Доброе Мировое Зло (Миф)
Пишет C@es@r:
Английский парусный флот-4
Карронады.
читать дальшеКэррон Айрон Компани была основана в 1759 г. около Фолкирка. Компания быстро сообразила, что на военном госзаказе можно быстро нагреть руки производство пушек - очень прибыльный бизнес. Первые пушки были произведены в 1761 г., а с 1765 г. - закупались военными. К 1769 г. компания отливала 50 т чугуна в неделю. Однако, 2 годами позже артиллерийское управление провело расследование, которое закончилось испытаниями пушек компании в 1773 г., где они показали совершенно неудовлетворительные результаты.
Заказы прекратились, многие пушки были возвращены компании. Фирме пришлсь тяжело выбиратья из финансовой ямы. Хотя артиллерийское управление отказывалось закупать пушки, Кэррон экспериментировала с легкими пушками, и в 1776 г. представила 6-фунтовую пушку в половину нормального веса. Управление не впечатлилось, но идея укоренилась в компании.
Три человека считаются изобретателями карронады. Генерал Роберт Мелвилл в 1753 г. предложил идею легкой пушки большого калибра. Его 68-фунтовая карронада получила куда меньшее распространение, чем карронады меньших калибров.
Чарльз Гласкойн был партнером Кэррон Айрон Компани. Хотя, в оригинале карронады называли "гласконадами", его вклад в их развитие неясен.
Патрик Миллер, торговец из Эдинбурга, также изобрел легкие пушки в более поздние годы. Он испытал первую 12-фунтовую карронаду и установил ее на "Спитфайр" в 1779 г.
Лишь несколько инноваций было внесено в конструкцию карронад позднее. В частности, это штифт, который пришел на смену цапфам. Затем, пушки стали значительно легче оригинальных моделей. Поздние разработки весили вчетверо меньше нормальных пушек аналогичного калибра. Эта легкость достигалась во-первых укороченной длинной ствола. 18-фунтовая карронада 1780 г. была длиной 2'4", в то время как обычная пушка была длиной 9 футов. Укороченная длина ствола предполагала короткий радиус стрельбы - 1/3 от пушек нормальной длины, что позволяло уменьшить пороховой заряд до 1/4-1/3 нормального, что в свою очередь позволяло сократить толщину ствола карронады. Во-вторых, зарядная камера была гораздо меньше диаметром, чем ствол, что при равной толщине значительно уменьшало внешний диаметр камеры. Этот принцип часто использовался в мортирах и русских единорогах. Однако, с ним было связано неудобств размещения заряда в стволе. Хотя, для мортир и карронад это было не столь актуально. В-третьих, значительно уменьшился зазор между диаметром ядра и диаметром ствола, составлявший ранее до 1/20 диаметра снаряда. Это стало возможным благодаря возросшей точности.
Все эти идеи были далеко не новы - пушки с укороченным стволом с успехом применялись в 17 столетии,уменьшенная зарядная камера - характерная черта мортир, а необходимость уменьшения зазора назрела давно... Однако успех карронады был вызван прежде всего тактикой морского боя, которая стремительно сокращала боевые дистанции. Карронада стала популярной благодаря тому, что появилась как раз тогда, когда она смогла стать эффективным оружием.
Карронады начали производиться с 1778 г. и устанавливаться на суда компании Кэррон. В 1779 г. новыми пушками заинтересовался король,и были проведены испытания под руководством Мидлтона. Мидлтон рекомендовал ставить карронады на надстройки кораблей, особенно фрегатов, которые имели много свободного пространства на верхней палубе. 16 июля 1779 г. артиллерийское управление рекомендовало карронады к установке на корабли, однако уже к декабрю этого года количество карронад, рекомендованных к установке на корабль было сокращено. В марте 1780 г. карронады стали ставиться "по усмотрению капитанов". После того, как капитаны стали заказывать все больше карронад были проведены дополнительные испытания, которые показали успешность карронад.
Более того, карронады проявили себя и в боевых столкновениях 1780-81 гг., например, Флора-Нимфа. В 181 г. капитаны кораблей Артуа и Эдгар отметитли высокую эффективность карронад. Выдающийся успех был достигнут в 1782 г., когда английский фрегат Рэйнбоу, вооруженный одними карронадами с 1 залпа обратил в паническое бегство французский фрегат Эбе.
Ранние карронады лишь немногим отличались от гаубиц и мортир. Ранние модели были оснащены рукоятью типа "румпель", однако, у более поздних моделей ее форма изменилась. К 1800 г. рукоять исчезла.
Постепенно увеличивалась длина - с 2 футов 4 дюймов в 1780 до 2 футов 6,5 дюймов в 1781 и до максимальной длины 3 фута 4 дюйма в 1793 г. Увеличение длины шло и за счет специальной насадки к дулу:
1. 68-фунтовая карронада стояла ближе всех к оригинальному изобретению Мелвилла. Слава пришла к ней во время Трафальгарской битвы, когда залп из 2 орудий произвел колоссальный разрушительный эффект. Но на практике использование карронад такого "убойного" калибра было весьма ограниченным. В 1782 г. она могла быть установлена на любой корабль, способный ее выдержать по запросу капитана, но только 80-пушечный "Гибралтар" нес на себе несколько таких. 74-пушечный Эгмонт планировали переоборудовать, разместив 28 68-фунтовых карронад на нижней палубе, но по всей видимости проект не был реализован. Эта карронада ни разу ни фигурировала ни в одном из официальных уставов и, несмотря на трафальгарский успех, в 1807 г. таких пушек не числилось ни на одном корабле КВМФ.
Оригинальные карронады имели длину 4 фута и весили 1,45 т. В 1790 г. - 1,5 т. В 1796 г. они достигли 5'2" в длину и весили 1,8 т.
2. 42-фунтовые карронады не проходили испытания 1780-81 гг. и никогда не были в списках стандартного вооружения, хотя и были установлены на Рэйнбоу в сражении с Эбе. Они были 4'3.5" длиной и весили 1,1 т. Судя по всему они страдали тем же недостатком, что и 42-фунтовые нормальные пушки и 68-фунтовые карронады - их ядра были слишком тяжелыми, чтобы с ними можно было шустро работать во время боя...
3. 32-фунтовые карронады появились довольно поздно. Первое упоминание о них - заказ капитана "Бервика" в 1780 г. В том же году они были поставлены на Виктори, Дюк и Принц Джордж. Устав 1794 г. распространил их на многие классы кораблей включая фрегаты. К 1797 г. такие карронады стали обычным делом на кораблях стены, а в 1800 г., даже 20-пушечные корабли могли иметь их среди основного вооружения.
4. 24-фунтовые карронады появились до 1780 г. В последующем они ставились на многие корабли, особенно 20-пушечные или бриги. Пушка на испытаниях 1780 г. была 3 футов длиной и весила 575 кг. Позднее пушки этого калибра стали 3'7.5" длиной и 650 кг весом.
