Доброе Мировое Зло (Миф)
Пишет C@es@r:
Английский парусный флот-6
Типы кораблей.
читать дальше1. Корабли 1 ранга.
Только 5 100-пушечных кораблей были построены в 1755-1815 гг., но такие корабли имели большой срок службы и в строю находились корабли нескольких поколений. По уставу 1745 г. такие корабли имели формулу 28-28-28.
Первым кораблем 1 ранга, построенным по новой схеме, стала Виктори 1765 г. с формулой 30-28-30, однако на баке и квартердеке пушек стало меньше. Та же схема применялась на Ройял Джордж 1788 и Куин Шарлотт 1790. Ройял Соверен 1788 имел формулу 28-28-30. Позднее на 100-пушечные корабли установили 104 пушки, и в 180 г. Куин Шарлотт имела схему 30-30-30. Еще 2 корабля со схемой 30-32-32 были спущены в 1820-е.
На нижних палубах этих кораблей 42-фунтовые пушки уступили место 32-фунтовым. На средних палубах размещались 24-фунтовые пушки. Большинство кораблей располагали 12-фунтовыми пушками на верхней палубе (Куин Шарлотт - 18-фунтовыми), а на баке и квартердеке размещались 6-фунтовые (с 1780 г. - 12-фунтовые) пушки.
Кроме того, еще 2 110-пушечных корабля были построены к концу столетия - Виль де Пари 1795 г. 30-30-32 и Иберия 1804 г. 32-32-34.
В 1808 г. построен 1 120-пушечный корабль - Каледония, которая должна была иметь несколько систершипов (спущены только в 1820-е гг.), кроме того 3 корабля класса Нельсон были построены в 1814-15 гг. Все они имели формулу 32(32)-34(24)-34(18).
2. Корабли 2 ранга. Первыми судами этого класса после 1755 г. стали корабли класса Сэндвич 1759-61 гг.
Новые корабли имели 2 пушки на баке и ни одной - на квартердеке, однако бортовой залп был значительно усилен - 28-30-30. Это распределение оставалось стандартным до самого конца этого класса. В 1778 г. на квартердек этих судов были установлены 8 дополнительных пушек, превратив корабли в 98-пушечные.
Корабли этого ранга несли 32-фунтовые пушки на нижних палубах, 18-фунтовые на средних и 12-фунтовые (с 1790 - 18-фунтовые) - на верхней.
После 1801 г. был заложен лишь 1 корабль этого класса.
3. 80-пушечный двухпалубный.
Только 2 корабля были построены в 1790-е, и еще 2 после наполеоновских войн - в 1815 и 1818 гг.
Корабли 1790-х - Цезарь и Фудройант - были почти столь же сильны, как и 98-пушечные корабли с 32-фунтовыми пушками на нижней палубе и 24-фунтовыми - на верхней (в начале 18 века - 18-фунтовыми). У Цезаря на квартердеке стояли 9-фунтовые, а у Фудройанта - 12-фунтовые орудия).
Вместе с захваченными французскими, испанскими и датскими кораблями общее их число в 1800-е гг. составляло 10 единиц.
4. 74-пушечный корабль.
"Рабочая лошадка" Великого Флота . В 1750-1815 гг. - основной класс линейных кораблей. Большинство кораблей принадлежали к Основному классу - 28(32)-28(18)-18(9, бак и квартердек). В 1757 г. был предложен проект Крупного класса с 30 24-фунтовыми пушками на верхней палубе за счет 2 орудий на квартердеке. Но за исключением кораблей Триумф и Вэлиант (копии с француженки Инвинсибль), такое вооружение было на трофейных французских кораблях. В конце 1790-х было построено еще 11 кораблей Крупного класса, но в 1800-е вновь начали строиться корабли Основного класса. Кроме того существовал промежуточный класс с 30 18-фунтовыми пушками на верхней палубе, но за исключением 6 кораблей 1790-х гг. постройки все они были трофеями.
Однако подавляющее большинство из 200 кораблей этого ранга принадлежали к Основному классу.
Дальше буду краток.
5. 64-пушечные корабли:
24-фунтовые - нижняя палуба
18-фунтовые - верхняя палуба
9-фунтовые - бак и квартердек.
6. 50-пушечные. Класс восстановлен в 1770-е, как корабль эскорта и флагман легких эскадр. Сильнее любого фрегата, но паршивая мореходность.
22 х 24-фунт. - нижняя палуба
12-фунт. - верхняя палуба
6-фунт. - бак и квартердек
7. 44-пушечные корабли. Класс восстановлен в 1770-е.
22 х 18 фунт. - нижняя палуба
9-фунт. - верхняя палуба (после 1780 г. - 12-фунт.)
0 пушек на квартердеке
2 х 6-фунт. - бак
Многие корабли этого класса вооружались карронадами на главных палубах.
8. 40-пушечные фрегаты.
18/24-фунт. на главной палубе, 9-фунт. на квартердеке (впоследствии заменены карронадами).
9. 38-пушечные. В 1797 г. - 33 корабля числились в строю.
18-фунт. - главная палуба, 9-фунт. - надстройки.
