Духовушки - серьезные пушки.Первым пневматическим оружием рискну назвать духовую трубку.
Все мы в детстве пуляли из духовых трубок различными боеприпасами - от безобидной жеваной бумаги (для школьного применения) до обидных (особенно матерям пострадавших) ягод черноплодной рябины (при попадании давали красивую и трудно смываемую "звездочку" из сока) и даже весьма убойных стрел из вязальных спиц с различными типами уплотнителей. Спицы были вещью весьма опасной, при должном навыке ими вполне успешно убивали голубей. К счастью, к моменту когда легких хватало на такой выстрел, мозга уже хватало не стрелять друг в друга. Еще очень удачно, что у нас не было яда как у папуасов.
читать дальшеОтсутствие сдерживающего фактора (родители по рогам настучат) и наличие ядов делало духовые трубки в руках папуасов довольно опасным оружием. Разумеется, папуасы не могли тягаться с вооруженными огнестрелом белыми господами, но крови им попортили изрядно.
Вероятно, следующим шагом в использовании воздуха в военном деле была попытка некоего греческого механика Ктесибия, которому приписывают и изобретение пожарного насоса. Его "Аэротрон" (воздухометатель) - военная машина, предназначенная для метания снарядов с помощью воздуха. Нормального описания аэротрона и картинки я к сожалению не нашел, но еще не вечер, может где и всплывет. читать дальшеЕжели у кого есть - делитесь
Дальше вроде бы наступило затишье до самого чти ни есть Возрождения.
А вот тут уже полет конструкторской мысли был практически неудержим. Лук и арбалет начинали понемногу проигрывать доспехам в извечном соревновании брони и снаряда, причем если арбалет еще соревновался и зачастую успешно, то лук сдавал свои позиции неумолимо, о чем свидетельствует постепенное сведение на нет роли лучников в английской армии. Понятно, что виной тому было не только улучшение качества брони, но и появление в массовом использовании огнестрела. У огнестрела тоже была масса недостатков. Огнестрельное оружие было капризным, не желало стрелять в дождь, порох отсыревал (до появления зерненого пороха с этим была и вовсе беда). К тому же порох стоил дорого, был весьма опасен в производстве и требовал селитры. А с селитрой не все было радужно.
С другой стороны, любовь к халяве - это отнюдь не исключительное свойство русских. Итальянцы халяву любили не меньше халвы и даже макарон
Поэтому именно итальянцам приписывают первые в эпоху возрождения эксперименты и действующие образцы пневматических ружей.
Бенвенуто Челлини, например. Мы все знаем его как скульптора-ювелира, но этот хитрый итальянец тоже копал под производителей пороха, хотя и с ними был дружен, создавая колесцовые пистолеты, бывшие произведениями искусства, но при этом стрелявшие и ружье, из которого по его же словам мог поразить мишень за две сотни шагов (признаю, мог и прихвастнуть). Так вот, считается, что он склепал духовое ружье. Есть правда и другое мнение:
«Интересную отсылку, свидетельствующую о реактивном действии духовых ружей, находим в “Автобиографии” Бенвенуто Челлини. Вот как он описывает грозу с градом 1544 года: “Эти градины оказались больше, чем камушки от духовой трубки, и когда они попали на меня, то я ощутил силу их удара.
Понемногу град становился все больше и больше, так что стал напоминать уже пули от арбалета”. Заметим, что в некоторых переводах “Автобиографии” итальянское слово cerbottana, которым обозначались духовые трубки, часто неправильно переводится как пневматическое ружье.» (тут: читать дальшеwww.hot-shop.ru/blog/?p=651), что как бэ подвергает сомнению.
Оставлю товарища Челлини в покое.
Перенесемся в Нюрнберг, к практичным и прижимистым немцам, тоже решившим попробовать поймать халяву.
Мастеров-оружейников в Нюрнберге было много. Подходы к пневматическому оружию они использовали разные.
Вот, например, ружье использующее почти ту же схему, что и современны пневматические ружья. Хотя и выглядело оно как аркебуза, но аркебузой не было.
Еще интереснее ружье с мехами наподобие кузнечных, приводимыми в действие системой пружин (вероятно такой тип компрессора был ближе средневековому сознанию) в прикладе.
Ситуация заметно изменилась с появлением баллонных ружей с предварительной закачкой.
Пионером этого дела считают парижанина Мартина ле Буржо. Понятно, что его ружье было своего рода концептом, весьма нелепым с виду, но зато весьма неплохо стрелявшим металлическими стрелками.
Идею подхватили и растиражировали. Некоторые образцы были весьма изящны и красиво украшены, например вот эти (предназначенные для королевы Швеции Кристины-Августы)
Эти, кстати, имели встроенный насос в прикладе.
Некоторые получили возможность стрельбы несколько раз без подкачки за счет довольно большого резервуара.
В те времена пневматика была довольно модным развлечением среди дворян, что объясняется высокой стоимостью ружей по сравнению с пороховыми. Халявы не получилось. Именно высокая стоимость и недостаточная мощность стали препятствием широкому военному применению пневматических ружей. Иногда их пытались применять, но это было скорее исключение, чем правило.
И вот тут на сцене появился очередной любитель халявы, кстати снова итальянец, правда гражданин Австрии. Бартоломео Жирардони приволок австрийским военным действующий прототип многозарядного духового ружья со сменными баллонами. 13 мм ружье стреляло свинцовыми шариками из 20-ти зарядного магазина (для снаряжения которого были предусмотрены специальные обоймы), баллона-приклада вполне хватало на 20 выстрелов, хотя последние выстрелы заметно уступали в мощности первым. Тем не менее, на счет нарезного ствола оно обладало неплохой точностью, обеспечивая стрельбу с малой шумностью, не демаскировало стрелка вспышкой и облаком дыма. И оно было принято на вооружение (правда не на вооружение армейских егерских частей, для чего ружье было недостаточно мощным и дальнобойным).
Да, оно уступало мушкетам в мощности в несколько раз, зато в несколько раз превосходило их в скорострельности. По сути это было первое магазинное ружье на вооружении армии.
Французы, которым особенно сильно доставалось от вооруженных этими ружьями австрийцев оценивали их столь негативно, что взятого в плен солдата с духовым ружьем ждала казнь на месте.
Интересен тот факт, что насос для закачки баллонов выдавался один на два ружья. Накачать резервуар было делом непростым - 1500 "качков". Если учесть, что на солдата приходилось 3 резервуара, становится жаль этих парней.
На вооружении они продержались не очень долго, в 1848 году последнее ружье этого типа было передано из армейских частей в арсеналы длительного хранения, но все равно оно остается единственным пневматическим ружьем массово стоявшим на вооружении армии и продержавшимся на вооружении почти полвека. Достойный результат для "духовушки"