Доброе Мировое Зло (Миф)
Пишет http://cruz-a.livejournal.com/54617.html?#cutid1:
Как уже говорил, в августе выходят два "омнибуса" с моими книгами. К обоим послесловие написал Кирилл Савельев, писатель и отличный переводчик. Поэтому в качестве чистого пеара и ему, и себя, решил я эти предисловия выложить. Итак:
читать дальше
НА БЕРЕГУ ЭТОЙ ТИХОЙ РЕКИ
(о дилогии Андрея Круза «У Великой реки»)
В те далекие времена, когда фантастической литературы было мало, а западной фантастики почти совсем не было, мы зачитывались романом Фрэнсиса Карсака «Робинзоны космоса» и придумывали разные варианты дальнейшего развития событий. Теперь сюжет выглядит элементарно: после соприкосновения двух вселенных (континуумов, галактик и т. д.) небольшие кусочки нашего мира попадают в другой мир со сходными характеристиками, то есть пригодный для жизни, но с чуждой живностью и разумными аборигенами. К сожалению, там все закончилось на самом интересном месте, в начале героической эпохи покорения земель и океанов. Несколько позже, когда я переводил «Сильмариллион» еще малоизвестного у нас Дж. Р. Толкиена, на пике популярности были первые политические технотриллеры Тома Клэнси и романы Стивена Хантера с любовным описанием всевозможных общевойсковых и специальных стрелковых вооружений. Тогда у меня впервые мелькнула мысль о гномах, толкующих про артиллерийские батареи и налаживающих производство бронебойных патронов, но покушаться на святое рука не поднималась… а потом уже было слишком поздно. И наконец, третий, но не менее существенный факт: примерно в то время я работал в бассейне реки Великой, где вполне успешно охотился — правда, не на нечисть, а на крупную рогатую дичь — а также понемногу рыбачил и катался на всяких самодвижущихся конструкциях. Для скептиков могу пояснить, что сия река находится не в мире автора, и даже не в Псковской области, а на Корякском нагорье и впадает в Анадырский залив.
Это невольное отступление должно показать, что я принадлежу к той части читательской аудитории, на которую авторская идея о скрещивании миров и путешествии по землям великой реки, изобилующим магией и разными стреляющими железками, действует безотказно, а если исполнение к тому же выше всяких похвал… сами понимаете. Но любое суждение должно быть обоснованным, так что приступим к сути дела.
Во-первых, это ощущение комфорта. Главный герой, лицензированный охотник за нечистью — абсолютно самодостаточный человек с немалым жизненным опытом, в шкуре которого читатель чувствует себя надежно и уверенно. Он сразу получает лучшего проводника, какого только можно представить, поэтому не нужно вживаться в повествование: как будто возвращаешься в хорошо знакомое место, о котором забыл по какой-то нелепой случайности. Приятно не войти в мир с черного хода, оказавшись неведомо где и незнамо как, а въехать с добычей на собственном транспортном средстве, в предвкушении заслуженной награды.
Во-вторых, основательная проработка сюжета. Перед нами предстает абсолютно правдоподобный мир, где все так или иначе обосновано и одно сцеплено с другим, как хорошо подогнанные и смазанные детали сложного механизма. Например, не возникает вопрос, почему в «технократических» княжествах, где большинство населения составляют потомки выходцев со старой Земли, не возникло централизованного религиозного культа. Какой бы веры ни придерживался каждый из них в отдельности, общее положение дел, по справедливому замечанию автора, «не располагает к монотеизму», что подтверждается наглядными примерами. Это так же ясно, как и то, что на упыря бесполезно идти с осиновым колом, а пуля с фосфорной начинкой — лишь мелкая неприятность для вампира. У настоящего специалиста для каждой ситуации найдется свой подход, и он должен быть экипирован на все случаи жизни. Кстати говоря, той жизни, которая очень похожа на настоящую и совсем не напоминает то полуобморочное существование, которое ведут современные обитатели городских джунглей, перенося его на страницы своих выморочных произведений. Для них столкновение с природой за пределами загородного пикника равнозначно попаданию на другую планету, но у автора, судя по всему, имеется богатый опыт по этой части.
