понедельник, 02 января 2012
Невероятный эпизод. Сражение на Витковой горе, произошедшее в середине лета 1420 г. в окрестностях Праги, принадлежит к числу самых невероятных эпизодов военной истории средневековья. Годы спустя ее очевидцы вновь и вновь восстанавливали в памяти отдельные детали и весь ход битвы, заново переживая удивительные события того памятного дня.
Еще накануне сражения многим казалось, что судьба Праги предрешена. Ведь к стенам древней столицы Чехии собралось огромное по тем временам войско (по свидетельству современника, чешского хрониста Лаврентия из Бржезовой, оно насчитывало около 150 тысяч человек(явное преувеличение) ), которое составили рыцари из самых разных уголков Западной Европы: 43 князя, как сообщает хронист Лаврентий, лично возглавили рыцарские ополчения подвластных им земель.
читать дальшеКрестовый поход против таборитов. Многочисленные отряды рыцарей, собравшиеся в единое целое у стен Праги к 10 июля 1420 г., вторглись в пределы Чехии под знаменами крестового похода, о начале которого было объявлено 5 марта того же года буллой (церковным указом) римского папы Мартина V. Целью крестового похода было насильственное подавление «гуситской ереси» – мощного движения сторонников реформации католической церкви, объединившего в первые десятилетия XV в. большую часть населения Чехии. Зачинателем движения был магистр Пражского университета Ян Гус (его последователей и называли гуситами), жизнь которого трагически оборвалась в южнонемецком городе Констанце 6 июля 1415 г., когда он по приговору собора (съезда) высших иерархов католической церкви был подвергнут мучительной казни – сожжению на костре.
Предводители. Военными руководителями похода были венгерский король Сигизмунд, претендовавший по праву наследования на освободившуюся после смерти его старшего брата Вацлава IV корону Чехии, и знаменитый итальянский полководец Пипо Спано, поступивший на службу к Сигизмунду еще в 1387 г.
«Те, кто придут в Чехию, могут взять себе все». Призыв к участию в крестовом походе нашел горячий отклик в среде западноевропейского рыцарства, в рядах которого было тогда немало вынужденных искателей приключений, для которых меч и копье являлись единственным средством пропитания, толкая их к странствиям по дворам и замкам Европы. Ведь в булле было с полной определенностью записано: «Те, кто придут в Чехию, могут взять себе все, что захватят, будь то города, замки и прочее имущество. Все имения, которые они отнимут у виклифитов, должны перейти в их законную наследственную собственность».
Эти обещания звучали необычайно привлекательно, поскольку, по крайней мере, с середины XIII в., когда стали интенсивно разрабатываться сокровища подземных кладовых чешских гор – месторождения золота и серебра, в глазах жителей Западной Европы Чехия стала представляться сказочно богатым, благословенным краем, страной процветания и изобилия.
Словно внезапное разрушительное половодье, крестоносное воинство несколькими потоками подступило к сердцу Чешского королевства и, не сомневаясь в успехе, стало готовиться к нанесению решающего удара, вслед за которым намеревалось приступить к разбойничьему дележу земель и богатств покоренной страны.
Самоуверенность Сигизмунда и крестоносцев основывалась на, казалось бы, более чем веских доводах: во-первых, на громадном численном перевесе непрошеных «гостей» над отрядами защитников Праги, во-вторых, – и это представлялось не менее важным – на том, что потомственным рыцарям, закованным с головы до ног в стальные доспехи, предки которых прославились во множестве походов, противостояли чешские крестьяне, вооруженные чем попало, чаще всего орудиями крестьянского труда, а не оружием в собственном смысле слова. Они должны были противостоять рыцарской коннице в пешем строю, не имея никаких навыков в военном деле и опыта участия в сражениях.
Тем более ошеломляющим оказался исход боя, разыгравшегося 14 июля 1420 г. на Витковой горе как для самих крестоносцев, так и для большинства его современников, до которых дошли вести о великом противостоянии у стен Праги.
Прага под угрозой полной блокады. К середине июля в руках крестоносцев уже находилось большинство ключевых позиций вокруг раскинувшейся по обоим берегам реки Влтавы столицы Чехии, включая две превосходно укрепленные цитадели, издревле служившие резиденциями чешских правителей: Пражский град на высоком мысу в левобережной части города и Вышеград, построенный на отвесной скале над Влтавой на правом берегу реки. Задача, которую намеревались решить 14 июля Сигизмунд и его ближайший советник Пипо, слывший выдающимся знатоком искусства осады и взятия крепостей, состояла исключительно в овладении Витковой горой.
Виткова гора. Так называли высокий холм с обрывистыми склонами, который возвышался над обширной равниной к востоку от городских стен Праги и служил в начале XV в. местом казни. Взятие Витковой горы позволило бы крестоносцам установить контроль над последними дорогами, которые связывали Прагу с внешним миром, и окончательно замкнуть кольцо блокады.