3 корабля (включая Индефатигейбл) были перестроены из 64-пушечных и несли полную батарею 24-фунт. пушек на главной палубе.
К 1813 г. в строю находились 70 кораблей этого класса и почти все они несли 18-фунт. пушки на главной палубе.
Кроме того, на квартердеке располагалось 8 х 9-фунт. + 2 х 12-фунт. на баке.
11. 32-пушечный фрегат. Обычное патрульное и разведывательное судно.
В 1762 г. - 32 корабля
В 1783 г. - 59 + 14 на стапелях.
До 1790-х гг. на главной палубе были 12-фунт. пушки, однако после встреч с французами начали строить корабли на 20 т тяжелее с 18-фунт. пушками.
12. 28-пушечный фрегат. Один из первых "настоящих фрегатов" в английском флоте. В 1783 г. их число достигло максимума - 33.
24 х 9-фунт. на главной палубе + 4 х 3 (позднее - 6)-фунт. на квартердеке.
13. 24-пушечный фрегат.
Старые модели - 20 х 9-фунт. - на главной палубе + 2 х 9-фунт. на нижней палубе + пушки квартердека
Поздние модели - 22(9)-главная палуба +2(6)-квартердек
В 1783 г. - 11+1 строящийся
В 1805 г. - 5
14. 20-22-пушечные фрегаты.
20(9)+2(3).
Строились в небольшом количестве но 14 были захвачены между 1793 и 1805 гг.
15. Шлюп. Класс объединяет множество 1-3-мачтовых кораблей с 8-14 пушками.
8-пушечные - 3-фунт.
10-12-пушечные - 4-фунт.
14-пушечные - 6-фунт.
После 1780 г. добавлены 16 и 18-пушечные корабли с 6-фунт. пушками.
В 1805 г. числилось 104 шлюпа всех типов.
Бриг-шлюп имел 2 мачты и 14-18 х 6-фунт. пушек. В 1786 г. их насчитывалось 15, в 1805 - 64.
16. Всякая мелочь.
Катер(тендер) - 10-14(4)
Шхуна - 4(3)
Канонерки - сконструированы под "убойный" формат орудия, некоторые - под 3 х 32-фунт. карронады, другие - под 32-фунт. длинную пушку.
Кроме того были суда с 18 х 18-фунт. карронадами и 2 х 24-фунт. пушками преследования.
URL записи
Пишет C@es@r:
Английский парусный флот-7
Боеприпасы и порты.
Arming and fitting of English ships of war 1600-1815 B.Lavery
читать дальшеИз компонентов пороха в Англии рентабельным был только уголь. Селитру везли из Индии, серу - из Южной Италии. Водяные мельницы пороховых производств располагались на юго-востоке Англии. Крупнейшими из них были мельницы в Фейвершеме и аббатстве Уолтхэм. Обе были основаны еще в 16 веке, но в государственную собственность перешли только во второй половине 18 века.
В 1774 г. в Фейвершеме находилось 11 водяных и 5 конных мельниц, производивших 364 т пороха в год. Кроме того, мельницы были установлены в 1730 г. в Дартфорде.
Типы пороха.
В ранние времена использовался опасный, ненадежный "серпентинный" порох. Он быстро впитывал влагу и мог разделяться на фракции при тряске. Ему на смену пришел зернистый порох. Впервые такой порох упоминается в 1425 г., однако он распространялся медленно. В 1625 г. "серпентинный" порох уже нигде не использовался.
К 1783 г. немного изменилась технология изготовления угля для пороха. Теперь его обжигали в "цилиндрических" печах куда чаще, чем в обычных клиновых. Такой уголь был более эффективным для пороха. Теперь порох стали маркировать - "цилиндрический" порох маркировался красным, традиционный - голубым, а регенерированный - белым. Первый приберегался для боя на дальних дистанциях, а два последних использовались в рутинной работе - для салютов, испытаний и т п., а также для стрельбы в упор.
Заряд пороха.
С ростом эффективности пороха заряд постепенно уменьшался. В 1587 г. кулеврина использовала вес равный весу ядра, а пушка - 2/3 от веса ядра. В 1672 г. пушки использовали вес пороха в 1/2 веса ядра, кулеврины - 2/3 веса ядра. В начале 18 века 42 фуновые пушки заряжались на 43% веса снаряда, 18-фунтовые - на 55%, 18-фунтовые - на 83%. В 1725 г.: 42-фунтовые - на 40%, 18-фунтовые - на 50%, 9-фунтовые - на 66%. Это соотношение оставалось стандартным до конца столетия, когда новый "цилиндрический" порох позволил еще более сократить вес заряда. Теперь в обычных условиях вес пороха был равен 33% веса ядра, 25% - для сдвоенного выстрела, 8% - для карронад (ранее - 12%).
Картриджи (картузы?).
В начале 17 века стало очевидным, что порох удобнее заранее расфасовать в картриджи, чем засыпать его прямо в дуло ствола. Порох выпускался вбочках (за исключением некоторых заранее расфасованных производителями картриджей. Для фасовки канонир снабжался листами ткани или бумаги (к концу столетия перешли на специальные мешочки).
