Доброе Мировое Зло (Миф)
Из книги:


В 1842 г. во время Опиумных войн в устье Янцзы произошло сражение между китайским и британским флотом. Командующий английский флотом в рапорте отмечал, что в составе китайского флота также имелись колесные корабли, хотя и работавшие не на энергии пара, а приводившиеся в движение мускульной силой человека. Командующий завершил свой рапорт снисходительным предположением о том, что по видимому, китайцы пытались скопировать английские технологии, но за неимением паровых машин решили проблему имеющимися средствами. На самом деле, все обстояло прямо противоположным образом. Колесный движитель был известен в Китае на протяжении нескольких столетий, можно даже предположить, что европейские колесные пароходы имели китайские прототипы.
читать дальше


Здесь изображен бои между двумя совершенно разными по типу кораблями. В 1161 г. произошло важное сражение между флотами Южного Супа и Цзиня. читать дальше

Корабли династии Цзинь, показанные здесь, - быстрые и легкие «эсминцы» средневекового Китая. В отличие от башенных кораблей и боевых джонок, у колесных кораблей были сплошные борта, поэтому члены колесной команды были полностью защищены. Солдаты вели стрельбу поверх голов. Откидные люки по бортам делались из дерева или шкуры носорога и украшались изображениями тигриных морд. Армия Сун ведет стрельбу по противнику известковыми бомбами, метая их из требюше. Бомбы представляют собой тонкостенный керамический контейнер, наполненный ядом (вероятно, мышьяком), известью, порохом и кусками железа. Когда контейнер разбивался о палубу корабля, известь поднималась в воздух и начинала есть матросам глаза. Почти такую же конструкцию имели «громоподобные снаряды» в мягкой оболочке, которые также метались с помощью требюше. Бомбы оснащались фитильными взрывателями. Бомба, ударяясь о поверхность воды, рикошетировала и взрывалась в воздухе, распространяя вокруг себя мелкодисперсную известь.



Колесные боевые корабли династии Южный Сун используют громоподобные бомбы для прорыва блокады Сяньяна, осажденного монголами, 1272 г.
читать дальше


@темы: Флот, Военная техника, История, Политика

Комментарии
20.12.2011 в 10:38

Вук, просто Вук
Всегда подозревал, что древние китайцы были очень круты. Я вот у себя пощу периодически фотки с их артефактами - они без 5 минут современные!
20.12.2011 в 11:23

Жизнь хороша!
Каждое колесо имело восемь лопастей и вращалось четырьмя матросами. Корабль мог проходить в сутки тысячу ли.
Ли - это 500 метров сейчас и 360 шагов в древности. 360х.0.75=270 м, 270 км/сутки - это постоянная скорость 6.2-6.5 узла, что крайне фантастично. Даже если принять ли равным 300 шагам, то скрость 5.5 узла все равно выглядит чрезмерно высокой для судна, приводящегося в движение 32 людьми, пусть даже ногами.
Это обычное китайское сяо-мяо, то есть литературная гипербола и округление в сторону желаемого-мечтаемого.
Вук Задунайский, Китайцы почти столь же успешные гиперболизаторы, как англичане, поэтому осторожнее относись к их "вундервафлям", особенно в том, что касается китайского флота.
20.12.2011 в 20:10

5 узла все равно выглядит чрезмерно высокой для судна, приводящегося в движение 32 людьми, пусть даже ногами.
А руками?
20.12.2011 в 22:30

Жизнь хороша!
Лоренц Берья, тут сильно зависит от размеров судна, количества гребцов и так далее. Как максималка не так и быстро, а как крейсерская скорость в течении суток - фантастично
20.12.2011 в 22:30

Жизнь хороша!
Лоренц Берья, тут сильно зависит от размеров судна, количества гребцов и так далее. Как максималка не так и быстро, а как крейсерская скорость в течении суток - фантастично
21.12.2011 в 00:11

Лоренц Берья, тут сильно зависит от размеров судна, количества гребцов и так далее.
Ну да. В общем руками на хорошем ходоке можно разогнаться и до 12. Во всяком случае встречал такую цифру относительно драккаров и предположений относительно триер.
Как максималка не так и быстро, а как крейсерская скорость в течении суток - фантастично
Я ведь не спорю с тем что чайники были склонны к гиперболам и их 6-6,5 узлов могут быть сильным приувеличениема на практике быть 3-4. Потому интересно сравнить это вообще со скоростью стандартных джонок.
Кстати обрати внимание что менять уставших топтальщиков проще чем гребцов, и скорость может набираться постепенно.