Однако решить эту, казалось бы, более чем скромную задачу отправленному на Виткову гору отряду крестоносцев не удалось, что было во многом предопределено исключительной предусмотрительностью одного из главных руководителей обороны Праги – гетмана таборитов Яна Жижки из Троцнова.
Ян Жижка. К этому времени Ян Жижка был уже немолодым человеком, прошедшим долгий, исполненный суровых испытаний жизненный путь. Мелкопоместный рыцарь по происхождению, он уже в молодые годы окончательно разорился и в течение нескольких лет был вынужден испытывать превратности судьбы лесного разбойника, а затем – рыцаря-наемника на чужбине, побывав в горниле испытаний двух крупнейших сражений своей эпохи – Грюнвальдской битвы 1410 г., где объединенные силы Польши и Великого княжества Литовского разгромили рыцарей Тевтонского ордена, и битвы при Азенкуре 1415 г., которая открыла наиболее драматический период Столетней войны между Англией и Францией.
Именно Жижка, обладая огромным опытом и исключительным тактическим дарованием, предусмотрительно распорядился направить на Виткову гору небольшой отряд таборитов и укрепить ее вершину со стороны самого пологого из склонов двумя бревенчатыми срубами, перед которыми был вырыт ров и насыпан невысокий вал.
Начало атаки. Эти простейшие укрепления и были атакованы 14 июля во второй половине дня крупным отрядом немецких рыцарей (по данным хрониста Лаврентия из Бржезовой, он насчитывал более 8 тысяч человек). Предвкушая легкую победу, крестоносцы устремились к вершине Витковой горы, где находился небольшой, численностью всего в 29 человек, включая трех женщин, отряд таборитов.
Горстка чешских крестьян вступила в отчаянную схватку с грозным противником, сдерживая мощный натиск рыцарей на небольшом участке восточного склона Витковой горы, шириной в несколько десятков метров, через который проходил единственный относительно удобный путь к вершине. Воодушевляемые звуками боевых труб, крестоносцы, преодолевая ожесточенное сопротивление таборитов, сумели захватить ров и, казалось, стояли в одном шаге от решительной победы.
Ян Жижка в опасности. Критический момент наступил тогда, когда руководивший обороной Витковой горы Жижка на какое-то время оказался в стальном кольце немецких рыцарей, каждый из которых мог нанести смертельный удар отважному гетману таборитов. В эту минуту, собравшись с последними силами, вооруженные обычными крестьянскими цепами, защитники Витковой горы бросились в яростную атаку и вырвали своего предводителя из рук неприятеля. А вслед за этим на оторопевших рыцарей обрушился удар незаметно подоспевшего к месту боя, словно сошедшего с небес, отряда чешских цепников, который сопровождался оглушительным перезвоном колоколов многочисленных соборов чешской столицы.
Паническое бегство. Неожиданный поворот событий внес в ряды крестоносцев полное смятение. Они обратились в паническое бегство, погибая под копытами собственных коней или срываясь с отвесных склонов в поисках спасения от страшной давки. В тот день на Витковой горе и у ее подножия нашли свою гибель около 300 рыцарей, что по меркам средневековья представляло собой очень значительную цифру потерь.
Панические настроения и рассказы оставшихся в живых участников боя на Витковой горе быстро разнеслись по всему войску крестоносцев и, не возобновляя активных военных действий, они бросились восвояси, разбившись на несколько отрядов, путь которых был отмечен пожарами и кровавыми расправами над чешскими крестьянами.
Переломная веха. Победа таборитов на Витковой горе стала переломной вехой в ходе гуситских войн. Никогда более полчища крестоносцев, еще четырежды пытавшиеся нанести смертельный удар мятежной Чехии, не доходили до Праги, чаще всего просто разбегаясь, охваченные безмерным страхом, едва заслышав громовые раскаты военной песни гуситов «Кто вы, божьи воины?»
Отразив три первых крестовых похода, гуситы с 1426 г. перешли от обороны в наступление и в ближайшие годы совершили около 50 победоносных походов в соседние страны, самый знаменитый из которых завершился на берегах Балтики, в землях Тевтонского ордена.
Значение побед. Победы гуситского оружия позволили чешскому народу отстоять само право на свое существование и на 200 лет добиться полной государственной независимости, в течение которых страна переживала период небывалого экономического роста и расцвета чешской национальной культуры.
А Виткова гора, за которой после великой победы 1420 г. закрепилось название Жижковой, и сегодня остается символом несокрушимости духа чешского народа, его воинской доблести. Их олицетворением являются воздвигнутые на овеянной памятью столетий вершине памятник Яну Жижке и Монумент Освобождения, установленный в честь советских, чешских и словацких воинов и партизан, отдавших свои жизни за освобождение Чехословакии в годы Второй мировой войны.
