Из книги:
В 1842 г. во время Опиумных войн в устье Янцзы произошло сражение между китайским и британским флотом. Командующий английский флотом в рапорте отмечал, что в составе китайского флота также имелись колесные корабли, хотя и работавшие не на энергии пара, а приводившиеся в движение мускульной силой человека. Командующий завершил свой рапорт снисходительным предположением о том, что по видимому, китайцы пытались скопировать английские технологии, но за неимением паровых машин решили проблему имеющимися средствами. На самом деле, все обстояло прямо противоположным образом. Колесный движитель был известен в Китае на протяжении нескольких столетий, можно даже предположить, что европейские колесные пароходы имели китайские прототипы.
читать дальше
Еще до периода Весны и Осени в китайской литературе встречаются упоминания о колесных кораблях. Иногда это просто сообщение о кораблях, способных преодолеть большие расстояния без помощи ветра и приводимых в движение людьми, полностью скрытыми внутри корабля. Противники, не видя весел и гребцов, часто считали, что корабли движутся духами. В описании сражения, произошедшего в 418 г., упоминаются корабли, отходившие от пристани «сами по себе». Спустят полтора столетия мы читаем о «ножных лодках», благодаря чему мы узнаем о том, на каком принципе работали колесные корабли. В 782 г. появился следующий текст:
«Ли Гао всегда интересовался искусными машинами. Он построил корабли, каждый из которых имел по два больших колеса по бортам, приводимые в движение топчаками. Корабли двигались как ветер, поднимая волны, словно на них стояли паруса».
Под топчаками здесь следует понимать небольшие колеса, внутри которых бегали заключенные. Китайские топчаки представляли собой сравнительно компактные устройства, в виде оси, из которой радиально отходили педали. На эти педали и наступали рабочие. Поскольку все китайские тексты отмечают большую скорость колесных кораблей, можно предположить, что между топчаком и гребным колесом имелся какой-то редуктор.
Во времена империи Южный Сун колесные корабли играли большую роль в войне. 11осле того, как династия Сун отступила под натиском династии Цзинь за Янцзы, река превратилась в границу, по которой постоянно курсировали колесные корабли, предотвращавшие попытки северян прорваться на южный берег. В 1130 году флот Сун сумел отрезать войска Цзинь, прорвавшиеся за Янцзы, а в 1132 г. в рапорте говорилось, что для обороны речной границы протяженностью в тысячи ли требует флота. Автор затем добавляет, что был построен «боевой корабль - летучий тигр» с четырьмя колесами на борт. Каждое колесо имело восемь лопастей и вращалось четырьмя матросами. Корабль мог проходить в сутки тысячу ли.
Примерно в то же время изобретатель Гао Сюань построил, Восьмиколёсный корабль, который участвовал в боевых действиях против восставших крестьян, совершавших набеги на побережье озера Дунтин. Восьмиколёсный корабль быстро двигался и хорошо управлялся, двигаясь вперед и назад. С внешней стороны колеса закрывались щитами, поэтому были невидны. Вид корабля, плывущего сам по себе, словно дракон, вызывал удивление. Вскоре Гао Сюань спроектировал огромные корабли с 20 и даже 23 колесами. Есть данные о том, что самый большой корабль Гао Сюаня имел в длину 60-90 м и мог нести 700-800 человек.
К сожалению. проекты Гао Сюаня попали не в те руки. Пираты захватили два восьми-колесных корабля, севших на мель из-за отлива. При этом сам Гао Сюань попал в плен. Пираты заставили его работать на них. Через два месяца они построили собственный колесный корабль, превосходящий по качествам императорские, вооруженный тараном и ручным требюше. Письменные источники сообщают, что императорский флот поспешил скопировать пиратский корабль.