В 17 веке материалом для картриджей был холст или бумага. Sovereign в 1655 г. снабжалась 5 стопками (по 2500 листов) бумаги и 1875 футами холста. Поскольку холст сгорал не полностью и его приходилось вычищать из ствола, в 18 веке он выходит из употребления. В 1720 г. обычными были картриджи из пергамента. На 4 бумажных приходилось 3 пергаментных. Однако, пергамент был дорог, и позднее не встречается упоминаний о его использовании. В 1755 г. появились фланелевые картриджи, которые сгорали полностью, как и бумажные. В 1793 г. были заказаны картриджи для картечи с бумажным "верхом" и фланелевым "низом". Фланель обретала все большую популярность, поскольку оказывала гораздо меньшее сопротивление пороховым газам и сулила гораздо меньше неприятностей вроде разрыва ствола орудия при выстреле. Конечно, такие картриджи были на 20% тяжелее бумажных и гораздо дороже.
Ядра.
Ядра были основными боеприпасами всех флотов, особенно британского. В 1655 г. 3 ранг нес 1040 ядер для своих полукулеврин, 320 книпелей и 150 оловянных капсул для картечи. В 1717 г. добавились по 20-30 ядер для каждой палубы. В 1780 74-ствольник нес 2800 ядер, 166 зарядов крупной картечи, 84 книпеля, 115 зарядов Лэнгрела, 173 заряда мелкой картечи. Ранние ядра были каменными и причиняли большой ущерб вражескому судну, поскольку разбивались при ударе. Однако, они были дорогими и трудными в изготовлении, поэтому их стали отливать из чугуна. Для борьбы с ржавчиной их красили в черный цвет.
Книпели.
Хотя обрыв вражеских парусов и не был в обычае английского флота, боеприпасы на этот случай все же были. Обычные ядра плохо справлялись с такой работой. Самым ранним из таких снарядов был жесткий книпель - 2 полусферы были жестко закреплены на металлической оси. Существовало несколько разновидностей этих снарядов в зависимости от формы концевых головок. Длина такого снаряда варьировалась от 2 до 6 калибров.
Цепные книпели причиняли гораздо больший ущерб оснастке, однако в списках текущего вооружения они никогда не упоминались. Возможно, их редко использовали в английском флоте по крайней мере до тех пор, пока их не включили в категорию "двойных зарядов".
Заряды Лэнгрела представляли собой болты, гвозди, прутья и другие металлические предметы, собранные в цилиндр. Согласно записям Фолкнера в 1769 их никогда не использовали на кораблях ВМФ, только на каперах. Тем не менее в списках вооружения Бедфорд за 1779 г. имеются по 4 таких заряда на пушки верхних палуб.
Звездчатые снаряды были разновидностью книпелей с 4 головками. Такие снаряды в Британском флоте не значились.
Снаряды против вражеских экипажей.
В эту категорию входит крупная и мелкая картечь. Крупную картечь плотно упаковывали в холстяной цилиндр. В 1725 г. она использовалась на кораблях от 3 ранга и ниже. В 1770-х на каждое орудие выпускалось по 3-8 зарядов (для пушек на надстройках больше).
Мелкая картечь вероятно старше крупной. В отличие от крупной картечи, она фасовалась в банки, которые разбивались при соударении с корпусом. В 1655 г. Соверен несла 180 оловянных банок для своих полукулеврин и 30 - для сейкеров. Бедфорд в 1779 г. несла крупную картечь для всех орудий, однако на каждое орудие бака и квартердека полагалось еще по 6 банок мелкой картечи.
Пыжи.
В 1627 г. пыжи изготавливались из пакли, обрывков ткани или пучков соломы и забивались в ствол после снаряда. Согласно Фолкнеру в 1769 г. их делали из старых кусков каната, соломы и т п. Пыжи изготавливались на борту и канонир снабжался старыми канатами для этих целей. Соверен имела до 2,5 т. "рухляди" в 1655 г., а 74-пушечный корабль 1769 г. - 5 тоннами.
В 1779 г. политика изменилась и примерно треть старых канатов поставлялась на корабль в форме уже готовых пыжей.
Втулки.
Втулки или заглушки изготавливались из дерева и предохраняли ствол от морской воды и дождя. В 1655 г. Соверен имела 800 заглушек на 95 орудий. Суда 1770-х г. должны были иметь по 4 заглушки на каждое орудие.
Любопытно.
В 1770-х общая стоимость артиллерийского оборудования для 74-пушечного корабля составляла 7478 ф.ст., из которых на пушки приходилось 3185 ф.ст.
Орудийные порты.
Орудийный порт с откидной крышкой стал одним из изобретений, позволивших появление тяжеловооруженных кораблей, поскольку снижал центр тяжести корабля и позволял отводить больше пространства корабля под пушки. Он представлял собой прямоугольное отверстие в корпусе корабля. Его держали открытым в бою или для вентиляции и закрытым в ненастную погоду. Датой избретения порта считается 1500 г., но вопрос еще обсуждается. Должно быть, орудийный порт стал следующей ступенью развития грузового порта, который часто был на судах, перевозивших тяжелые и неудобные грузы, например, древесину. В любом случае орудийный порт получил широкое распространение в английском флоте во 2 десятилетии 16 века.
