Как известно, Александр Македонский не сумел завоевать Индию. Причин этому было несколько, но основной являлась моральная усталость его солдат от бесконечного похода вдали от дома, причиной которого была лишь прихоть их царя. Однако я с удивлением узнал о том, что эллины всё же завоевали часть Индии и серьёзно повлияли на культуру и историю её северо-западных районов.
Индо-греческое царство — государство в Северной Индии, существовавшее в период с 180 до н. э. до 10 н. э., и управляемое греческими царями, продолжателями династии Евтидема. Индо-греческое царство возникло как расширение Греко-бактрийского царства.
(кликабельно) Максимальная территория Индо-греческого царства в 175 до н. э..
читать дальше
Индо-греческое царство основал Деметрий, сын греко-бактрийского царя Евтидема.
Завоевание Северной Индии
Вторжение в Северную Индию Деметрий начал в 180 до н. э., после того, как династия Маурьев была свергнута полководцем Пусьямитой Шунга, основавшим свою династию Шунга. Греки продвинулись до самой столицы Паталипутры в Восточной Индии. Страбонписал:
«Те, кто пришёл за Александром, дошли до Ганги и до Паталипутры».
Индийские летописи также говорят о греческой атаке городов Матхура, Панчала, Сакета и Паталипутра, об этом пишет Патанджали около 150 до н. э., а также Юга Пурана.
К югу греки заняли области Синдх и Гуджарат, а потом стратегический порт Баригаза, о чём говорит Страбон и другие авторы, и что засвидетельствовано на монетах Аполлодота I. Более вероятно, занятие области к востоку от Пенджаба совершилось позже, во второй половине века царём Менандром. Город Сиркап, на северо-западе современного Пакистана, по всей вероятности, был построен Деметрием. По своей структуре город использует греческие стандарты градостроительства. Найдено немало предметов эллинистической культуры, в частности, монеты греко-бактрийских царей и изображения на камнях сцен из греческой мифологии.
Укрепление царства Менандром
Первый поход был завершён к 175 до н. э., и царство Шунга потеснилось на восток, но в это время в Бактрии узурпатор Евкратид совершил переворот, лишил власти династию Евтидема и занял территорию вплоть до реки Инд, это происходило между 170 и 150 до н. э.. Гарги-самхита сообщает о раздорах между греками и ожидает жестокой гражданской войны.
Продвижение Евкратида было однако остановлено Менандром, который обосновался в индийской части державы, одержав в Бактрии ряд побед, что зафиксировано на монетах в греко-бактрийском стиле, после чего он продолжил экспансию на восток.
Менандра можно считать самым успешным индо-греческим царём, покорившим максимальную территорию. Его монеты наиболее часто встречаются и распространены на большой территории. Термин «горы Менандра» в I веке до н. э. означал горный хребет на крайнем востоке Индостана, где находятся Холмы Нагов и Аракан, как показано на карте Птолемея. Менандр упоминается в буддийской литературе как царь Милинда, обратившийся в буддизм: он стал архатом, и его мощи бережно хранились, подобно мощам Будды.
В 125 до н. э. на территорию индо-греков вторглись греко-бактрийцы во главе с царём Гелиоклом, сыном Евкратида, но в это время юэчжи стали наступать с севера на греко-бактрийцев и заняли Бактрию. Оставшееся царство было разделено на две части — династия Менандра осталась на своих территориях к востоку от реки Джхелум вплоть до Матхура, а другие цари управляли большей территорией.
Восточные территории
Около двадцати царей правило после Менандра. После смерти Менандра правила его вдова Агафоклея, которая потом некоторое время осуществляла опеку над сыном Стратоном I.
Около 100 до н. э. индийские цари смогли вернуть территорию Матхура и Восточный Пенджаб к востоку от реки Рави, после чего они стали чеканить собственную монету. Упоминания об Арджунайане и Яудхее на монетах связано с победами над греками в соответствующих районах Матхура. В I веке до н. э. индийские цари стали также чеканить свои монеты, подражая по стилю индо-греческим.
Западный царь Филоксений смог на короткое время занять всю оставшуюся греческую территорию от Паропамисад до Западного Пенджаба между 100 и 95 до н. э., после чего царство снова распалось. Восточные цари смогли вернуть территорию вплоть до Арахозии.
Около 80 до н. э. царь индо-скифов Меус, а возможно военачальник на службе индо-греков, управлял несколько лет северо-западной Индией, но потом индо-греки снова смогли вернуть власть. Царь Гиппострат был пожалуй самым успешным из последующих царей, но потом он потерпел поражение, и индо-скифский царь Азес I установил новую династию.
В течение всего I века до н. э. индо-греки постепенно теряли территорию по причине вторжения индо-скифов, удерживаясь в восточном Пенджабе, пока последний индо-греческий царь Стратон II не был побеждён индо-скифами, и в 10 н. э. ко власти пришёл Раджувула.
Западные территории
Гелиокл I правил в западной части Индо-греческого царства в Паропамисадах, но был свергнут по причине нашествия на Бактрию юэчжи. Он отчеканил несколько монет по верху монет царицы Агафоклеи, показав тем самым, что занял часть её территории. Его последователь Зоил I чеканил монеты с Гераклом и символами победы, он по-видимому вступил в альянс с юэчжи.
