многие не отдают себе в этом отчёт. Фото (Creative Commons license): Jennifer Barnard
Вредный спаситель
Многим в эти дни кондиционер видится настоящим спасение, однако и этот бытовой прибор может существенно усложнить жизнь. И простуда, вызванная перепадами температуры (когда с уличного пекла сразу под струи холодного воздуха), — это хоть и самое распространенное, но в то же время и самое безобидное последствие. Что действительно будоражит умы обладателей бытовых охладителей воздуха — так это история о «болезни легионеров», которую называют также легионеллёзом.
Впервые она была зафиксирована в 1976 году в Филадельфии, когда на очередном съезде организации «Американский легион» (The American Legion) разразилась вспышка неопределённой инфекции, унёсшая жизни 34 заболевших из 220. Виноватой признали бактерию, которую позднее и назвали в память об этом событии, — легионелла (Legionella pneumophila).
Впервые эту грамотрицательную палочку выделили Джозеф Мак-Дейд (Joseph McDade) и Чарльз Шепард (Charles Shepard) в 1977 году, через полгода после вспышки. Бактерию получили с фрагмента лёгкого погибшего человека. По мнению учёных, причиной вспышки инфекции стали колонии бактерий, размножавшиеся в жидкости вентиляционной системы, установленной в гостинице, где остановились участники съезда.
Лучше других форм болезни изучена легионеллёзная пневмония, возникающая при попадании возбудителя в лёгкие человека. Болезнь начинается с умеренной головной боли и недомогания, уже через сутки температура поднимается до 40 °С, вызывая сильный озноб. Самое опасное осложнение, которое и приводит к летальному исходу, — дыхательная недостаточность.
Особенно благоприятные условия для развития бактерии возникают в разветвленных централизованных системах кондиционирования воздуха — там, где вода отстаивается некоторое время и контактирует с подаваемым в систему воздухом. Вспышки этой болезни отмечаются в разных уголках мира — к примеру, в 2003 году во Франции на заводе по переработке нефтехимических продуктов Noroxo и в 2007 году в Свердловской области, в Верхней Пымше. Но происходит это исключительно редко.
Что дальше?
В рамках проекта ВОЗ группа экспертов проводила анализ ситуации, сложившейся в Европе после аномального лета 2003 года. В итоговой публикации «Периоды сильной жары: угрозы и ответные меры» констатируется неготовность систем здравоохранения и социальной защиты европейских стран к адекватной реакции на подобные явления: у них нет ни стратегии, ни технических возможностей, ни понимания, насколько важны своевременные профилактические меры. Как пример для подражания авторы приводят страны, где высокие температуры — не форс-мажор, а привычное явление, там уже разработаны эффективные стратегии по уменьшению воздействия жары в помещениях и на улицах города.
![](http://www.vokrugsveta.ru/img/cmn/2010/07/06/010.jpg)
Маловероятно, чтобы бытовой кондиционер стал причиной «болезни легионеров», но простуды — легко. Фото (Creative Commons license): Q Family
К тому же авторы исследования в очередной раз напомнили о том, что население Европы стареет, а климат продолжает меняться. Если не начать немедленно решать проблему аномально высоких температур на правительственном уровне, значительная часть европейцев останется совершенно беззащитной.
Автор: Элла Бикмурзина
Телеграф «Вокруг Света»: Измождённые умеренным климатом