Успех пришел к правительственному флоту в 1135 г. Победу удалось одержать благодаря хитрости. Один из великих китайских флотоводцев Е Фей покрыл поверхность озера, где действовали пираты, слоем травы и гнилушек. Пиратские колесные корабли потеряли ход, так как трава и гнилушки забили колеса. После этого правительственный флот взял пиратские корабли на абордаж.
В 1161 г. произошло крупное сражение между флотами Южного Сун и Цзинь. Армия династии Цзинь под командованием самого императора предприняла очередную попытку прорваться за Янцзы. Колесные корабли династии Сун быстро выдвинулись к месту вторжения и начали обстреливать войска противника из тягловых требюше: Флот династии Сун поначалу скрывался за островом Цзиныиань, а по сигналу устремился в атаку. Вели атаку колесные корабли. У династии Цзинь не оказалось кораблей, сравнимых по скорости и маневренности с кораблями династии Сун, поэтому агрессоры потерпели сокрушительное поражение. Самого императора убили на борту флагманского корабля его же приближенные.
Анализируя литературу времен империи Южный Сун, посвященную колесным кораблям, можно заметить, что большие корабли часто имели нечетное число колес. Это означает, что одно колесо находилось на корме. Маневренность корабля во многом определялась независимой работой колес правого и левого борта, благодаря чему корабль мог разворачиваться практически на месте, даже без помощи рулевого пера. Таким образом, рулевое перо становилось ненужным, а на освободившееся место можно было поставить дополнительное колесо. Интерес представляет численность колесных экипажей. Так в 1203 г. четырехколесный корабль приводился в движение 28 матросами, тогда как более крупный, но также четырехколесный корабль требовал экипажа в 42 человека. Наиболее многочисленный колесный экипаж, отмеченный в письменных источниках, составляет 200 человек. При этом, вероятно, использовалась та же система, что практиковалась вплоть до XIX века, когда с помощью нескольких соединительных тяг и эксцентриков три топчака соединяли с одним колесом.
Наибольшую известность китайские колесные корабли получили в ходе эпической осады Сянъяна (современный Сянфан, провинция Хубей) в 1267-1272 гг. Осада Сянъяна интересна и по той причине, что в ее ходе впервые отмечено использование требюше с противовесом. Два героя государства Сун - Чжан Шунь и Чжан Гуэй - сумели провести конвой из 100 колесных кораблей, нагруженных одеждой, провиантом и другими грузами, в два осажденных города - Сяньян и Фаньчен -, лежавшие на двух берегах разделявшей их реки. Командующий монгольской армией - А чу - атаковал китайский конвой, и Чжан Шунь погиб. Конвой дождался темноты и пошел назад, но Ачу зажег стога сена на береге реки и осветил местность. Снова начался бой, в котором погиб Чжан Гуэй.
В том же году колесные корабли применялись монголами против Сянъяна, но совершенно иным способом. Наверняка эти корабли монголы захватили у китайцев. Корабли использовались для разрушения понтонного моста, возведенного китайцами между Сянъяном и Фаньчженом. корабли были поставлены на якорь напротив моста. Течение вращало колеса, которые приводили в движение механические пилы, перепилившие пролеты моста.
Источник периода правления династии Мин (XV в.) дает нам живое представление о том, что происходило, когда колесный корабль сближался с противником. Этот опыт можно смело экстраполировать и на более ранние времена, так как он относится к периоду до распространения огнестрельной артиллерии:
«Палуба над трюмом позволяла проходить но кораблю от носа до кормы. Большой бимс поддерживал бортовые проходы, закрытые щитами шириной два фута и длиной пять футов. Щиты можно было раздвигать наподобие оконных рам. При появлении противника в него метали бомбы, зажигательные гранаты и огненные пики. При этом противник не видел что происходит внутри корабля. Когда противник ослабевал, щиты внезапно распахивались, а за ними в готовности стояли солдаты. Кроме того, для защиты экипажа растягивались невыделанные бычьи шкуры. Изнутри корабля солдаты метали зажигательные гранаты и ядовитые дымовые шашки, а также метали дротики с железными наконечниками и забрасывали абордажные крючья. Благодаря всем этим мерам вражеский корабль сгорал».