Известно около восьми западных индо-греческих царей, последним из которых был Гермей, правивший примерно до 70 до н. э., пока его не сменили юэчжи, пришедшие из Бактрии. В китайских хрониках Поздней Династии Хань говорится, что китайский генерал Вэнь Чжун помогал организовать союз Гермея с юэчжи против индо-скифов.
После 70 до н. э. юэчжи стали управлять Паропамисадами, но ещё тридцать лет выпускали монеты Гермея, а потом они сменились кушанскими монетами.
Предположительно Юэчжи заняли Паропамисады после Гермея. Первый упоминаемый в документах принца Юэчжи Сападбиз правил около 20 до н. э., о нём говорится по-гречески в том же стиле, что и о предыдущих греческих царях. Юэчжи распространились на восток в I веке н. э., и образовали Кушанскую Империю. Первый кушанский царь Куджула Кадпизес ассоциировал себя с Гермеем на своих монетах, видимо подчёркивая свою преемственность или обосновывая право на престол.
(кликабельно)
Фрагменты Восточной Азии от Ганги до Сингапура на Карте Мира Птолемея.
Подробнее можно почитать вот здесь - en.wikipedia.org/wiki/Indo-Greeks
И о религии:
Греко-буддизм — вид культурно-религиозного синкретизма, смешение греческой культуры с религией буддизма. Греко-буддизм существовал и развивался с IV века до н. э. по V век н. э. в регионе, включающем современные Афганистан, Пакистан и северо-западную часть Индии (штат Джамму и Кашмир)
читать дальше
Несмотря на то, что Греко-бактрийское царство оставалось под сильным влиянием эллинистической культуры (это подтверждают многие раскопки, например раскопки города Ай-Ханум), многие греки перешли в буддизм и внесли немалый вклад в его распространение. Поэтому, когда Шунга начал свои религиозные притеснения, Деметрий I Бактрийский, под предлогом помощи Маурьям и защиты греческих буддистов, вторгся в Индию. Возможно он просто воспользовался ситуацией, возникшим в северной Индии политическим вакуумом, однако основанное им Индо-греческое царство в самом деле стало важным убежищем для буддизма.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8a/StandingBuddha.jpg/230px-StandingBuddha.jpg)
Многие стилистические элементы в изображениях Будды указывают на греческое влияние: Будда носит греческую тогу, покрывающую оба плеча (или точнее более лёгкий гиматий), характерную позу контрапоста (поза в скульптуре, когда вес фигуры перенесён на одну ногу, а плечи и грудь повёрнуты относительно нижней части, создаёт видимость динамики либо наоборот расслабленности, см. например Давид (Микеланджело))[17], кудрявая причёска, стилизованная под средиземноморские, с пучком волос (ушниша), напоминающим многие изображения Аполлона[18], тщательная, выверенная работа над чертами лица, не характерная для Азии, но свойственная греческому реализму.
Греческое влияние на изображение Будды, идеалистический реализм, присущий греческому искусству в целом, сделал более доступным и привлекательным визуализацию состояния просветления описанного в буддизме, таким образом, позволяя ему быстрее распространяться и привлекать большую аудиторию.
« Одной из отличительных черт гандхарской школы искусства, появившейся на северо-западе Индии, стало то, что она явно взяла многое из искусства классической Греции. Таким образом, с одной стороны эти изображения всецело передают ощущение внутреннего мира, который достигается следованием пути Будды, с другой стороны они оставляют ощущение людей, которые ходили, говорили, спали также как и мы. На мой взгляд, это очень важно. Эти фигуры вдохновляют не только потому, что описывают общую цель, но и потому что передают чувство, что простые люди как и мы могут достигнуть её, если постараются.
Далай-лама XIV»
На долгие столетия греко-буддистское антропоморфное представление Будды заложило канон в буддистском искусстве, однако со временем оно вбирало в себя всё больше и больше индийских и азиатских элементов.
Влияние греческих богов и героев распространилось не только на Будду. К примеру Геракл в львиной шкуре (бог-защитник Деметрия I) послужил моделью для Ваджрапани (en:Vajrapani), защитника Будды. В Японии Ваджрапани дальше эволюционировал в гневного, мускулистого Сюконгосина (en:Shukongoshin), бога-защитника Будды, статуи которого стоят перед входом в японские храмы.
Кацуми Танабэ, профессор японского университета Тюо, предположил, что кроме Ваджрапани греческому влиянию подверглись и другие боги из пантеона махаяны японский бог ветра Фудзин (en:Fūjin), основой для которого был греческий Борей, богиня-мать Кисимодзин, имеющая очень много общих черт с Тихой.
Кроме того в греко-буддистском искусстве периода Кушанского царства использовались такие европейские элементы как херувимы с венками, орнаменты из виноградной лозы, кентавры и тритоны.
![](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/93/Heracles-Shukongoshin.JPG/799px-Heracles-Shukongoshin.JPG)
Эволюция Геракла в греко-буддизме.
1) Классический Геракл
2) Геракл с монеты Деметрия I
3) Ваджрапани, защитник Будды.
4) Сюконгосин, воплощение Ваджрапани в Японии.
В V веке н. э. после нашествия эфталитов и особенно во время экспансии ислама, история греко-буддизма также сходит на нет.
(с) Вики