![](http://i006.radikal.ru/0712/d1/08a415179bda.gif)
Летом 1420 года немецкие феодалы под командованием императора Священной Римской империи Сигизмунда I собрали большое войско, которое направилось к Праге. Немецкие рыцари рассчитывали блокировать в столице Чехии основные силы таборитов во главе с их выдающимся военным вождем Яном Жижкой. Полностью блокировать Прагу войска императора Сигизмунда могли при условии овладения стратегическим пунктом – Витковой горой. Но на горе находились табориты, которые не собирались сдавать этот важный пункт без сопротивления.
Виткова гора представляла из себя удобную позицию для обороны. Расположена на восток от Праги. Протяженностью 4 версты, гребень с крутыми склонами протяженностью около версты. С запада Виткова гора – круглая. На южном склоне – густые виноградники.
Армии
Имперцы. Отряд силой в 4 тысячи рыцарей. Общее командование – император Сигизмунд I.
Табориты. Около 1500 воинов – копейщики, лучники, бойцы с боевыми цепами. Командование – Ян Жижка.
Сражение
читать дальшеТабориты заняли Виткову гору заблаговременно, позаботившись об укреплении своей позиции. На краю гребня горы, который был обращен к Праге, Жижка выстроил два деревянных сруба. Вокруг каждого такого сруба возведены каменные стены, окруженные глубоким рвом. Фактически это были импровизированные редуты, разделенные глубоким провалом. С севера к редутам нельзя было подобраться из-за крутизны склонов северной стороны. Башня была поставлена и в виноградниках, в ней засел отряд стрелков таборитов. Для обороны позиции Жижка выделил около 500 воинов, отряд сильный.
Захват Витковой горы, по замыслу Сигизмунда, должен был стать началом общего штурма Праги с восточной, западной и южной сторон.
Четыре тысячи наемников Сигизмунда наступали на Виткову гору 14 июля 1420 года со стороны Шпитальского поля. После решительного рукопашного боя наемники захватили башню в виноградниках, прорвались в ров. Но на стену редута им взобраться не удалось. Немцев сбили чешские лучники и копейщики. В редуте закрепились 29 таборитов. Среди них были три женщины. Они пели протестантские псалмы и забрасывали штурмующих солдат императора камнями и горшками с углями. Оборонявшиеся подбадривали себя лозунгами – «В бою с антихристом не отступят истинные христиане!»
Жижка подоспел к редуту в момент, когда оборона могла быть сломлена. Он шел во главе отряда из 700 воинов, вооруженных боевыми цепами и молотами. Эти молотилы смели первые шеренги рыцарей. Отступить под натиском таборитов рыцарям было некуда – сзади на узком участке напирали на передние ряды массы штурмующих. Часть воинов Жижка бросил в атаку с левого фланга имперцев. Двойная атака с фронта и с фланга завершилась полным разгромом имперских наймитов. Таборитов Жижки поддержали и жители Праги, наблюдавшие за схваткой со стен города. Пражане подкрепили левофланговый отряд. Горожан вели в бой священники с пением молитв.
Последствия
Разгромленные наголову рыцари с позором бежали с Витковой горы. План императора Сигизмунда, мечтавшего взять Прагу приступом, рассыпался в прах. Позднее некоторые историки 19-го столетия сравнивали битву при Витковой горе с победой солдат республиканской Франции при Вальми. Как и победа при Вальми, триумф таборитов окрылил восставшую против немецких феодалов Чехию. В стане имперцев все чаще стали нарастать пораженческие настроения, влиятельные вельможи стали внушать императору мысль о необходимости заключения соглашения с таборитами и решения конфликта дипломатическим путем. Имперские крестоносцы после поражения на Витковой горе отступили от Праги, отдав инициативу ведения боевых действий таборитам. Отряды Яна Жижки смогли перейти от стратегической обороны к наступательным действиям на широком фронте. Победа при Витковой горе также усилила распространение идей таборитов в областях соседних с Чехией стран Европы. Чехи очистили от имперцев ряд крупных городов – Билин, Мельник, Чешский Брод. А уже осенью, в ноябре 1420 года, войско таборитов сокрушило армию императора Сигизмунда в сражении при Вышеграде. Австрийцы и венгры были выбиты из Чехии и война с имперцами теперь велась таборитами в Венгрии.
@темы:
Военная история,
История,
Кино
150 000 крестоносцев из той же оперы - на такую армию гибель трехсот человек не произвела бы вообще никакого эффекта
Гуситская трилогия. "Война за веру"
"Магистр"
www.kinopoisk.ru/level/1/film/84314/
"Полководец"
www.kinopoisk.ru/level/1/film/84313/
"Против всех"
www.kinopoisk.ru/level/1/film/85187/
И четвертый фильм "Последний повстанец"
www.kinopoisk.ru/level/1/film/94162/
Режиссер Отакар Вавра, умер не так давно в возрасте ста лет. www.diary.ru/~Lorenz-Berya/p166911175.htm
Имхо один из лучших эпиков по средним векам.
Несколько мясецев уже не могу псто по трилогии дописать, как она того заслуживает