Крышка порта служила в основном для 3 целей: 1) на портах нижних палуб во время качки или шторма она предохраняла корпус от попадания воды; 2) на большинстве портов она защищала внутреннее пространство корпуса от воды, ветра и холода, что позволяло матросам жить на орудийных палубах; 3) на всех портах она помогала защитить канониров от ответного огня. В 17 веке крышки монтировали на всех портах. После 1700 г. орудийные порты на шкафуте и квартердеке 2-3-палубных кораблей делали открытыми.
Обычно портовые крышки крепились сверху. Это предохраняло орудия от дождя во время боя и в случае повреждения крышка автоматически захлопывалась в безопасное закрытое положение. Однако, в некоторых случаях встречалось иное крепление крышек. Для брандеров, нуждавшихся в вентиляции больше, чем в пушках, порты крепили снизу, чтобы при поджоге они самостоятельно откидывались. В 17-18 столетиях на многих кораблях порты над чэннелами (плоские металлические или деревянные планки крепившиеся к корпусу для увеличения угла крепления вантов) делались двустворчатыми и открывались вбок. Это делалось, чтобы ванты не мешали открыть порт. На некоторых кораблях такими выполнялись и передние порты, чтобы не задевать такелаж у бушприта.
Конструкция портовых крышек.
Обычно крышки делали из 6-8 брусков. 3-4 из них укладывались вертикально бок о бок. На них укладывались еще 3-4 более толстых бруска горизонтально под нужными углами к первому слою. Часто направление планок внешнего слоя выбиралось так, чтобы продолжать линии контура досок обшивки судна. Иногда толстые планки ставили соответственно планширу. На ранних кораблях внешние планки делались больше внутренних для лучшей непроницаемости в закрытом положении.
Крышка во всех случаях имела 2 крепления. Каждое крепление состояло из 3 частей. Длинное плечо доходило почти до конца крыши и было жестко к ней закреплено. Часто его изготавливали в декоративной форме, особенно на больших кораблях 17 века. Верхняя часть плеча, выступающая над портом имела втулку на передней и задней стороне. Когда крышка монтировалась на корпус, каждая втулка помещалась в цапфу, штифт последней помещался в специальное отверстие в корпусе и фиксировался в этом положении.
На крышке крепились несколько рым-болтов. 1 или 2 в зависимости от типа порта располагались снаружи и к ним крепились тали для подъема крышки в открытое положение. Еще 1-2 рым-болта крепились с внутренней стороны и служили для захлопывания. Приказом 1778 г. в каждом втором порту вырезалось небольшое отверстие со скользящей крышкой для освещения и вентиляции, если не было возможности открыть порт полностью. Приказ 1782 г. установил, что такие отверстия должны устанавливаться в шахматном порядке (порту с отверстием с одного борта соответствовал глухой порт с противоположного и наоборот). С 1789 г. таки отверстия делались на всех портах. С 1809 - они застеклялись "иллюминаторами".
Портовые тали.
Крышка открывалась с помощью талей. В 17 веке таль представлял собой одиночный трос, крепившийся к кольцу по центру крышки чуть выше нижнего края. Трос проходил через отверстие в борту, под бимсами верхней палубы и крепился к блоку. Через блок тянулся и другой трос - т.н. "талевый фал", который проходил через еще один блок для облегчения подъема крышки. В 18 веке на многих портах делали двойные тросы. Они крепились к рым-болтам на креплениях крышки. Двойные тросы появились на нижних палубах тяжелых кораблей в 1705 г. К 1750 г. они часто встречались и на средних палубах линейных кораблей и на главных палубах фрегатов, но никогда полностью не вытесняли одинарные.
Усилие, создаваемое талями в закрытом положении порта было очень небольшим, поэтому крышку сначала толкали бруском, и лишь когда она наполовину открывалась, тянули тали. В 1716 г. все талевые фалы были 2" толщиной, а сами тали - 2,5" для 24-фунт. орудий и выше и 2" для меньших калибров. К 1780 г. портовые тросы были обычно 3" толщиной, фалы - 2" толщиной.
Брюк.
32-фунтовая пушка имела нормальную отдачу 11 футов. На корабле не было достаточного места для такого отката орудия. Для этого и служил брюк. Каждый из концов этого толстого каната привязывался к рым-болту. Канат проходил через рымы с обеих сторон орудия и сплеснивался через винград. Пушки Бломфилда имели кольцо на винграде, через которое проходил брюк и сплеснивать его узлом не было необходимости. Обычно длина брюка равнялась 3 длинам орудия. Иногда брюки вытягивались в процессе использования, что создавало проблемы с карронадами.
В 1719 г. брюки для 24-фунтовых орудий были 6" в обхвате, для 12-18-фунт. - 5", для меньших калибров - 4". Позднее толщина брюков увеличивалась. К 1780 г. для 32 и 42-фунтовых рудий использовались 7" канаты, для 12 и 18-фунт. - 5,5".