5. 18-фуновые карронады встречаются в 1779 г. на квартердеках и баках многих кораблей с числом пушек 28-44. Позднее их активно вытесняли 32-фунтовые карронады. Оригинальные карронады были 2'4" длиной и весили 400 кг. К 1793 г. их длина увеличилась до 3'4". После 1800 г. - 3'3" длина и вес 500 кг.
6. 12-фунтовые карронады устанавливались на линейные корабли и корабли менее чем с 24 пушками. Как и 18-фунтовые впоследствии выходят из употребления. К 1800 г. - 2'8" длина и 300-325 кг вес
Эффективность карронад.
Карронады имели большой успех. Особенно - в войнах с Францией 1793-1815 гг. Начиная с середины 18 века морская тактика становится более гибкой, большое значение приобретает бой на коротких дистанциях и абордаж.
Французский флот проигрывал в эффективности ввиду проблем, возникших в ходе Революции, а также из-за того, что английский флот более не упускал первоначальное преимущество. На коротких дистанциях карронады наносили сокрушительный урон, часто с использованием картечи. Многие мелкие суда несли карронады в качестве сновного оружия. Общий упадок французского флота позволял таким судам подбираться на дистанцию эффективной стрельбы.
Успех карронад вынудил пересмотреть тактику. Линейный корабль нес 32-фунтовые нормальные пушки на нижней палубе, карронады на надстройках, а средняя и верхняя палуба были забиты 24-, 18- и 12-фунтовыми пушками, не обладавшими ни дальностью стрельбы, сравнимой с 32-фунтовыми пушками, ни мощью 32-фунтовых карронад. 32-фунтовая пушка весила 2,75 т., а карронада - 900 кг. Этот интервал нужно было чем-то заполнить.
В 1796 г. были испытаны 32-фунтовые пушки длиной 4'10" и весом 1,2 т. Испытания, однако провалились.
Следующая попытка была сделана в 1805 г, когда появились 24-фунтовые пушки длиной 6'6" и весом 1,65 т. В 1806 г. некоторые линейные корабли были переоборудованы под новые орудия, что позволило сократить экипаж и разместить дополнительное число солдат. Были сделаны еще разработки, но они появились слишком поздно, чтобы повлиять на тактикую К 1815 г. почти все суда несли традиционное вооружение за исключением карронад.
Английский парусный флот-5
Размещение орудий.
читать дальшеНа распределение орудий действовало 2 фактора:
1) конструкция корабля
2) наличные запасы артиллерии
Поначалу артиллерийское управление не успевало обеспечить артилерией строящиеся корабли, что является одной из причин разнообразия вооружений судов 17-нач. 18 века. Только во 2 половине 18 века орудия нужного калибра стали систематически заготавливать заблаговременно в требуемом количестве.
В конструкции корабля имелось несколько ограничивающих факторов.
1) количество орудийных портов для тяжелых пушек. Как правило, порты были целостной частью корпуса и могли быть изменены только в ходе капитальной реконструкции корабля. Только орудия на баке и квартердеке не нуждались в портах, но их количество было невелико, а калибр довольно мал.
2) прочность палубы. Этому аспекту не всегда уделялось необходимое внимание, особенно в середине 17 века.
3) очень важный фактор - устойчивость корабля, ярким примером которого может служить печально знаменитая Ваза. Пушки должны были располагаться по убыванию веса.
4) общий вес пушек являлся немаловажным фактором. В 3 четверти 17 века общий вес пушек линкоров достигал 10% водоизмещения. Черезмерное превышение этого показателя выливалось в такие неприятности, как снижение скорости, забор воды орудийными портами нижних палуб в открытом положении, особенно при волнении, и как следствие - невозможность стрельбы.
5) и наконец, главный фактор - назначение корабля. Торговые суда не обладали достаточной артиллерийской обслугой, поэтому больше полагались на мощный первый залп. Фрегаты и шлюпы были крейсерскими кораблями, поэтому их вооружение должно было подстраиваться под требования мореходности. Бомбардировочные суда, напротив, создавались в первую очередь как мощные артиллерийские платформы. Наконец, корабли линии должны были грамотно сочетать требования мореходности и артиллерийское вооружение.
Раннее вооружение.
Битвы стенка на стенку существовали не всегда. Расположение орудие вдоль бортов парусника было противоположностью к средиземноморским галерам, чьи тяжелые пушки располагались на носу.
Корабли 16 и раннего 17 века ощетинивались орудиями, торчащими во все стороны. Перезарядка была настолько медленной, что на это время корабли выходили из боя. Поэтому широко распространено было маневрирование таким образом, чтобы по врагу выстрелило как можно больше орудий. Еще одной особенностью пушек этого времени было то, что они должны были бить живую силу противника, а не дырявить вражеский борт. Бой борт к борту считался неотъемлимой частью морского сражения, поэтому корабли изобиловали легкими пушками короткого радиуса. С другой стороны, господствовала необоснованная вера в возможности дальнобойных орудий, которые производились в больших количествах. Однако, бой с Армадой 1588 г. продмонстрировал крайне низкую эффективность огня на дальней дистанции.
Все эти причины - проблемы с наличием артиллерии, требования к длинным пушкам преследования, средним бортовым пушкам и короткостволу на верхних палубах - приводили к полному беспределу широчайшему разнообразию артиллерии на отдельных кораблях елизаветинского флота. Элизабет Джонас несла на себе по крайней мере 9 различных типов орудий, многие 40-60 пушечные корабли имели по 7-8 разных типов орудий. Тяжелые пушки и полупушки были большой редкостью. Уайт Беар был одним из немногих исключений с 3 пушками и 11 полупушками. Чаще всего встречались кулеврины и полукулеврины с их младшими родственниками - сейкерами и миньонами. Некоторые крупные суда обладали несколькими устаревшими типами орудий - казнозарядными или фаулерами.
В 1620-е гг. во время некоторого оживления во флоте, запущенном со времен испанской войны, никаких принципиальных изменений не произошло. Крупнейшие корабли - Принц Ройал и Беар - несли 2 пушки перье и 6 полупушек. Следующая группа кораблей имела по 2 пушки обоих видов. Самыми распространенными были кулеврины и полукулеврины - по 12-18 орудий на крупное судно. Более мелкие суда несли по 10-12 сейкеров и миньонов.
Однако, распределение орудий со времен Елизаветы сильно изменилось. Теперь на каждый корабль старались установить стандартное вооружение. Теперь можно было, взглянув на список орудий, определить класс корабля. Например, 6 крупнейших кораблей имели одинаковое вооружение. 20 лет мира позволили навести некоторый порядок на флоте. К 1630 г. большие орудия, предназначенные для вывода из строя людей на палубе выходят из употребления. Так, Виктори в 1620 г. имела 4 фаулера, а к 1630 г. - ни одного. Очень маленькие кулеврины (фальконы) также снимались с вооружения.
Гражданская Война.
