Танки ТА (ТА-1, ТА-2, ТА-3, также обозначались как Т-1001, Т-1002 и Т-3 соответственно) — проекты русских средних и тяжелых танков 1930-х годов. Одни из 1-ых всеполноценных средних и тяжелых танков стопроцентно российскей разработки. Разрабатывались под общим управлением В. Асафова на базе экспериментального среднего танка ТГ, в большинстве в направлении упрощения и удешевления крайнего. Отличались рядом уникальных решений, но не были приняты на вооружение — заместо их в серию пошел тяжелый танк Т-35.
В 1930-1931 годах в СССР под управлением германского инженера Эдварда Гротте был разработан и испытывался экспериментальный средний танк ТГ. По результатам испытаний танк не был принят на вооружение, но комиссия отмечала огромное количество положительных черт ТГ, основным образом — очень мощное для среднего танка вооружение. Поэтому еще в процессе достройки и испытаний ТГ сначала 1931 г. ЭКО ОГПУ ориентировало группу конструкторов под управлением В. Асафова на улучшение идей Гротте в направлении понижения трудности и стоимости танка.
читать дальше
ТА-1 (Т-1001)
![](http://tankist.info/wp-content/uploads/2009/11/ta1.gif)
Уже в апреле 1931 г. группа Асафова предложила проект маневренного (среднего) танка под индексом Т-1001, либо ТА-1 (что время от времени расшифровывается как «танк Асафова»). Танк унаследовал от ТГ форму корпуса, компоновку и вооружение, но ходовая часть и коробка были легче и надежнее. Конструкторами была выбрана персональная пружинная подвеска Кристи на 5 парах катков, также гусеница гребневого зацепления по типу Кристи. В качестве силовой установки вначале планировался авиационный движок типа «Либерти», но так как в тот момент индустрия осваивала лицензионный выпуск BMW-IV, проект был скорректирован под него.
Снаружи танк сильно напоминал ТГ. Артиллерийское вооружение состояло из 37-мм пушки ПС-2 и 76,2-мм пушки ПС-19 и размещалось так же, как и на ТГ. Но так как персональная пружинная подвеска имела большой ход опорных катков, а боекомплект в башнях был расположен вдоль стен стоймя, установить 2 бортовых пулемета не представлялось вероятным. Поэтому окончательная версия Т-1001 имела только 3 пулемета (курсовой и кормовые башенные) заместо 5 планировавшихся ранее.
Куполообразные полусферические башни танка должны были изготовляться штамповкой и сваркой и защищаться броней толщиной 13 мм (малая) и 20 мм (крупная). Командир и механик-водитель располагали стробоскопическими устройствами наблюдения, схожими установленным на ТГ.
Боевой вес танка составлял 18–18,5 т. При всем этом наибольшая скорость движения по шоссе должна была составлять более 50 км/ч.
Но завершение проектных работ по ТА-1 совпало с началом увлечения колесно-гусеничным движителем, и КБ Асафова получило задание на переработку проекта под колесно-гусеничный ход.
ТА-2
![](http://tankist.info/wp-content/uploads/2009/11/ta2.gif)
ТА-2 (Т-1002) в целом сохранил все индивидуальности предшественника, но был и ряд существенных конфигураций.
Конфигурации задели в большинстве ходовой части. ТА-2 имел 3 пары обрезиненных катков огромного диаметра (для движения на колесах) и поднимаемую парой опорных катков на свече для обеспечения маневренности на колесном ходу. При движении на колесах задняя пара катков становилась ведущей (привод от бортовых фрикционов). Приводы управления из-за очень плотной сборки танка пришлось делать пневматическими (как и на ТГ), что плохо сказалось на трудности конструкции и стоимости танка в целом.
Не считая того, танк опять получил бортовые пулеметы для наилучшей «зачистки» окопов. Любопытно, что пулеметы устанавливались конкретно под верхней ветвью гусеницы.
Расчеты демонстрировали, что подвижность танка, масса которого выросла до 27 т, ожидалась в целом хороший — до 80 км/ч на колесах и до 50 км/ч на гусеницах, но маленький запас хода не полностью удовлетворял военных. Не считая того, в технической документации были обнаружены ошибки. Все это побудило конструкторов начать проектирование третьего танка — Т-3.
ТА-3 (Т-3)
![](http://tankist.info/wp-content/uploads/2009/11/ta3.gif)
ТА-3 относился уже к тяжелым танкам, потому что имел массу выше 32 т.
Колесно-гусеничный ход был сохранен, но длина танка возрасла до 8 метров, что давало определенные достоинства при преодолении рвов, но негативно сказалось на ходовых качествах машины.
В конструкции ТА-3 проектировщики ушли от трехъярусной установки вооружения. 2 пушки (37-мм и 76,2-мм) устанавливались в лобовой части полусферической башни, но имели независимую наводку. Заместо пулеметов Максим в танке устанавливались пулеметы ДТ. Бронирование машины составляло 20–40 мм. Проектная скорость танка на гусеницах составляла 45 км/ч, а на колесах — до 70 км/ч.
Любопытно, что ТА-3 был должен иметь герметичный каркас. Планировалась установка на танк комплекса «противогазной защиты» от отравляющих веществ конструкции Института химобороны с приточной вентиляцией через поглотительный фильтр.
Не считая того, на танк предполагалось поставить радиостанцию далекого действия — устойчивая связь должна была обеспечиваться на удалении до 50 км.
Проект Т-3 в целом удолетворял требованиям Управления Механизации и Моторизации РККА, и сначала 1932 года рассматривался в качестве возможного кандидата на серийное создание. Но по целому ряду критериев предпочтение было отдано пятибашенному Т-35 и проект Т-3 так и остался нереализованным.
Источник: tankist.info/post/238
@темы:
Военная история,
История,
Танки