URL записи
Английский парусный флот-6
Типы кораблей.
читать дальше1. Корабли 1 ранга.
Только 5 100-пушечных кораблей были построены в 1755-1815 гг., но такие корабли имели большой срок службы и в строю находились корабли нескольких поколений. По уставу 1745 г. такие корабли имели формулу 28-28-28.
Первым кораблем 1 ранга, построенным по новой схеме, стала Виктори 1765 г. с формулой 30-28-30, однако на баке и квартердеке пушек стало меньше. Та же схема применялась на Ройял Джордж 1788 и Куин Шарлотт 1790. Ройял Соверен 1788 имел формулу 28-28-30. Позднее на 100-пушечные корабли установили 104 пушки, и в 180 г. Куин Шарлотт имела схему 30-30-30. Еще 2 корабля со схемой 30-32-32 были спущены в 1820-е.
На нижних палубах этих кораблей 42-фунтовые пушки уступили место 32-фунтовым. На средних палубах размещались 24-фунтовые пушки. Большинство кораблей располагали 12-фунтовыми пушками на верхней палубе (Куин Шарлотт - 18-фунтовыми), а на баке и квартердеке размещались 6-фунтовые (с 1780 г. - 12-фунтовые) пушки.
Кроме того, еще 2 110-пушечных корабля были построены к концу столетия - Виль де Пари 1795 г. 30-30-32 и Иберия 1804 г. 32-32-34.
В 1808 г. построен 1 120-пушечный корабль - Каледония, которая должна была иметь несколько систершипов (спущены только в 1820-е гг.), кроме того 3 корабля класса Нельсон были построены в 1814-15 гг. Все они имели формулу 32(32)-34(24)-34(18).
2. Корабли 2 ранга. Первыми судами этого класса после 1755 г. стали корабли класса Сэндвич 1759-61 гг.
Новые корабли имели 2 пушки на баке и ни одной - на квартердеке, однако бортовой залп был значительно усилен - 28-30-30. Это распределение оставалось стандартным до самого конца этого класса. В 1778 г. на квартердек этих судов были установлены 8 дополнительных пушек, превратив корабли в 98-пушечные.
Корабли этого ранга несли 32-фунтовые пушки на нижних палубах, 18-фунтовые на средних и 12-фунтовые (с 1790 - 18-фунтовые) - на верхней.
После 1801 г. был заложен лишь 1 корабль этого класса.
3. 80-пушечный двухпалубный.
Только 2 корабля были построены в 1790-е, и еще 2 после наполеоновских войн - в 1815 и 1818 гг.
Корабли 1790-х - Цезарь и Фудройант - были почти столь же сильны, как и 98-пушечные корабли с 32-фунтовыми пушками на нижней палубе и 24-фунтовыми - на верхней (в начале 18 века - 18-фунтовыми). У Цезаря на квартердеке стояли 9-фунтовые, а у Фудройанта - 12-фунтовые орудия).
Вместе с захваченными французскими, испанскими и датскими кораблями общее их число в 1800-е гг. составляло 10 единиц.
4. 74-пушечный корабль.
"Рабочая лошадка" Великого Флота . В 1750-1815 гг. - основной класс линейных кораблей. Большинство кораблей принадлежали к Основному классу - 28(32)-28(18)-18(9, бак и квартердек). В 1757 г. был предложен проект Крупного класса с 30 24-фунтовыми пушками на верхней палубе за счет 2 орудий на квартердеке. Но за исключением кораблей Триумф и Вэлиант (копии с француженки Инвинсибль), такое вооружение было на трофейных французских кораблях. В конце 1790-х было построено еще 11 кораблей Крупного класса, но в 1800-е вновь начали строиться корабли Основного класса. Кроме того существовал промежуточный класс с 30 18-фунтовыми пушками на верхней палубе, но за исключением 6 кораблей 1790-х гг. постройки все они были трофеями.
Однако подавляющее большинство из 200 кораблей этого ранга принадлежали к Основному классу.
Дальше буду краток.
5. 64-пушечные корабли:
24-фунтовые - нижняя палуба
18-фунтовые - верхняя палуба
9-фунтовые - бак и квартердек.
6. 50-пушечные. Класс восстановлен в 1770-е, как корабль эскорта и флагман легких эскадр. Сильнее любого фрегата, но паршивая мореходность.
22 х 24-фунт. - нижняя палуба
12-фунт. - верхняя палуба
6-фунт. - бак и квартердек
7. 44-пушечные корабли. Класс восстановлен в 1770-е.
22 х 18 фунт. - нижняя палуба
9-фунт. - верхняя палуба (после 1780 г. - 12-фунт.)
0 пушек на квартердеке
2 х 6-фунт. - бак
Многие корабли этого класса вооружались карронадами на главных палубах.
8. 40-пушечные фрегаты.
18/24-фунт. на главной палубе, 9-фунт. на квартердеке (впоследствии заменены карронадами).
9. 38-пушечные. В 1797 г. - 33 корабля числились в строю.
18-фунт. - главная палуба, 9-фунт. - надстройки.