Когда началась Гражданская Война в 1642 г., Большие Корабли старого флота не использовались, поскольку у короля не было крупных кораблей, чтобы противостоять им, однако, они служили защитой от интервенции. Однако, возникла необходимость в маленьких и быстрых фрегатах против роялистских каперов. Первоначально такие суда захватывались или нанимались, но в 1646 г. Парламент санкционировал постройку оригинальных моделей. К 1650 г. эти фрегаты значительно выросли в размерах, сравнявшись с крупнейшими из старых кораблей. Фрегаты были длиннее и ниже, чем старые военные корабли и несли больше орудий вдоль бортов. Они были гораздо менее маневренны, чем старые корабли и поэтому сражались чаще всего одним бортом, а не двумя, однако увеличившаяся скорость перезарядки позволяла им вести такую битву. К этому же времени и относятся первые сражения на параллельных курсах. Эта тенденция получила широкое распространение в первую Англо-Голландскую войну, когда английские корабли начали строиться в стенку.
Старые корабли получили много дополнительных пушек. Сент-Джордж в 1647 г. имел 52 орудия по сравнению с 42 в 1620-х, Виктори - 42 пушки в 1636 г. и 64 - в 1655, Хэппи Энтранс - 32 в 1636 г. и 40 в 1647 г., Рэйнбоу - 40 в 1631 и 54 в 1652 г. Новые пушки размещали на свободном пространстве. Немного тяжелых пушек поместили на бак и квартердек, поскольку эти позиции были также зарезервированы для мушкетеров, и пространства для отдачи было совсем немного. Многие большие суда имели также третью палубу между квартердеком и баком, заполненную орудиями среднего калибра. Большинство новых пушек было кулевринами и полукулевринами. Так, Виктори получила сверху 12 кулеврин и 14 полукулеврин, в то время как количество полупушек возросло с 2 до 6. Хэппи Энтранс добавила 4 кулеврины и 6 полукулеврин, Конвертин получила 2 кулеврины и 5 полукулеврин, Леопард - 9 полукулеврин. Только Юникорн увеличила количество своих полупушек с 6 в 1636 до 18 в 1652 г.
Хотя новые фрегаты и подразумевались как быстрые патрульные суда, их вооружение постоянно росло, особенно после 1649 г. Так, Спикер в 1655 г. несла 60 пушек. Правда лишь 4 из них были полупушками. К концу декады полупушек уже было 20 + 30 12-фунтовых и более мелких орудий. Менее крупные фрегаты сохранили свои первоначальные характеристики и были легко вооружены. Найтингейл 5 ранга имела 18 полукулеврин в качестве основного вооружения. Бристоль 4 ранга имела 4 полупушки, но их убрали после 1654 г., оставив в качестве основного вооружения 24кулеврины. Дувр всегда несла только кулеврины на нижней палубе.
Увеличение орудий, которое продолжалось еще несколько десятилетий имело серьезный долгосрочный эффект. Корабли оказались слишком перегруженными для выполнения задач, для которых они создавались. Пока война не выходила за пределы Ла-Манша и Северного моря в нескольких днях пути от главной базы - Чэтема, это оставалось незамеченным. Корабли оснащались на лето и не испытывали нагрузок во время зимних штормов.
Традиция перегружать корабли артиллерией, которая часто мешала английчкому флоту, пошла еще от Карла II и "Соверен оф зе сиз".
Ранние попытки стандартизации.
В 1650-е гг. флот Содружества укомплектовывался артиллерией в произвольном порядке. После постройки нового корабля или расконсервации старого комиссары Адмиралтейства запрашивали флотских комиссаров, какие орудия подходили для данного корпуса и артиллерийское бюро - какие пушки имелись в наличии. Единого списка орудий по флоту не существовало. Были попытки составить списки для отдельных кораблей, но на составление общей отчетности просто не хватало времени. Обычно суда одинаковой конструкции несли похожее вооружение. Дувр и Дюнкерк несли по 24 кулеврины, 6 полукулеврин и 8 сейкеров в 1655 г. каждая. С другой стороны их систершип Леопард имела 24 кулеврины, 12 полукулеврин и 4 сейкера-катта. Другое судно этого класса, Джерси, обладало 22 кулевринами, 20 полукулевринами и 6 сейкерами.
После восстановления монархии в 1660 г. в страну пришел мир, и у Адмиралтейства появилось время навести порядок во флоте. Стало нормой снимать с корабля часть пушек в мирное время. Впервые эта политика была осуществлена в приказе 1664 г. и продолжалась следующее столетие. В мирное время корабли имели на 20% пушек меньше, чем в военное. А следующей весной Адмиралтейство подготовило опись орудий всего флота - впервые с начала гражданской войны. Артиллерийское бюро занялось работой по восполнению недостающих запасов. Имела место тенденция к утяжелению орудий на кораблях от 4 ранга и выше. Все корабли 1 ранга (и 3 корабля 2 ранга) несли теперь 42-фунтовые пушки на нижних палубах. Все корабли 3 ранга заменили кулеврины на нижних палубах на полупушки. Большинство из них имело 22 полупушки - достаточно для заполнения всех орудийных портов нижней палубы. 4 4 ранга, включая Леопарда, получили 10-12 полупушек. 5 ранги однако, были переквалифицированы в крейсерские суда и получили легкое вооружение, в основном - полукулеврины.
Следующая война с голландцами разразилась в 1664 г. Англичане ждали легкой победы, но голландцы многому научились со времен предыдущей войны и построили много крупных кораблей линии.
Устав 1666 г. значительно утяжелил артиллерию кораблей, хотя на корабле 1 ранга Ройял Джеймс заменили пушки на полупушки, сразу 4 новых корабля 2 ранга получили 42 фунтовые пушки. Леопард теперь несла 22 полупушки - полный комплект. Ярмут стала первым английским кораблем с 24-фунтовыми пушками. Также было усилено вооружение некоторых 5 рангов. 3 из них получили кулеврины, а 2 - 12-фунтовые пушки. Устав 1666 г. был реакцией на текущую ситуацию, а не обеспечивал долгосрочную стратегию развития ВМФ.
Устав 1677 г.
Лорд Сэмюэль Пепис, возглавив Адмиралтейство, начал борьбу с общим бардаком, царившим на флоте. Целью нового устава была унификация артиллерийского вооружения кораблей для удобства артиллерийского бюро.
В марте 1674 г. из Адмиралтейства в марте 1674 г. в военно-морское бюро были спущены указания подготовить проект перевооружения флота. Вскоре был подготовлен проект в черновом варианте. Хотя он и почти не отличался от принятого впоследствии, судя по всему его положили под ковер. В 1677 г. Парламент выделил 600 000 ф.ст. на строительство флота и Адмиралтейство вновь взялось за работу. Был созван комитет из офицеров флота. С проектом вооружения для флота в целом возникли некоторые затруднения, однако в июне 1677 г. он был представлен в Адмиралтейство и был принят. После парламентских дебатов документ был подписан королем в ноябре 1677 г.
В оригинальном проекте было реализовано отношение веса орудий к водоизмещению кораблей:
0,120 - для 1 ранга
0,122 - для 2 ранга
0,123 - для 3 ранга.