Кстати Миф, если у тебя есть эта книга, то такой вопрос. Примеры применения только на реках? Про море ничего не написанно?
21.12.2011 в 08:13

Доброе Мировое Зло (Миф)
Примеры применения только на реках? Про море ничего не написанно?
Нет, про применение на море нет. Есть вот это:
"Конечно, в открытом море их возможности были сильно ограничены, но в устьях и на реках они доминировали столетия."
И есть ещё картина:

Китайский колесной корабль династии Сун. Рисунок из книги 1842 года, посвящённой вопросам береговой обороны.
21.12.2011 в 10:49

Жизнь хороша!
Ну да. В общем руками на хорошем ходоке можно разогнаться и до 12. Во всяком случае встречал такую цифру относительно драккаров и предположений относительно триер.
Даже триеры до 12 узлов не дотягивали, причем это "в рывке" с полным комплектом гребцов, работающих на пределе возможностей.
Для драккара такая скорость недостижима в принципе - энерговооруженность ниже, сопротивление корпуса выше за счет обшивки "внакрой", против триеровской "вгладь". Это, увы, тоже гипербола. Реконструкцию триеры разгоняли до 9.5 узлов, теоретически возможная скорость, если на нее посадить чемпионов по гребле получилась чуть больше 11. Дальше повышать не получится - для увеличения скорости на 1 узел мощность придется нарастить почти на 25 %, что представляется маловероятным, даже если вколоть чемпионам стимуляторы.
Со стандартной джонкой сравнить не проблема - на веслах как раз таки порядка 3 узлов при длительном переходе, на парусах больше.
21.12.2011 в 14:42

Даже триеры до 12 узлов не дотягивали, причем это "в рывке" с полным комплектом гребцов, работающих на пределе возможностей.
Есть источниковые указания что дотягивали. Кто-то там за сколько-то донесение доставил.
Реконструкцию триеры разгоняли до 9.5 узлов, теоретически возможная скорость, если на нее посадить чемпионов по гребле получилась чуть больше 11.
Ну собственно аргумент о том что могли дотягивать он базируется на том, что нам могут быть неизвестны разные мелкие секреты тогдашних мастеров.
Со стандартной джонкой сравнить не проблема - на веслах как раз таки порядка 3 узлов при длительном переходе, на парусах больше.
Логично предположить что значительно более сложный колесный девайс должен был давать какое-то преимущество, к примеру на узел скорости.
21.12.2011 в 14:59

Жизнь хороша!
Логично предположить что значительно более сложный колесный девайс должен был давать какое-то преимущество, к примеру на узел скорости.
Он и давал - гребцы и колеса были защищены в отличие от весел, которые при проходе кораблей борт к борту вполне бодро ломали хребтину гребцам, ежели не повезло.
Есть источниковые указания что дотягивали. Кто-то там за сколько-то донесение доставил.
Ага. Это ты, случаем, не про доставку головы Арсинои из эфеса в Александрию?
21.12.2011 в 16:02

Он и давал - гребцы и колеса были защищены в отличие от весел, которые при проходе кораблей борт к борту вполне бодро ломали хребтину гребцам, ежели не повезло.
Думаю этого маловато. Ломка весел это неизбежное зло которое вполне можно было компенсировать простотой и массовостью.
Ага. Это ты, случаем, не про доставку головы Арсинои из эфеса в Александрию?
По моему в том что я читал приводился случай, когда одна триера должна была обогнать другую, уже находившуюся в пути с донесением на отчекрыживание головы, и по моему шпарила она на Крит. Как то так. В своей памяти не уверен.
21.12.2011 в 16:24

Доброе Мировое Зло (Миф)
Корабли речные. Значит к вопросу о скорости надо прибавить уточнение - вниз или вверх по течению.
21.12.2011 в 16:39

Жизнь хороша!
Лоренц Берья, Было что-то такое, но что, где, когда не уверен.
flot7.narod.ru/greki/14.htm статья про реконструкцию триеры. Я даже маленько соврал в бОльшую сторону.
21.12.2011 в 17:15

Я даже маленько соврал в бОльшую сторону.
Ну только относительно того что реплика разогналась до 7. А так авторы тоже считают что скорость в 9,5 и 11 узлов была вполне достижимой для этого типа.
Корабли речные. Значит к вопросу о скорости надо прибавить уточнение - вниз или вверх по течению.
Да. Но не только. Еще относительная спокойность воды.