3 корабля (включая Индефатигейбл) были перестроены из 64-пушечных и несли полную батарею 24-фунт. пушек на главной палубе.
К 1813 г. в строю находились 70 кораблей этого класса и почти все они несли 18-фунт. пушки на главной палубе.
Кроме того, на квартердеке располагалось 8 х 9-фунт. + 2 х 12-фунт. на баке.
11. 32-пушечный фрегат. Обычное патрульное и разведывательное судно.
В 1762 г. - 32 корабля
В 1783 г. - 59 + 14 на стапелях.
До 1790-х гг. на главной палубе были 12-фунт. пушки, однако после встреч с французами начали строить корабли на 20 т тяжелее с 18-фунт. пушками.
12. 28-пушечный фрегат. Один из первых "настоящих фрегатов" в английском флоте. В 1783 г. их число достигло максимума - 33.
24 х 9-фунт. на главной палубе + 4 х 3 (позднее - 6)-фунт. на квартердеке.
13. 24-пушечный фрегат.
Старые модели - 20 х 9-фунт. - на главной палубе + 2 х 9-фунт. на нижней палубе + пушки квартердека
Поздние модели - 22(9)-главная палуба +2(6)-квартердек
В 1783 г. - 11+1 строящийся
В 1805 г. - 5
14. 20-22-пушечные фрегаты.
20(9)+2(3).
Строились в небольшом количестве но 14 были захвачены между 1793 и 1805 гг.
15. Шлюп. Класс объединяет множество 1-3-мачтовых кораблей с 8-14 пушками.
8-пушечные - 3-фунт.
10-12-пушечные - 4-фунт.
14-пушечные - 6-фунт.
После 1780 г. добавлены 16 и 18-пушечные корабли с 6-фунт. пушками.
В 1805 г. числилось 104 шлюпа всех типов.
Бриг-шлюп имел 2 мачты и 14-18 х 6-фунт. пушек. В 1786 г. их насчитывалось 15, в 1805 - 64.
16. Всякая мелочь.
Катер(тендер) - 10-14(4)
Шхуна - 4(3)
Канонерки - сконструированы под "убойный" формат орудия, некоторые - под 3 х 32-фунт. карронады, другие - под 32-фунт. длинную пушку.
Кроме того были суда с 18 х 18-фунт. карронадами и 2 х 24-фунт. пушками преследования.
URL записи
Пишет C@es@r:
Английский парусный флот-7
Боеприпасы и порты.
Arming and fitting of English ships of war 1600-1815 B.Lavery
читать дальшеИз компонентов пороха в Англии рентабельным был только уголь. Селитру везли из Индии, серу - из Южной Италии. Водяные мельницы пороховых производств располагались на юго-востоке Англии. Крупнейшими из них были мельницы в Фейвершеме и аббатстве Уолтхэм. Обе были основаны еще в 16 веке, но в государственную собственность перешли только во второй половине 18 века.
В 1774 г. в Фейвершеме находилось 11 водяных и 5 конных мельниц, производивших 364 т пороха в год. Кроме того, мельницы были установлены в 1730 г. в Дартфорде.
Типы пороха.
В ранние времена использовался опасный, ненадежный "серпентинный" порох. Он быстро впитывал влагу и мог разделяться на фракции при тряске. Ему на смену пришел зернистый порох. Впервые такой порох упоминается в 1425 г., однако он распространялся медленно. В 1625 г. "серпентинный" порох уже нигде не использовался.
К 1783 г. немного изменилась технология изготовления угля для пороха. Теперь его обжигали в "цилиндрических" печах куда чаще, чем в обычных клиновых. Такой уголь был более эффективным для пороха. Теперь порох стали маркировать - "цилиндрический" порох маркировался красным, традиционный - голубым, а регенерированный - белым. Первый приберегался для боя на дальних дистанциях, а два последних использовались в рутинной работе - для салютов, испытаний и т п., а также для стрельбы в упор.
Заряд пороха.
С ростом эффективности пороха заряд постепенно уменьшался. В 1587 г. кулеврина использовала вес равный весу ядра, а пушка - 2/3 от веса ядра. В 1672 г. пушки использовали вес пороха в 1/2 веса ядра, кулеврины - 2/3 веса ядра. В начале 18 века 42 фуновые пушки заряжались на 43% веса снаряда, 18-фунтовые - на 55%, 18-фунтовые - на 83%. В 1725 г.: 42-фунтовые - на 40%, 18-фунтовые - на 50%, 9-фунтовые - на 66%. Это соотношение оставалось стандартным до конца столетия, когда новый "цилиндрический" порох позволил еще более сократить вес заряда. Теперь в обычных условиях вес пороха был равен 33% веса ядра, 25% - для сдвоенного выстрела, 8% - для карронад (ранее - 12%).
Картриджи (картузы?).
В начале 17 века стало очевидным, что порох удобнее заранее расфасовать в картриджи, чем засыпать его прямо в дуло ствола. Порох выпускался вбочках (за исключением некоторых заранее расфасованных производителями картриджей. Для фасовки канонир снабжался листами ткани или бумаги (к концу столетия перешли на специальные мешочки).