На практике для кораблей 1 ранга это соотношение было в диапазоне 0,119-0,126. Для 2 рангов разброс был больше - 0,110-0,145, в среднем - 0,125. Для 3 рангов отношение было уменьшено до 0,115. Корабли 4 ранга были почти так же тяжело вооружены, как и 3, хотя их и предполагали как патрульные суда. Для 5-6 рангов отношение веса вооружения к тоннажу было около 0,110, что углубляло их различия с линейными кораблями.
Устав 1677 г. был торпедирован артиллерийским бюро. Вскоре Пепис и его команда отошли от дел по политическим причинам и ни один из кораблей за последующие 8 лет не был укомплектован в соответствии с этим уставом.
Устав 1685 г.
Устав 1685 г. считался скорее пожеланиями, нежели исполняемыми требованиями. Тем не менее, он оставался в силе до 1703 г., хотя он никогда не применялся ко всем кораблям.
Новый устав впервые упоминается в начале 1685 г. - после возвращения Пеписа в Адмиралтейство. На этот раз к созданию устава привлекли артиллерийское бюро, которое представило список наличных орудий. Недостаток наблюдался среди 12-фунтовых орудий, полупушек и сейкеров - всего не хватало 222 из 7581 требуемых.
Много внимания новый устав уделял и расположению орудийных портов на корабле. 20 новых коралей 3 ранга не могли иметь идентичное вооружение, поскольку судостроители по-разному располагали порты. Вместо положенных 26 полупушек на нижней палубе многие корабли имели 22 + 4 кулеврины на носу и корме. Общий вес орудий несколько увеличился по сравнению с 1677 г. Для 70-пушечных - со 124 т. до 127 т., для 90-пушечных - со 159 до 160 т.
Устав охватывал только существующие типы кораблей, но во время войны в него были включены и новые, только что появившиеся 80-пушечные 3 ранги. Изначально корабли этого класса были двухдечными, но затем конструкцию пришлось пересмотреть и последние 4 корабля были построены 3-дечными. Также юыли перестроены старые корабли этоо класса. Также были построены несколько 60-пушечных кораблей. Возродился забытый было класс 50-пушечных кораблей.
Война показала, что корабли были перегружены артиллерией. Адмиралтейство было проинформировано, что пушки оказались слишком тяжелы, особенно для больших кораблей, и корпуса не справляются с повышенной нагрузкой.
Устав 1703 г.
В декабре 1702 г. на совещании морского министерства был выработан ряд предложений. Был взят курс на полную унификацию флота. Теперь все корабли одинакового класса (100, 90, 80, 70-пушечные) должны были иметь одинаковые пушки, одинаковое расположение портов и т д. Хотя утвержденные типоразмеры судов и пробуксовывали в применении в течение нескольких лет, все же большинство судов строились по фиксированным спецификациям.
К тому же комиссия 1702 г. пошла по пути уменьшения веса орудий на крупных судах. 7"-пушки были сняты и заменены полупушками. Кораблям 3 ранга предписывалось не иметь пушек тяжелее 24-фунтовых. 50-пушечные корабли, которых исключили из линии, не должны были иметь пушки тяжелее 12-фунтовых. 5-6 ранги с 40 пушками и меньше, однако, сохранили свое первоначальное вооружение.
Хотя предложения были одобрены и приняты к исполнению, чиновники повторили ошибку 1677 г. и не консультировались с артиллерийским управлением. Как и следовало ожидать, пушек оказалоь недостаточно для немедленного перевооружения. До 1708 г. не удавалось вооружить в соответствии с уставом ни одно судно. Лишь 50-пушечная Колчестер стала первым кораблем, вооруженным полностью в соответствии с программой.Еще 1 судно получило уставное вооружение в 1713 г., еще 2 - в 1714 и 1 - в 1716 г.
Хотя вооружение главных палуб остальных кораблей все это время старались привести в соответствии с уставом, на бак и квартердек ставили, что придется...
Устав 1716.
Группа флаг-офицеров подготовила проект в середине 1715 г. Этот проект предполагал еще большую унификацию, определяя идентичный калибр орудий уже для кораблей нескольких классов. Старые корабли, не способные нести установленные пушки, должны были быть перестроены и подогнаны под стандартные типоразмеры. 1 рангам вернули 7"-пушки, а 3 рангам - полупушки. 60-пушечные корабли получили 24-фунтовые, а 50-пушечные - 18-фунтовые пушки на нижние палубы. К тому же, пушки стали классифицировать по весу. Так 7"-пушка названа 42-фунтовой, полупушка - 32-фунтовой. Даже сейкеры теперь обозначались как 5,25-фунтовые орудия.
Хотя корабли вооружали старыми пушками вплоть до 1724 г., устав 1716 нашел гораздо более реальное воплощение на практике, чем любой из предыдущих.
Предложения 1733 и устав 1743 г.
В связи с обеспокоенностью относительно растущих иностранных ВМФ, в 1730-х гг. был представлен проект перевооружения, значительно увеличивавший огневую мощь кораблей. Это касалось 1 рангов, 3 рангов, 40-, 50- и 60-пушечных кораблей. Артиллерийское бюро на этот раз действовало успешнее, чем обычно, хотя денег все равно не хватало.
В 1739 г. разразилась война с Испанией. Размеры испанских флагманов настолько поразили англичан, что спецификации на размеры кораблей были пересмотрены в 1741 г. в сторону увеличения (хотя и небольшого).
Проект 1733 г. был реализован только в 1743 г. и только для кораблей новой постройки.
В 1745 г. типоразмер линейных кораблей подвергся куда более кардинальным изменениям. Впрочем, к глубокому разочарованию Адмиралтейства английские корабли по-прежнему были меньше иностранных. Было предложено заменить неэффективные 80-пушечные на 74-пушечные по французскому образцу. 64-пушечные корабли наделили 70 пушками, а 58-пушечные - 60 пушками.
Новая система 1755 г.
Администрация Энсона произвела реформу управления флотом.
Если до 1677 г. корабли вооружали чем попало, с 1677 до 1755 - наиболее подходящим оружием из доступного, то после 1755 г. стали конструировать корабли под заблаговременно подобранное вооружение. Это особенно касалось новых 74-пушечных кораблей - самых маленьких кораблей, способных нести батарею 32-фунтовых орудий. Также был подобран новый тип фрегата под легкую батарею 12-фунтовых орудий высоко над ватерлинью для лучших мореходных качеств. Хотя пушки по-прежнему были заменяемы, их стали воспринимать как органичную составляющую корабля.
Новая программа распространилась и на корабли старой постройки. Теперь пушки редко меняли в течение жизни корабля, а артиллерийское бюро не получало как снег на голову внезапных крупных заказов, как это было в 1677, 1703 и 1716 гг. Как правило изменения в вворужении касались нововеденных карронад или вынужденного перевооружения старых кораблей ввиду износа, а также снятия с вооружения 42-фунтовых орудий.