Столь же основателен и подход к мироустройству. Следуя за главным героем (а потом и за целым отрядом) в его перемещениях, ни на секунду не теряешь из виду окружающее, и постепенно вырисовывается четкая карта — сначала города Велереченска и окрестностей, потом сопредельных земель, и наконец, лоскутного полотна царств, княжеств, баронств и ничейных территорий по берегам Великой. Сначала возникает сожаление из-за отсутствия графической карты, но потом понимаешь, что она не нужна — так прилежно и вместе с тем ненавязчиво раскрывается картина мира и его история в размышлениях Александра Волкова и его разговорах с другими героями. Важную роль в этом играют и комментарии автора: настоящий справочник по устройству техники, вооружений, военных подразделений, местным обычаям и магическим существам, который интересно изучать сам по себе, особенно для тех, кто может по достоинству оценить подробные тактико-технические характеристики.
Действие остается захватывающим от начала до конца, но рассказывать о нем даже в общих чертах — значит испортить удовольствие от чтения. Главные герои заслуживают отдельного упоминания, поэтому зарезервируем для них несколько слов в самом конце и поговорим о чем-нибудь вроде кросс-культурной адаптации или хронокластической психодинамики (® запатентовано в порядке бреда) — одним словом, о взаимном влиянии культур пришельцев и аборигенов, среди которых есть не только люди, но также гномы, эльфы, орки и множество других племен, в разной степени волшебных или просто экзотических. В этом смысле особый интерес представляет беседа главного героя с правителем гномов после хорошей бани. Многомудрый Дарри говорит Александру, что появление пришельцев не просто нарушило естественное равновесие между обитателями его мира, но и уничтожило концепцию безопасного убежища, одновременно игравшую важную роль в их жизни и сдерживавшую их развитие. Если раньше каждая раса имела практически неприступную цитадель в среде своего обитания, и дело ограничивалось внутренними междоусобицами, пограничными конфликтами, или, на худой конец, поголовным истреблением какого-нибудь особенно неудачливого племени, то теперь полностью безопасных мест попросту не осталось. Горные пещеры уязвимы для взрывчатки и газовых атак, эльфийские леса бессильны против артобстрелов и воздушных налетов, а самого мощного чародея может снять снайпер, остающийся вне зоны досягаемости его заклинаний. В результате напряженность постепенно нарастает, и аборигены «нервничают и могут всяких дел натворить». Главный герой сам становится невольным участником бурных событий в городке Пограничный, куда он прибывает в поисках могущественного колдуна Пантелея, которого считает одним из главных смутьянов, стоящих за беспорядками.
В истории человечества нет примеров такого воздействия технологически более развитой цивилизации на менее развитую, при котором не происходило бы ускоренного разрушения структур последней. Но здесь следует иметь в виду, что пришельцы сами оказались в затруднительном положении, не оставлявшем большой свободы выбора. В отличие, скажем, от испанских конкистадоров, они навсегда расстались со своей родиной и к тому же попали в край возрожденных легенд, где погибель могла настигнуть их новыми, ранее невиданными и немыслимыми способами. Пришлось пустить в ход все свои неисчерпаемые способности к адаптации, чтобы получить надежную прописку на новом месте, и можно лишь гадать, какими были те героические времена. В итоге счастливые аборигены получили броневики и винтовки вместо рыцарской конницы с копьями и лебедки с огнеметами вместо разрывания дикими быками и сожжения на костре, сохранив средневековое мышление и соответствующий образ жизни. Но главные секреты новые соседи оставили при себе: взрывчатку, бездымный порох, тяжелые вооружения и многое другое. При этом культура пришельцев тоже претерпела значительные изменения. Дворянство, как наследственное так и временное, появилось как реакция на аристократические замашки местных феодалов, а система чиновничьих классов, военного ведомства и структур безопасности, вполне сходная с устройством Российской империи во второй половине XIX века, оказалась наиболее жизнеспособной как для борьбы с внешними угрозами, так и для поддержания внутреннего порядка. А при ближайшем рассмотрении — и гораздо более привлекательной, чем то, что видит из окна среднестатистический обитатель блочной многоэтажки нашей страны чудес. Разумеется, тягу к злодеяниям невозможно вытравить из рода человеческого никакими мыслимыми способами, но в таких условиях она становится… какой-то более романтичной, что ли. Можно даже предположить, что в отсутствие страха Божьего наличие реальной нечисти и всевозможных сверхъестественных существ становится важным фактором повышения общественной морали. Человек проявляет свои наилучшие качества перед лицом почти неизбежной гибели, и здесь ему предоставлены богатые возможности для самосовершенствования.