В 17 веке материалом для картриджей был холст или бумага. Sovereign в 1655 г. снабжалась 5 стопками (по 2500 листов) бумаги и 1875 футами холста. Поскольку холст сгорал не полностью и его приходилось вычищать из ствола, в 18 веке он выходит из употребления. В 1720 г. обычными были картриджи из пергамента. На 4 бумажных приходилось 3 пергаментных. Однако, пергамент был дорог, и позднее не встречается упоминаний о его использовании. В 1755 г. появились фланелевые картриджи, которые сгорали полностью, как и бумажные. В 1793 г. были заказаны картриджи для картечи с бумажным "верхом" и фланелевым "низом". Фланель обретала все большую популярность, поскольку оказывала гораздо меньшее сопротивление пороховым газам и сулила гораздо меньше неприятностей вроде разрыва ствола орудия при выстреле. Конечно, такие картриджи были на 20% тяжелее бумажных и гораздо дороже.
Ядра.
Ядра были основными боеприпасами всех флотов, особенно британского. В 1655 г. 3 ранг нес 1040 ядер для своих полукулеврин, 320 книпелей и 150 оловянных капсул для картечи. В 1717 г. добавились по 20-30 ядер для каждой палубы. В 1780 74-ствольник нес 2800 ядер, 166 зарядов крупной картечи, 84 книпеля, 115 зарядов Лэнгрела, 173 заряда мелкой картечи. Ранние ядра были каменными и причиняли большой ущерб вражескому судну, поскольку разбивались при ударе. Однако, они были дорогими и трудными в изготовлении, поэтому их стали отливать из чугуна. Для борьбы с ржавчиной их красили в черный цвет.
Книпели.
Хотя обрыв вражеских парусов и не был в обычае английского флота, боеприпасы на этот случай все же были. Обычные ядра плохо справлялись с такой работой. Самым ранним из таких снарядов был жесткий книпель - 2 полусферы были жестко закреплены на металлической оси. Существовало несколько разновидностей этих снарядов в зависимости от формы концевых головок. Длина такого снаряда варьировалась от 2 до 6 калибров.
Цепные книпели причиняли гораздо больший ущерб оснастке, однако в списках текущего вооружения они никогда не упоминались. Возможно, их редко использовали в английском флоте по крайней мере до тех пор, пока их не включили в категорию "двойных зарядов".
Заряды Лэнгрела представляли собой болты, гвозди, прутья и другие металлические предметы, собранные в цилиндр. Согласно записям Фолкнера в 1769 их никогда не использовали на кораблях ВМФ, только на каперах. Тем не менее в списках вооружения Бедфорд за 1779 г. имеются по 4 таких заряда на пушки верхних палуб.
Звездчатые снаряды были разновидностью книпелей с 4 головками. Такие снаряды в Британском флоте не значились.
Снаряды против вражеских экипажей.
В эту категорию входит крупная и мелкая картечь. Крупную картечь плотно упаковывали в холстяной цилиндр. В 1725 г. она использовалась на кораблях от 3 ранга и ниже. В 1770-х на каждое орудие выпускалось по 3-8 зарядов (для пушек на надстройках больше).
Мелкая картечь вероятно старше крупной. В отличие от крупной картечи, она фасовалась в банки, которые разбивались при соударении с корпусом. В 1655 г. Соверен несла 180 оловянных банок для своих полукулеврин и 30 - для сейкеров. Бедфорд в 1779 г. несла крупную картечь для всех орудий, однако на каждое орудие бака и квартердека полагалось еще по 6 банок мелкой картечи.
Пыжи.
В 1627 г. пыжи изготавливались из пакли, обрывков ткани или пучков соломы и забивались в ствол после снаряда. Согласно Фолкнеру в 1769 г. их делали из старых кусков каната, соломы и т п. Пыжи изготавливались на борту и канонир снабжался старыми канатами для этих целей. Соверен имела до 2,5 т. "рухляди" в 1655 г., а 74-пушечный корабль 1769 г. - 5 тоннами.
В 1779 г. политика изменилась и примерно треть старых канатов поставлялась на корабль в форме уже готовых пыжей.
Втулки.
Втулки или заглушки изготавливались из дерева и предохраняли ствол от морской воды и дождя. В 1655 г. Соверен имела 800 заглушек на 95 орудий. Суда 1770-х г. должны были иметь по 4 заглушки на каждое орудие.
Любопытно.
В 1770-х общая стоимость артиллерийского оборудования для 74-пушечного корабля составляла 7478 ф.ст., из которых на пушки приходилось 3185 ф.ст.
Орудийные порты.
Орудийный порт с откидной крышкой стал одним из изобретений, позволивших появление тяжеловооруженных кораблей, поскольку снижал центр тяжести корабля и позволял отводить больше пространства корабля под пушки. Он представлял собой прямоугольное отверстие в корпусе корабля. Его держали открытым в бою или для вентиляции и закрытым в ненастную погоду. Датой избретения порта считается 1500 г., но вопрос еще обсуждается. Должно быть, орудийный порт стал следующей ступенью развития грузового порта, который часто был на судах, перевозивших тяжелые и неудобные грузы, например, древесину. В любом случае орудийный порт получил широкое распространение в английском флоте во 2 десятилетии 16 века.