Английский парусный флот-4
Карронады.
читать дальшеКэррон Айрон Компани была основана в 1759 г. около Фолкирка. Компания быстро сообразила, что на военном госзаказе можно быстро нагреть руки производство пушек - очень прибыльный бизнес. Первые пушки были произведены в 1761 г., а с 1765 г. - закупались военными. К 1769 г. компания отливала 50 т чугуна в неделю. Однако, 2 годами позже артиллерийское управление провело расследование, которое закончилось испытаниями пушек компании в 1773 г., где они показали совершенно неудовлетворительные результаты.
Заказы прекратились, многие пушки были возвращены компании. Фирме пришлсь тяжело выбиратья из финансовой ямы. Хотя артиллерийское управление отказывалось закупать пушки, Кэррон экспериментировала с легкими пушками, и в 1776 г. представила 6-фунтовую пушку в половину нормального веса. Управление не впечатлилось, но идея укоренилась в компании.
Три человека считаются изобретателями карронады. Генерал Роберт Мелвилл в 1753 г. предложил идею легкой пушки большого калибра. Его 68-фунтовая карронада получила куда меньшее распространение, чем карронады меньших калибров.
Чарльз Гласкойн был партнером Кэррон Айрон Компани. Хотя, в оригинале карронады называли "гласконадами", его вклад в их развитие неясен.
Патрик Миллер, торговец из Эдинбурга, также изобрел легкие пушки в более поздние годы. Он испытал первую 12-фунтовую карронаду и установил ее на "Спитфайр" в 1779 г.
Лишь несколько инноваций было внесено в конструкцию карронад позднее. В частности, это штифт, который пришел на смену цапфам. Затем, пушки стали значительно легче оригинальных моделей. Поздние разработки весили вчетверо меньше нормальных пушек аналогичного калибра. Эта легкость достигалась во-первых укороченной длинной ствола. 18-фунтовая карронада 1780 г. была длиной 2'4", в то время как обычная пушка была длиной 9 футов. Укороченная длина ствола предполагала короткий радиус стрельбы - 1/3 от пушек нормальной длины, что позволяло уменьшить пороховой заряд до 1/4-1/3 нормального, что в свою очередь позволяло сократить толщину ствола карронады. Во-вторых, зарядная камера была гораздо меньше диаметром, чем ствол, что при равной толщине значительно уменьшало внешний диаметр камеры. Этот принцип часто использовался в мортирах и русских единорогах. Однако, с ним было связано неудобств размещения заряда в стволе. Хотя, для мортир и карронад это было не столь актуально. В-третьих, значительно уменьшился зазор между диаметром ядра и диаметром ствола, составлявший ранее до 1/20 диаметра снаряда. Это стало возможным благодаря возросшей точности.
Все эти идеи были далеко не новы - пушки с укороченным стволом с успехом применялись в 17 столетии,уменьшенная зарядная камера - характерная черта мортир, а необходимость уменьшения зазора назрела давно... Однако успех карронады был вызван прежде всего тактикой морского боя, которая стремительно сокращала боевые дистанции. Карронада стала популярной благодаря тому, что появилась как раз тогда, когда она смогла стать эффективным оружием.
Карронады начали производиться с 1778 г. и устанавливаться на суда компании Кэррон. В 1779 г. новыми пушками заинтересовался король,и были проведены испытания под руководством Мидлтона. Мидлтон рекомендовал ставить карронады на надстройки кораблей, особенно фрегатов, которые имели много свободного пространства на верхней палубе. 16 июля 1779 г. артиллерийское управление рекомендовало карронады к установке на корабли, однако уже к декабрю этого года количество карронад, рекомендованных к установке на корабль было сокращено. В марте 1780 г. карронады стали ставиться "по усмотрению капитанов". После того, как капитаны стали заказывать все больше карронад были проведены дополнительные испытания, которые показали успешность карронад.
Более того, карронады проявили себя и в боевых столкновениях 1780-81 гг., например, Флора-Нимфа. В 181 г. капитаны кораблей Артуа и Эдгар отметитли высокую эффективность карронад. Выдающийся успех был достигнут в 1782 г., когда английский фрегат Рэйнбоу, вооруженный одними карронадами с 1 залпа обратил в паническое бегство французский фрегат Эбе.
Ранние карронады лишь немногим отличались от гаубиц и мортир. Ранние модели были оснащены рукоятью типа "румпель", однако, у более поздних моделей ее форма изменилась. К 1800 г. рукоять исчезла.
Постепенно увеличивалась длина - с 2 футов 4 дюймов в 1780 до 2 футов 6,5 дюймов в 1781 и до максимальной длины 3 фута 4 дюйма в 1793 г. Увеличение длины шло и за счет специальной насадки к дулу:
1. 68-фунтовая карронада стояла ближе всех к оригинальному изобретению Мелвилла. Слава пришла к ней во время Трафальгарской битвы, когда залп из 2 орудий произвел колоссальный разрушительный эффект. Но на практике использование карронад такого "убойного" калибра было весьма ограниченным. В 1782 г. она могла быть установлена на любой корабль, способный ее выдержать по запросу капитана, но только 80-пушечный "Гибралтар" нес на себе несколько таких. 74-пушечный Эгмонт планировали переоборудовать, разместив 28 68-фунтовых карронад на нижней палубе, но по всей видимости проект не был реализован. Эта карронада ни разу ни фигурировала ни в одном из официальных уставов и, несмотря на трафальгарский успех, в 1807 г. таких пушек не числилось ни на одном корабле КВМФ.
Оригинальные карронады имели длину 4 фута и весили 1,45 т. В 1790 г. - 1,5 т. В 1796 г. они достигли 5'2" в длину и весили 1,8 т.
2. 42-фунтовые карронады не проходили испытания 1780-81 гг. и никогда не были в списках стандартного вооружения, хотя и были установлены на Рэйнбоу в сражении с Эбе. Они были 4'3.5" длиной и весили 1,1 т. Судя по всему они страдали тем же недостатком, что и 42-фунтовые нормальные пушки и 68-фунтовые карронады - их ядра были слишком тяжелыми, чтобы с ними можно было шустро работать во время боя...
3. 32-фунтовые карронады появились довольно поздно. Первое упоминание о них - заказ капитана "Бервика" в 1780 г. В том же году они были поставлены на Виктори, Дюк и Принц Джордж. Устав 1794 г. распространил их на многие классы кораблей включая фрегаты. К 1797 г. такие карронады стали обычным делом на кораблях стены, а в 1800 г., даже 20-пушечные корабли могли иметь их среди основного вооружения.
4. 24-фунтовые карронады появились до 1780 г. В последующем они ставились на многие корабли, особенно 20-пушечные или бриги. Пушка на испытаниях 1780 г. была 3 футов длиной и весила 575 кг. Позднее пушки этого калибра стали 3'7.5" длиной и 650 кг весом.