![](http://s017.radikal.ru/i400/1111/98/efca9b677d2c.jpg)
Здесь изображен бои между двумя совершенно разными по типу кораблями. В 1161 г. произошло важное сражение между флотами Южного Супа и Цзиня. читать дальшеФлотом Цзиня командовал лично император. Северяне планировались прорваться за Янцзы в районе Кайиш. Колесные корабли династии Сун быстро прибыли на место, в район острова Дзиныиань, и обстреляли противника из требюше. Колесный движитель, работающий от топчаков, позволял кораблям быстро перемещаться по поверхности воды. На флаге изображенного корабля надпись «Поддержим Сун, уничтожим Цзинь». Армия Цзинь потерпела тяжелое поражение, император династии Цзинь был убит собственными придворными на борту флагманского корабля.Корабли династии Цзинь, показанные здесь, - быстрые и легкие «эсминцы» средневекового Китая. В отличие от башенных кораблей и боевых джонок, у колесных кораблей были сплошные борта, поэтому члены колесной команды были полностью защищены. Солдаты вели стрельбу поверх голов. Откидные люки по бортам делались из дерева или шкуры носорога и украшались изображениями тигриных морд. Армия Сун ведет стрельбу по противнику известковыми бомбами, метая их из требюше. Бомбы представляют собой тонкостенный керамический контейнер, наполненный ядом (вероятно, мышьяком), известью, порохом и кусками железа. Когда контейнер разбивался о палубу корабля, известь поднималась в воздух и начинала есть матросам глаза. Почти такую же конструкцию имели «громоподобные снаряды» в мягкой оболочке, которые также метались с помощью требюше. Бомбы оснащались фитильными взрывателями. Бомба, ударяясь о поверхность воды, рикошетировала и взрывалась в воздухе, распространяя вокруг себя мелкодисперсную известь.![](http://s017.radikal.ru/i404/1111/fc/ecdad7ad08f1.jpg)
Колесные боевые корабли династии Южный Сун используют громоподобные бомбы для прорыва блокады Сяньяна, осажденного монголами, 1272 г.
читать дальшеНаиболее известный случай применения китайских колесных кораблей произошел в ходе эпической осады Сяньяна (современный Сяифан в провинции Хубей) в 1267-1272 гг. Это было отчаянное сопротивление Южного Сун наступающим с севера монголам. В ходе осады Сяньяна были впервые применены требюше с противовесом. Широкое применение нашли и колесные корабли. Два героя царства Сун повели конвой из 100 колесных кораблей, груженных различными припасами, в осажденные города Сянъян и Фанчен, лежавших друг напротив друга по берегам реки. Конвой подождал наступления темноты, прежде чем пуститься в обратный путь, но монголы подожгли по берегам стога сена, осветив реку Корабли принят прямоугольный строй, каждый корабль был вооружен требюше с запасом бомб и древесного угля, а также тяжелыми арбалетами. Корабли шли по реке, держа красные фонари в качестве позиционных огней, монголы начали обстрел флота из требюше. Палуба китайских кораблей была «по лодыжки залита кровью». Конструкция колесных кораблей позволяю использовать их как в наступлении, так и в обороне, поскольку фальшборт состоял из раздвижных щитов, которые можно было открыть и метать в противника стрелы и гранаты.
@темы:
Флот,
Военная техника,
История,
Политика
Ли - это 500 метров сейчас и 360 шагов в древности. 360х.0.75=270 м, 270 км/сутки - это постоянная скорость 6.2-6.5 узла, что крайне фантастично. Даже если принять ли равным 300 шагам, то скрость 5.5 узла все равно выглядит чрезмерно высокой для судна, приводящегося в движение 32 людьми, пусть даже ногами.
Это обычное китайское сяо-мяо, то есть литературная гипербола и округление в сторону желаемого-мечтаемого.