Крышка порта служила в основном для 3 целей: 1) на портах нижних палуб во время качки или шторма она предохраняла корпус от попадания воды; 2) на большинстве портов она защищала внутреннее пространство корпуса от воды, ветра и холода, что позволяло матросам жить на орудийных палубах; 3) на всех портах она помогала защитить канониров от ответного огня. В 17 веке крышки монтировали на всех портах. После 1700 г. орудийные порты на шкафуте и квартердеке 2-3-палубных кораблей делали открытыми.
Обычно портовые крышки крепились сверху. Это предохраняло орудия от дождя во время боя и в случае повреждения крышка автоматически захлопывалась в безопасное закрытое положение. Однако, в некоторых случаях встречалось иное крепление крышек. Для брандеров, нуждавшихся в вентиляции больше, чем в пушках, порты крепили снизу, чтобы при поджоге они самостоятельно откидывались. В 17-18 столетиях на многих кораблях порты над чэннелами (плоские металлические или деревянные планки крепившиеся к корпусу для увеличения угла крепления вантов) делались двустворчатыми и открывались вбок. Это делалось, чтобы ванты не мешали открыть порт. На некоторых кораблях такими выполнялись и передние порты, чтобы не задевать такелаж у бушприта.
Конструкция портовых крышек.
Обычно крышки делали из 6-8 брусков. 3-4 из них укладывались вертикально бок о бок. На них укладывались еще 3-4 более толстых бруска горизонтально под нужными углами к первому слою. Часто направление планок внешнего слоя выбиралось так, чтобы продолжать линии контура досок обшивки судна. Иногда толстые планки ставили соответственно планширу. На ранних кораблях внешние планки делались больше внутренних для лучшей непроницаемости в закрытом положении.
Крышка во всех случаях имела 2 крепления. Каждое крепление состояло из 3 частей. Длинное плечо доходило почти до конца крыши и было жестко к ней закреплено. Часто его изготавливали в декоративной форме, особенно на больших кораблях 17 века. Верхняя часть плеча, выступающая над портом имела втулку на передней и задней стороне. Когда крышка монтировалась на корпус, каждая втулка помещалась в цапфу, штифт последней помещался в специальное отверстие в корпусе и фиксировался в этом положении.
На крышке крепились несколько рым-болтов. 1 или 2 в зависимости от типа порта располагались снаружи и к ним крепились тали для подъема крышки в открытое положение. Еще 1-2 рым-болта крепились с внутренней стороны и служили для захлопывания. Приказом 1778 г. в каждом втором порту вырезалось небольшое отверстие со скользящей крышкой для освещения и вентиляции, если не было возможности открыть порт полностью. Приказ 1782 г. установил, что такие отверстия должны устанавливаться в шахматном порядке (порту с отверстием с одного борта соответствовал глухой порт с противоположного и наоборот). С 1789 г. таки отверстия делались на всех портах. С 1809 - они застеклялись "иллюминаторами".
Портовые тали.
Крышка открывалась с помощью талей. В 17 веке таль представлял собой одиночный трос, крепившийся к кольцу по центру крышки чуть выше нижнего края. Трос проходил через отверстие в борту, под бимсами верхней палубы и крепился к блоку. Через блок тянулся и другой трос - т.н. "талевый фал", который проходил через еще один блок для облегчения подъема крышки. В 18 веке на многих портах делали двойные тросы. Они крепились к рым-болтам на креплениях крышки. Двойные тросы появились на нижних палубах тяжелых кораблей в 1705 г. К 1750 г. они часто встречались и на средних палубах линейных кораблей и на главных палубах фрегатов, но никогда полностью не вытесняли одинарные.
Усилие, создаваемое талями в закрытом положении порта было очень небольшим, поэтому крышку сначала толкали бруском, и лишь когда она наполовину открывалась, тянули тали. В 1716 г. все талевые фалы были 2" толщиной, а сами тали - 2,5" для 24-фунт. орудий и выше и 2" для меньших калибров. К 1780 г. портовые тросы были обычно 3" толщиной, фалы - 2" толщиной.
Брюк.
32-фунтовая пушка имела нормальную отдачу 11 футов. На корабле не было достаточного места для такого отката орудия. Для этого и служил брюк. Каждый из концов этого толстого каната привязывался к рым-болту. Канат проходил через рымы с обеих сторон орудия и сплеснивался через винград. Пушки Бломфилда имели кольцо на винграде, через которое проходил брюк и сплеснивать его узлом не было необходимости. Обычно длина брюка равнялась 3 длинам орудия. Иногда брюки вытягивались в процессе использования, что создавало проблемы с карронадами.
В 1719 г. брюки для 24-фунтовых орудий были 6" в обхвате, для 12-18-фунт. - 5", для меньших калибров - 4". Позднее толщина брюков увеличивалась. К 1780 г. для 32 и 42-фунтовых рудий использовались 7" канаты, для 12 и 18-фунт. - 5,5".
URL записи
@темы: Флот, Военная история, История