В общем, симбиоз «новых княжеств» со старыми феодальными владениями людей, королевствами гномов, землями орков и эльфов (нелюбовь отчественных авторов к бессмертным остроухим бестиям заслуживает отдельного литературного исследования) являет собой замечательную картину динамичного нового мира, бурлящего, как плавильный котел. Если за пределами приречных областей жизнь течет своим чередом, то здесь темп постепенно нарастает и кажется, что вот-вот произойдет что-нибудь еще более чудесное, или наоборот, ужасное и судьбоносное. И охотник на нечисть Алесандр Волков, движимый вполне прагматичными и авантюрными побуждениями, в свою очередь, становится движущей силой непредсказуемых событий. Его окружают необыкновенно живые и колоритные персонажи, которые и за словом в карман не лезут, и в драке никому спуску не дадут. Бойкая колдунья Маша, очаровательная воительница-тифлинг Лари (нисколько не похожая на безликих персонажей одноименной расы из Forgotten Realms) и основательнейшие гномы Рарри и Балин — пожалуй, самая славная команда, появившаяся в этом жанре за последние годы. С ними действительно жаль расставаться, и хотя по композиции дилогия выглядит логически завершенной, все же хочется, чтобы автор еще когда-нибудь заглянул в Великоречье. Впрочем, будет вполне достаточно, если это сделают верные поклонники его творчества, а он сам укажет какую-нибудь новую даль за порогом нашего места и времени.
К. Савельев.
Как уже говорил, в августе выходят два "омнибуса" с моими книгами. К обоим послесловие написал Кирилл Савельев, писатель и отличный переводчик. Поэтому в качестве чистого пеара и ему, и себя, решил я эти предисловия выложить. Итак:
читать дальше
НА БЕРЕГУ ЭТОЙ ТИХОЙ РЕКИ
(о дилогии Андрея Круза «У Великой реки»)
В те далекие времена, когда фантастической литературы было мало, а западной фантастики почти совсем не было, мы зачитывались романом Фрэнсиса Карсака «Робинзоны космоса» и придумывали разные варианты дальнейшего развития событий. Теперь сюжет выглядит элементарно: после соприкосновения двух вселенных (континуумов, галактик и т. д.) небольшие кусочки нашего мира попадают в другой мир со сходными характеристиками, то есть пригодный для жизни, но с чуждой живностью и разумными аборигенами. К сожалению, там все закончилось на самом интересном месте, в начале героической эпохи покорения земель и океанов. Несколько позже, когда я переводил «Сильмариллион» еще малоизвестного у нас Дж. Р. Толкиена, на пике популярности были первые политические технотриллеры Тома Клэнси и романы Стивена Хантера с любовным описанием всевозможных общевойсковых и специальных стрелковых вооружений. Тогда у меня впервые мелькнула мысль о гномах, толкующих про артиллерийские батареи и налаживающих производство бронебойных патронов, но покушаться на святое рука не поднималась… а потом уже было слишком поздно. И наконец, третий, но не менее существенный факт: примерно в то время я работал в бассейне реки Великой, где вполне успешно охотился — правда, не на нечисть, а на крупную рогатую дичь — а также понемногу рыбачил и катался на всяких самодвижущихся конструкциях. Для скептиков могу пояснить, что сия река находится не в мире автора, и даже не в Псковской области, а на Корякском нагорье и впадает в Анадырский залив.
Это невольное отступление должно показать, что я принадлежу к той части читательской аудитории, на которую авторская идея о скрещивании миров и путешествии по землям великой реки, изобилующим магией и разными стреляющими железками, действует безотказно, а если исполнение к тому же выше всяких похвал… сами понимаете. Но любое суждение должно быть обоснованным, так что приступим к сути дела.