Вук Задунайский, Китайцы почти столь же успешные гиперболизаторы, как англичане, поэтому осторожнее относись к их "вундервафлям", особенно в том, что касается китайского флота.
А руками?
Ну да. В общем руками на хорошем ходоке можно разогнаться и до 12. Во всяком случае встречал такую цифру относительно драккаров и предположений относительно триер.
Как максималка не так и быстро, а как крейсерская скорость в течении суток - фантастично
Я ведь не спорю с тем что чайники были склонны к гиперболам и их 6-6,5 узлов могут быть сильным приувеличениема на практике быть 3-4. Потому интересно сравнить это вообще со скоростью стандартных джонок.
Кстати обрати внимание что менять уставших топтальщиков проще чем гребцов, и скорость может набираться постепенно.
Кстати Миф, если у тебя есть эта книга, то такой вопрос. Примеры применения только на реках? Про море ничего не написанно?
Нет, про применение на море нет. Есть вот это:
"Конечно, в открытом море их возможности были сильно ограничены, но в устьях и на реках они доминировали столетия."
И есть ещё картина:
Китайский колесной корабль династии Сун. Рисунок из книги 1842 года, посвящённой вопросам береговой обороны.
Даже триеры до 12 узлов не дотягивали, причем это "в рывке" с полным комплектом гребцов, работающих на пределе возможностей.
Для драккара такая скорость недостижима в принципе - энерговооруженность ниже, сопротивление корпуса выше за счет обшивки "внакрой", против триеровской "вгладь". Это, увы, тоже гипербола. Реконструкцию триеры разгоняли до 9.5 узлов, теоретически возможная скорость, если на нее посадить чемпионов по гребле получилась чуть больше 11. Дальше повышать не получится - для увеличения скорости на 1 узел мощность придется нарастить почти на 25 %, что представляется маловероятным, даже если вколоть чемпионам стимуляторы.
Со стандартной джонкой сравнить не проблема - на веслах как раз таки порядка 3 узлов при длительном переходе, на парусах больше.
Есть источниковые указания что дотягивали. Кто-то там за сколько-то донесение доставил.
Реконструкцию триеры разгоняли до 9.5 узлов, теоретически возможная скорость, если на нее посадить чемпионов по гребле получилась чуть больше 11.
Ну собственно аргумент о том что могли дотягивать он базируется на том, что нам могут быть неизвестны разные мелкие секреты тогдашних мастеров.
Со стандартной джонкой сравнить не проблема - на веслах как раз таки порядка 3 узлов при длительном переходе, на парусах больше.
Логично предположить что значительно более сложный колесный девайс должен был давать какое-то преимущество, к примеру на узел скорости.
Он и давал - гребцы и колеса были защищены в отличие от весел, которые при проходе кораблей борт к борту вполне бодро ломали хребтину гребцам, ежели не повезло.
Есть источниковые указания что дотягивали. Кто-то там за сколько-то донесение доставил.
Ага. Это ты, случаем, не про доставку головы Арсинои из эфеса в Александрию?
Думаю этого маловато. Ломка весел это неизбежное зло которое вполне можно было компенсировать простотой и массовостью.
Ага. Это ты, случаем, не про доставку головы Арсинои из эфеса в Александрию?
По моему в том что я читал приводился случай, когда одна триера должна была обогнать другую, уже находившуюся в пути с донесением на отчекрыживание головы, и по моему шпарила она на Крит. Как то так. В своей памяти не уверен.
flot7.narod.ru/greki/14.htm статья про реконструкцию триеры. Я даже маленько соврал в бОльшую сторону.
Ну только относительно того что реплика разогналась до 7. А так авторы тоже считают что скорость в 9,5 и 11 узлов была вполне достижимой для этого типа.
Корабли речные. Значит к вопросу о скорости надо прибавить уточнение - вниз или вверх по течению.
Да. Но не только. Еще относительная спокойность воды.