5. 18-фуновые карронады встречаются в 1779 г. на квартердеках и баках многих кораблей с числом пушек 28-44. Позднее их активно вытесняли 32-фунтовые карронады. Оригинальные карронады были 2'4" длиной и весили 400 кг. К 1793 г. их длина увеличилась до 3'4". После 1800 г. - 3'3" длина и вес 500 кг.
6. 12-фунтовые карронады устанавливались на линейные корабли и корабли менее чем с 24 пушками. Как и 18-фунтовые впоследствии выходят из употребления. К 1800 г. - 2'8" длина и 300-325 кг вес
Эффективность карронад.
Карронады имели большой успех. Особенно - в войнах с Францией 1793-1815 гг. Начиная с середины 18 века морская тактика становится более гибкой, большое значение приобретает бой на коротких дистанциях и абордаж.
Французский флот проигрывал в эффективности ввиду проблем, возникших в ходе Революции, а также из-за того, что английский флот более не упускал первоначальное преимущество. На коротких дистанциях карронады наносили сокрушительный урон, часто с использованием картечи. Многие мелкие суда несли карронады в качестве сновного оружия. Общий упадок французского флота позволял таким судам подбираться на дистанцию эффективной стрельбы.
Успех карронад вынудил пересмотреть тактику. Линейный корабль нес 32-фунтовые нормальные пушки на нижней палубе, карронады на надстройках, а средняя и верхняя палуба были забиты 24-, 18- и 12-фунтовыми пушками, не обладавшими ни дальностью стрельбы, сравнимой с 32-фунтовыми пушками, ни мощью 32-фунтовых карронад. 32-фунтовая пушка весила 2,75 т., а карронада - 900 кг. Этот интервал нужно было чем-то заполнить.
В 1796 г. были испытаны 32-фунтовые пушки длиной 4'10" и весом 1,2 т. Испытания, однако провалились.
Следующая попытка была сделана в 1805 г, когда появились 24-фунтовые пушки длиной 6'6" и весом 1,65 т. В 1806 г. некоторые линейные корабли были переоборудованы под новые орудия, что позволило сократить экипаж и разместить дополнительное число солдат. Были сделаны еще разработки, но они появились слишком поздно, чтобы повлиять на тактикую К 1815 г. почти все суда несли традиционное вооружение за исключением карронад.
Английский парусный флот-5
Размещение орудий.
читать дальшеНа распределение орудий действовало 2 фактора:
1) конструкция корабля
2) наличные запасы артиллерии
Поначалу артиллерийское управление не успевало обеспечить артилерией строящиеся корабли, что является одной из причин разнообразия вооружений судов 17-нач. 18 века. Только во 2 половине 18 века орудия нужного калибра стали систематически заготавливать заблаговременно в требуемом количестве.
В конструкции корабля имелось несколько ограничивающих факторов.
1) количество орудийных портов для тяжелых пушек. Как правило, порты были целостной частью корпуса и могли быть изменены только в ходе капитальной реконструкции корабля. Только орудия на баке и квартердеке не нуждались в портах, но их количество было невелико, а калибр довольно мал.
2) прочность палубы. Этому аспекту не всегда уделялось необходимое внимание, особенно в середине 17 века.
3) очень важный фактор - устойчивость корабля, ярким примером которого может служить печально знаменитая Ваза. Пушки должны были располагаться по убыванию веса.
4) общий вес пушек являлся немаловажным фактором. В 3 четверти 17 века общий вес пушек линкоров достигал 10% водоизмещения. Черезмерное превышение этого показателя выливалось в такие неприятности, как снижение скорости, забор воды орудийными портами нижних палуб в открытом положении, особенно при волнении, и как следствие - невозможность стрельбы.
5) и наконец, главный фактор - назначение корабля. Торговые суда не обладали достаточной артиллерийской обслугой, поэтому больше полагались на мощный первый залп. Фрегаты и шлюпы были крейсерскими кораблями, поэтому их вооружение должно было подстраиваться под требования мореходности. Бомбардировочные суда, напротив, создавались в первую очередь как мощные артиллерийские платформы. Наконец, корабли линии должны были грамотно сочетать требования мореходности и артиллерийское вооружение.
Раннее вооружение.
Битвы стенка на стенку существовали не всегда. Расположение орудие вдоль бортов парусника было противоположностью к средиземноморским галерам, чьи тяжелые пушки располагались на носу.
Корабли 16 и раннего 17 века ощетинивались орудиями, торчащими во все стороны. Перезарядка была настолько медленной, что на это время корабли выходили из боя. Поэтому широко распространено было маневрирование таким образом, чтобы по врагу выстрелило как можно больше орудий. Еще одной особенностью пушек этого времени было то, что они должны были бить живую силу противника, а не дырявить вражеский борт. Бой борт к борту считался неотъемлимой частью морского сражения, поэтому корабли изобиловали легкими пушками короткого радиуса. С другой стороны, господствовала необоснованная вера в возможности дальнобойных орудий, которые производились в больших количествах. Однако, бой с Армадой 1588 г. продмонстрировал крайне низкую эффективность огня на дальней дистанции.
Все эти причины - проблемы с наличием артиллерии, требования к длинным пушкам преследования, средним бортовым пушкам и короткостволу на верхних палубах - приводили к полному беспределу широчайшему разнообразию артиллерии на отдельных кораблях елизаветинского флота. Элизабет Джонас несла на себе по крайней мере 9 различных типов орудий, многие 40-60 пушечные корабли имели по 7-8 разных типов орудий. Тяжелые пушки и полупушки были большой редкостью. Уайт Беар был одним из немногих исключений с 3 пушками и 11 полупушками. Чаще всего встречались кулеврины и полукулеврины с их младшими родственниками - сейкерами и миньонами. Некоторые крупные суда обладали несколькими устаревшими типами орудий - казнозарядными или фаулерами.
В 1620-е гг. во время некоторого оживления во флоте, запущенном со времен испанской войны, никаких принципиальных изменений не произошло. Крупнейшие корабли - Принц Ройал и Беар - несли 2 пушки перье и 6 полупушек. Следующая группа кораблей имела по 2 пушки обоих видов. Самыми распространенными были кулеврины и полукулеврины - по 12-18 орудий на крупное судно. Более мелкие суда несли по 10-12 сейкеров и миньонов.
Однако, распределение орудий со времен Елизаветы сильно изменилось. Теперь на каждый корабль старались установить стандартное вооружение. Теперь можно было, взглянув на список орудий, определить класс корабля. Например, 6 крупнейших кораблей имели одинаковое вооружение. 20 лет мира позволили навести некоторый порядок на флоте. К 1630 г. большие орудия, предназначенные для вывода из строя людей на палубе выходят из употребления. Так, Виктори в 1620 г. имела 4 фаулера, а к 1630 г. - ни одного. Очень маленькие кулеврины (фальконы) также снимались с вооружения.
Гражданская Война.