Во-первых, это ощущение комфорта. Главный герой, лицензированный охотник за нечистью — абсолютно самодостаточный человек с немалым жизненным опытом, в шкуре которого читатель чувствует себя надежно и уверенно. Он сразу получает лучшего проводника, какого только можно представить, поэтому не нужно вживаться в повествование: как будто возвращаешься в хорошо знакомое место, о котором забыл по какой-то нелепой случайности. Приятно не войти в мир с черного хода, оказавшись неведомо где и незнамо как, а въехать с добычей на собственном транспортном средстве, в предвкушении заслуженной награды.
Во-вторых, основательная проработка сюжета. Перед нами предстает абсолютно правдоподобный мир, где все так или иначе обосновано и одно сцеплено с другим, как хорошо подогнанные и смазанные детали сложного механизма. Например, не возникает вопрос, почему в «технократических» княжествах, где большинство населения составляют потомки выходцев со старой Земли, не возникло централизованного религиозного культа. Какой бы веры ни придерживался каждый из них в отдельности, общее положение дел, по справедливому замечанию автора, «не располагает к монотеизму», что подтверждается наглядными примерами. Это так же ясно, как и то, что на упыря бесполезно идти с осиновым колом, а пуля с фосфорной начинкой — лишь мелкая неприятность для вампира. У настоящего специалиста для каждой ситуации найдется свой подход, и он должен быть экипирован на все случаи жизни. Кстати говоря, той жизни, которая очень похожа на настоящую и совсем не напоминает то полуобморочное существование, которое ведут современные обитатели городских джунглей, перенося его на страницы своих выморочных произведений. Для них столкновение с природой за пределами загородного пикника равнозначно попаданию на другую планету, но у автора, судя по всему, имеется богатый опыт по этой части.
Столь же основателен и подход к мироустройству. Следуя за главным героем (а потом и за целым отрядом) в его перемещениях, ни на секунду не теряешь из виду окружающее, и постепенно вырисовывается четкая карта — сначала города Велереченска и окрестностей, потом сопредельных земель, и наконец, лоскутного полотна царств, княжеств, баронств и ничейных территорий по берегам Великой. Сначала возникает сожаление из-за отсутствия графической карты, но потом понимаешь, что она не нужна — так прилежно и вместе с тем ненавязчиво раскрывается картина мира и его история в размышлениях Александра Волкова и его разговорах с другими героями. Важную роль в этом играют и комментарии автора: настоящий справочник по устройству техники, вооружений, военных подразделений, местным обычаям и магическим существам, который интересно изучать сам по себе, особенно для тех, кто может по достоинству оценить подробные тактико-технические характеристики.
Действие остается захватывающим от начала до конца, но рассказывать о нем даже в общих чертах — значит испортить удовольствие от чтения. Главные герои заслуживают отдельного упоминания, поэтому зарезервируем для них несколько слов в самом конце и поговорим о чем-нибудь вроде кросс-культурной адаптации или хронокластической психодинамики (® запатентовано в порядке бреда) — одним словом, о взаимном влиянии культур пришельцев и аборигенов, среди которых есть не только люди, но также гномы, эльфы, орки и множество других племен, в разной степени волшебных или просто экзотических. В этом смысле особый интерес представляет беседа главного героя с правителем гномов после хорошей бани. Многомудрый Дарри говорит Александру, что появление пришельцев не просто нарушило естественное равновесие между обитателями его мира, но и уничтожило концепцию безопасного убежища, одновременно игравшую важную роль в их жизни и сдерживавшую их развитие. Если раньше каждая раса имела практически неприступную цитадель в среде своего обитания, и дело ограничивалось внутренними междоусобицами, пограничными конфликтами, или, на худой конец, поголовным истреблением какого-нибудь особенно неудачливого племени, то теперь полностью безопасных мест попросту не осталось. Горные пещеры уязвимы для взрывчатки и газовых атак, эльфийские леса бессильны против артобстрелов и воздушных налетов, а самого мощного чародея может снять снайпер, остающийся вне зоны досягаемости его заклинаний. В результате напряженность постепенно нарастает, и аборигены «нервничают и могут всяких дел натворить». Главный герой сам становится невольным участником бурных событий в городке Пограничный, куда он прибывает в поисках могущественного колдуна Пантелея, которого считает одним из главных смутьянов, стоящих за беспорядками.
В истории человечества нет примеров такого воздействия технологически более развитой цивилизации на менее развитую, при котором не происходило бы ускоренного разрушения структур последней. Но здесь следует иметь в виду, что пришельцы сами оказались в затруднительном положении, не оставлявшем большой свободы выбора. В отличие, скажем, от испанских конкистадоров, они навсегда расстались со своей родиной и к тому же попали в край возрожденных легенд, где погибель могла настигнуть их новыми, ранее невиданными и немыслимыми способами. Пришлось пустить в ход все свои неисчерпаемые способности к адаптации, чтобы получить надежную прописку на новом месте, и можно лишь гадать, какими были те героические времена. В итоге счастливые аборигены получили броневики и винтовки вместо рыцарской конницы с копьями и лебедки с огнеметами вместо разрывания дикими быками и сожжения на костре, сохранив средневековое мышление и соответствующий образ жизни. Но главные секреты новые соседи оставили при себе: взрывчатку, бездымный порох, тяжелые вооружения и многое другое. При этом культура пришельцев тоже претерпела значительные изменения. Дворянство, как наследственное так и временное, появилось как реакция на аристократические замашки местных феодалов, а система чиновничьих классов, военного ведомства и структур безопасности, вполне сходная с устройством Российской империи во второй половине XIX века, оказалась наиболее жизнеспособной как для борьбы с внешними угрозами, так и для поддержания внутреннего порядка. А при ближайшем рассмотрении — и гораздо более привлекательной, чем то, что видит из окна среднестатистический обитатель блочной многоэтажки нашей страны чудес. Разумеется, тягу к злодеяниям невозможно вытравить из рода человеческого никакими мыслимыми способами, но в таких условиях она становится… какой-то более романтичной, что ли. Можно даже предположить, что в отсутствие страха Божьего наличие реальной нечисти и всевозможных сверхъестественных существ становится важным фактором повышения общественной морали. Человек проявляет свои наилучшие качества перед лицом почти неизбежной гибели, и здесь ему предоставлены богатые возможности для самосовершенствования.
В общем, симбиоз «новых княжеств» со старыми феодальными владениями людей, королевствами гномов, землями орков и эльфов (нелюбовь отчественных авторов к бессмертным остроухим бестиям заслуживает отдельного литературного исследования) являет собой замечательную картину динамичного нового мира, бурлящего, как плавильный котел. Если за пределами приречных областей жизнь течет своим чередом, то здесь темп постепенно нарастает и кажется, что вот-вот произойдет что-нибудь еще более чудесное, или наоборот, ужасное и судьбоносное. И охотник на нечисть Алесандр Волков, движимый вполне прагматичными и авантюрными побуждениями, в свою очередь, становится движущей силой непредсказуемых событий. Его окружают необыкновенно живые и колоритные персонажи, которые и за словом в карман не лезут, и в драке никому спуску не дадут. Бойкая колдунья Маша, очаровательная воительница-тифлинг Лари (нисколько не похожая на безликих персонажей одноименной расы из Forgotten Realms) и основательнейшие гномы Рарри и Балин — пожалуй, самая славная команда, появившаяся в этом жанре за последние годы. С ними действительно жаль расставаться, и хотя по композиции дилогия выглядит логически завершенной, все же хочется, чтобы автор еще когда-нибудь заглянул в Великоречье. Впрочем, будет вполне достаточно, если это сделают верные поклонники его творчества, а он сам укажет какую-нибудь новую даль за порогом нашего места и времени.
К. Савельев.
@темы: Литература
а то я как раз ищу, что бы почитать после Пратчетта и Макса Фрая)))
Десятую книгу этого автора читаю )) Но должен предупредить - он больше пишет для мужской аудитории фанатеющей от оружия и всего что с ним связано. То есть - жди кучу технических подробностей, читать про которые, лично мне, весьма интересно, а кому-то не понравится.
А как на счёт Каганова?
Рекомендую начать с "Эпос хищника".
Буду рад помочь