Когда началась Гражданская Война в 1642 г., Большие Корабли старого флота не использовались, поскольку у короля не было крупных кораблей, чтобы противостоять им, однако, они служили защитой от интервенции. Однако, возникла необходимость в маленьких и быстрых фрегатах против роялистских каперов. Первоначально такие суда захватывались или нанимались, но в 1646 г. Парламент санкционировал постройку оригинальных моделей. К 1650 г. эти фрегаты значительно выросли в размерах, сравнявшись с крупнейшими из старых кораблей. Фрегаты были длиннее и ниже, чем старые военные корабли и несли больше орудий вдоль бортов. Они были гораздо менее маневренны, чем старые корабли и поэтому сражались чаще всего одним бортом, а не двумя, однако увеличившаяся скорость перезарядки позволяла им вести такую битву. К этому же времени и относятся первые сражения на параллельных курсах. Эта тенденция получила широкое распространение в первую Англо-Голландскую войну, когда английские корабли начали строиться в стенку.
Старые корабли получили много дополнительных пушек. Сент-Джордж в 1647 г. имел 52 орудия по сравнению с 42 в 1620-х, Виктори - 42 пушки в 1636 г. и 64 - в 1655, Хэппи Энтранс - 32 в 1636 г. и 40 в 1647 г., Рэйнбоу - 40 в 1631 и 54 в 1652 г. Новые пушки размещали на свободном пространстве. Немного тяжелых пушек поместили на бак и квартердек, поскольку эти позиции были также зарезервированы для мушкетеров, и пространства для отдачи было совсем немного. Многие большие суда имели также третью палубу между квартердеком и баком, заполненную орудиями среднего калибра. Большинство новых пушек было кулевринами и полукулевринами. Так, Виктори получила сверху 12 кулеврин и 14 полукулеврин, в то время как количество полупушек возросло с 2 до 6. Хэппи Энтранс добавила 4 кулеврины и 6 полукулеврин, Конвертин получила 2 кулеврины и 5 полукулеврин, Леопард - 9 полукулеврин. Только Юникорн увеличила количество своих полупушек с 6 в 1636 до 18 в 1652 г.
Хотя новые фрегаты и подразумевались как быстрые патрульные суда, их вооружение постоянно росло, особенно после 1649 г. Так, Спикер в 1655 г. несла 60 пушек. Правда лишь 4 из них были полупушками. К концу декады полупушек уже было 20 + 30 12-фунтовых и более мелких орудий. Менее крупные фрегаты сохранили свои первоначальные характеристики и были легко вооружены. Найтингейл 5 ранга имела 18 полукулеврин в качестве основного вооружения. Бристоль 4 ранга имела 4 полупушки, но их убрали после 1654 г., оставив в качестве основного вооружения 24кулеврины. Дувр всегда несла только кулеврины на нижней палубе.
Увеличение орудий, которое продолжалось еще несколько десятилетий имело серьезный долгосрочный эффект. Корабли оказались слишком перегруженными для выполнения задач, для которых они создавались. Пока война не выходила за пределы Ла-Манша и Северного моря в нескольких днях пути от главной базы - Чэтема, это оставалось незамеченным. Корабли оснащались на лето и не испытывали нагрузок во время зимних штормов.
Традиция перегружать корабли артиллерией, которая часто мешала английчкому флоту, пошла еще от Карла II и "Соверен оф зе сиз".
Ранние попытки стандартизации.
В 1650-е гг. флот Содружества укомплектовывался артиллерией в произвольном порядке. После постройки нового корабля или расконсервации старого комиссары Адмиралтейства запрашивали флотских комиссаров, какие орудия подходили для данного корпуса и артиллерийское бюро - какие пушки имелись в наличии. Единого списка орудий по флоту не существовало. Были попытки составить списки для отдельных кораблей, но на составление общей отчетности просто не хватало времени. Обычно суда одинаковой конструкции несли похожее вооружение. Дувр и Дюнкерк несли по 24 кулеврины, 6 полукулеврин и 8 сейкеров в 1655 г. каждая. С другой стороны их систершип Леопард имела 24 кулеврины, 12 полукулеврин и 4 сейкера-катта. Другое судно этого класса, Джерси, обладало 22 кулевринами, 20 полукулевринами и 6 сейкерами.
После восстановления монархии в 1660 г. в страну пришел мир, и у Адмиралтейства появилось время навести порядок во флоте. Стало нормой снимать с корабля часть пушек в мирное время. Впервые эта политика была осуществлена в приказе 1664 г. и продолжалась следующее столетие. В мирное время корабли имели на 20% пушек меньше, чем в военное. А следующей весной Адмиралтейство подготовило опись орудий всего флота - впервые с начала гражданской войны. Артиллерийское бюро занялось работой по восполнению недостающих запасов. Имела место тенденция к утяжелению орудий на кораблях от 4 ранга и выше. Все корабли 1 ранга (и 3 корабля 2 ранга) несли теперь 42-фунтовые пушки на нижних палубах. Все корабли 3 ранга заменили кулеврины на нижних палубах на полупушки. Большинство из них имело 22 полупушки - достаточно для заполнения всех орудийных портов нижней палубы. 4 4 ранга, включая Леопарда, получили 10-12 полупушек. 5 ранги однако, были переквалифицированы в крейсерские суда и получили легкое вооружение, в основном - полукулеврины.
Следующая война с голландцами разразилась в 1664 г. Англичане ждали легкой победы, но голландцы многому научились со времен предыдущей войны и построили много крупных кораблей линии.
Устав 1666 г. значительно утяжелил артиллерию кораблей, хотя на корабле 1 ранга Ройял Джеймс заменили пушки на полупушки, сразу 4 новых корабля 2 ранга получили 42 фунтовые пушки. Леопард теперь несла 22 полупушки - полный комплект. Ярмут стала первым английским кораблем с 24-фунтовыми пушками. Также было усилено вооружение некоторых 5 рангов. 3 из них получили кулеврины, а 2 - 12-фунтовые пушки. Устав 1666 г. был реакцией на текущую ситуацию, а не обеспечивал долгосрочную стратегию развития ВМФ.
Устав 1677 г.
Лорд Сэмюэль Пепис, возглавив Адмиралтейство, начал борьбу с общим бардаком, царившим на флоте. Целью нового устава была унификация артиллерийского вооружения кораблей для удобства артиллерийского бюро.
В марте 1674 г. из Адмиралтейства в марте 1674 г. в военно-морское бюро были спущены указания подготовить проект перевооружения флота. Вскоре был подготовлен проект в черновом варианте. Хотя он и почти не отличался от принятого впоследствии, судя по всему его положили под ковер. В 1677 г. Парламент выделил 600 000 ф.ст. на строительство флота и Адмиралтейство вновь взялось за работу. Был созван комитет из офицеров флота. С проектом вооружения для флота в целом возникли некоторые затруднения, однако в июне 1677 г. он был представлен в Адмиралтейство и был принят. После парламентских дебатов документ был подписан королем в ноябре 1677 г.
В оригинальном проекте было реализовано отношение веса орудий к водоизмещению кораблей:
0,120 - для 1 ранга
0,122 - для 2 ранга
0,123 - для 3 ранга.
На практике для кораблей 1 ранга это соотношение было в диапазоне 0,119-0,126. Для 2 рангов разброс был больше - 0,110-0,145, в среднем - 0,125. Для 3 рангов отношение было уменьшено до 0,115. Корабли 4 ранга были почти так же тяжело вооружены, как и 3, хотя их и предполагали как патрульные суда. Для 5-6 рангов отношение веса вооружения к тоннажу было около 0,110, что углубляло их различия с линейными кораблями.
Устав 1677 г. был торпедирован артиллерийским бюро. Вскоре Пепис и его команда отошли от дел по политическим причинам и ни один из кораблей за последующие 8 лет не был укомплектован в соответствии с этим уставом.
Устав 1685 г.
Устав 1685 г. считался скорее пожеланиями, нежели исполняемыми требованиями. Тем не менее, он оставался в силе до 1703 г., хотя он никогда не применялся ко всем кораблям.
Новый устав впервые упоминается в начале 1685 г. - после возвращения Пеписа в Адмиралтейство. На этот раз к созданию устава привлекли артиллерийское бюро, которое представило список наличных орудий. Недостаток наблюдался среди 12-фунтовых орудий, полупушек и сейкеров - всего не хватало 222 из 7581 требуемых.
Много внимания новый устав уделял и расположению орудийных портов на корабле. 20 новых коралей 3 ранга не могли иметь идентичное вооружение, поскольку судостроители по-разному располагали порты. Вместо положенных 26 полупушек на нижней палубе многие корабли имели 22 + 4 кулеврины на носу и корме. Общий вес орудий несколько увеличился по сравнению с 1677 г. Для 70-пушечных - со 124 т. до 127 т., для 90-пушечных - со 159 до 160 т.
Устав охватывал только существующие типы кораблей, но во время войны в него были включены и новые, только что появившиеся 80-пушечные 3 ранги. Изначально корабли этого класса были двухдечными, но затем конструкцию пришлось пересмотреть и последние 4 корабля были построены 3-дечными. Также юыли перестроены старые корабли этоо класса. Также были построены несколько 60-пушечных кораблей. Возродился забытый было класс 50-пушечных кораблей.
Война показала, что корабли были перегружены артиллерией. Адмиралтейство было проинформировано, что пушки оказались слишком тяжелы, особенно для больших кораблей, и корпуса не справляются с повышенной нагрузкой.
Устав 1703 г.
В декабре 1702 г. на совещании морского министерства был выработан ряд предложений. Был взят курс на полную унификацию флота. Теперь все корабли одинакового класса (100, 90, 80, 70-пушечные) должны были иметь одинаковые пушки, одинаковое расположение портов и т д. Хотя утвержденные типоразмеры судов и пробуксовывали в применении в течение нескольких лет, все же большинство судов строились по фиксированным спецификациям.
К тому же комиссия 1702 г. пошла по пути уменьшения веса орудий на крупных судах. 7"-пушки были сняты и заменены полупушками. Кораблям 3 ранга предписывалось не иметь пушек тяжелее 24-фунтовых. 50-пушечные корабли, которых исключили из линии, не должны были иметь пушки тяжелее 12-фунтовых. 5-6 ранги с 40 пушками и меньше, однако, сохранили свое первоначальное вооружение.
Хотя предложения были одобрены и приняты к исполнению, чиновники повторили ошибку 1677 г. и не консультировались с артиллерийским управлением. Как и следовало ожидать, пушек оказалоь недостаточно для немедленного перевооружения. До 1708 г. не удавалось вооружить в соответствии с уставом ни одно судно. Лишь 50-пушечная Колчестер стала первым кораблем, вооруженным полностью в соответствии с программой.Еще 1 судно получило уставное вооружение в 1713 г., еще 2 - в 1714 и 1 - в 1716 г.
Хотя вооружение главных палуб остальных кораблей все это время старались привести в соответствии с уставом, на бак и квартердек ставили, что придется...
Устав 1716.
Группа флаг-офицеров подготовила проект в середине 1715 г. Этот проект предполагал еще большую унификацию, определяя идентичный калибр орудий уже для кораблей нескольких классов. Старые корабли, не способные нести установленные пушки, должны были быть перестроены и подогнаны под стандартные типоразмеры. 1 рангам вернули 7"-пушки, а 3 рангам - полупушки. 60-пушечные корабли получили 24-фунтовые, а 50-пушечные - 18-фунтовые пушки на нижние палубы. К тому же, пушки стали классифицировать по весу. Так 7"-пушка названа 42-фунтовой, полупушка - 32-фунтовой. Даже сейкеры теперь обозначались как 5,25-фунтовые орудия.
Хотя корабли вооружали старыми пушками вплоть до 1724 г., устав 1716 нашел гораздо более реальное воплощение на практике, чем любой из предыдущих.
Предложения 1733 и устав 1743 г.
В связи с обеспокоенностью относительно растущих иностранных ВМФ, в 1730-х гг. был представлен проект перевооружения, значительно увеличивавший огневую мощь кораблей. Это касалось 1 рангов, 3 рангов, 40-, 50- и 60-пушечных кораблей. Артиллерийское бюро на этот раз действовало успешнее, чем обычно, хотя денег все равно не хватало.
В 1739 г. разразилась война с Испанией. Размеры испанских флагманов настолько поразили англичан, что спецификации на размеры кораблей были пересмотрены в 1741 г. в сторону увеличения (хотя и небольшого).
Проект 1733 г. был реализован только в 1743 г. и только для кораблей новой постройки.
В 1745 г. типоразмер линейных кораблей подвергся куда более кардинальным изменениям. Впрочем, к глубокому разочарованию Адмиралтейства английские корабли по-прежнему были меньше иностранных. Было предложено заменить неэффективные 80-пушечные на 74-пушечные по французскому образцу. 64-пушечные корабли наделили 70 пушками, а 58-пушечные - 60 пушками.
Новая система 1755 г.
Администрация Энсона произвела реформу управления флотом.
Если до 1677 г. корабли вооружали чем попало, с 1677 до 1755 - наиболее подходящим оружием из доступного, то после 1755 г. стали конструировать корабли под заблаговременно подобранное вооружение. Это особенно касалось новых 74-пушечных кораблей - самых маленьких кораблей, способных нести батарею 32-фунтовых орудий. Также был подобран новый тип фрегата под легкую батарею 12-фунтовых орудий высоко над ватерлинью для лучших мореходных качеств. Хотя пушки по-прежнему были заменяемы, их стали воспринимать как органичную составляющую корабля.
Новая программа распространилась и на корабли старой постройки. Теперь пушки редко меняли в течение жизни корабля, а артиллерийское бюро не получало как снег на голову внезапных крупных заказов, как это было в 1677, 1703 и 1716 гг. Как правило изменения в вворужении касались нововеденных карронад или вынужденного перевооружения старых кораблей ввиду износа, а также снятия с вооружения 42-фунтовых орудий.
@темы: Флот, Военная история, История