Доброе Мировое Зло (Миф)
Пишет TrashTank:
Несмотря на активную проектно-теоретическую работу в 20-х и 30-х годах ХХ века, к началу Второй Мировой войны Рабоче-Крестьянская Красная Армия подошла с практически полным отсутствием массовой самоходной артиллерии как таковой. читать дальше
Единичные опытные и предсерийные экземпляры - не в счет (так, например на 1 июня 1941 в в Красной Армии числилось 28 штук Су-5 - 122-мм гаубица обр. 1910/30 за щитовым прикрытием на базе легкого танка Т-26).

Более того, проектирование и доводка артсамоходов были прекращены в 1937-38 годах, а на смену им пришла разработка "истребителей танков" и штурмовых орудий. Серийным же штурмовым танком стал созданный по итогам Финской войны трехметровый гигант КВ-2 со 152-мм гаубицей во вращающейся башне.
Однако, столкнувшись с немецкой военной машиной, насыщенной самоходными гаубицами, ПТО и штурмовыми орудиями, руководство РККА наконец-то осознало, насколько увеличивают пробивную силу танковых дивизий вермахта подвижные артсистемы. Для парирования прорывов панцерваффе и усиления своих стрелковых и механизированных частей советскими инженерами были созданы вполне адекватные текущему моменту конструкции на базе легкого танка Т-70, средних Т-34 и Т-34-85 и тяжелых КВ и ИС.
Однако сейчас речь пойдет не о них, а о так называемых "эрзац-самоходках", вставших в строй только по крайней нужде из-за насущной необходимости в хоть какой-либо мобильной артиллерии.
ЗИС-30

Эта боевая машина была разработана по заданию народного комиссариата вооружений на заводе № 92 в г. Горьком под руководством П. Ф. Муравьёва в июле-августе 1941 года. Фактически она представляла собой смонтированную на лёгком полубронированном артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» вращающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2 образца 1941 года. Несмотря на ряд существенных недостатков — низкую устойчивость при стрельбе, малый возимый боекомплект, ЗиС-30 была принята на вооружение РККА и с 25 сентября 1941 года началось её серийное производство. Поскольку изготовитель «Комсомольцев» завод № 37 прекратил их выпуск с началом войны, эти тягачи для переоборудования в САУ пришлось изымать из действующих на фронте частей, вследствие чего многим из них на заводе № 92 потребовалось провести ремонт. Из-за отсутствия «Комсомольцев» выпуск ЗиС-30 был прекращён 25 октября 1941 года и ограничился 101 машиной, включая прототип. Ещё один «Комсомолец» вооружили 45-мм пушкой большой мощности неизвестного типа.
Поставки ЗиС-30 в РККА начались в конце сентября 1941 года. Они поступили в противотанковые батареи двадцати танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов и были хорошо приняты из-за высокой бронепробиваемости их орудия. Однако в дальнейшем дали себя знать использование ремонтных ходовых частей и их перегруженность. В результате из-за боевых потерь и выходов из строя по техническим причинам ЗиС-30 быстро исчезли из рядов РККА. До настоящего времени ни одной САУ ЗиС-30 не сохранилось. Все они были утрачены в боях 1941-42 годов.

Основные ТТХ
Боевая масса, т 4,0
Экипаж, чел. 4-5
Бронирование 7-10 мм
Калибр и марка пушки 57-мм ЗиС-2
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ
Длина корпуса, мм 3450
Ширина корпуса, мм 1860
Высота, мм 2230
Тип двигателя 6‑цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. 50
Скорость по шоссе, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 12
СГ-122

В начале 1942 года ситуация стала потихоньку меняться в нашу пользу. Поскольку поле боя теперь оставалось за Красной Армией, то в данном случае уже не наши танки попадали к немцам, а к нам - немецкие. В связи с достаточно большим количеством трофеев было принято решение о перевооружение бронетехники панцерваффе на отечественные артситемы. Хотя часть захваченных образцов использовалась и без переделки - сразу после полевого ремонта силами передовых подразделений.
Так, в апреле-мае 1942 года в конструкторском бюро завода №592 в Мытищах под руководством Г. И. Каштанова была разработана самоходная гаубица СГ-122 на базе немецких танков Pz Kpfw III и PzKpfw IV, а также САУ StuG III, вооруженных 122,4-мм гаубицей М-30. Вместе со StuG III, перевооруженными 76-мм пушками, до конца 1942 года заводом их было сдано 8 шт., а также 2 опытные машины были изготовлены на шасси трофейных танков PzKpfw III и PzKpfw IV. К 15 ноября 1942 года на артиллерийском полигоне под Свердловском имелось три СГ-122, из них две на шасси штурмовых орудий. Одна из двух «улучшенных» СГ-122 на шасси танка PzKpfw III 5 декабря была доставлена на Гороховецкий полигон для сравнительных Государственных испытаний с У-35 (будущей СУ-122) конструкции Уралмашзавода.
Доработка СГ-122 продолжалась вплоть до декабря 1942 года, когда её построенный образец был испытан совместно с аналогично вооружённой СУ-122 на базе отечественного среднего танка Т-34. Ввиду использования трофейной базы и её перегрузки предпочтение было отдано СУ-122, но, тем не менее, небольшая серия СГ-122 была выпущена заводом №592 на рубеже 1942-43 годов.
По данным известного историка М. В. Коломийца, с учётом опытных образцов было построено 27 СГ-122. Часть из них использовалась в училищах по подготовке кадров для самоходной артиллерии, часть эпизодически применялась в боях 1943 года. В дальнейшем от установки тяжёлой 122-мм гаубицы М-30 на трофейные шасси отказались и работы сосредоточились на их вооружении более лёгкой 76-мм танковой пушкой Ф-34. Ни одной СГ-122 до настоящего времени не сохранилось. Также нет данных об их эксплуатации после 1943 года.

Основные ТТХ
Боевая масса, т 23,6
Экипаж, чел. 5
Лоб корпуса, мм 35-50
Борт корпуса, мм 30
Корма корпуса, мм 25
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 20
Борт рубки, м 25-35
Калибр и марка пушки 121,92-мм М-30
Длина ствола, калибров 22,7
Боекомплект пушки 50 выстрелов
Длина с пушкой вперёд, мм 5850
Ширина корпуса, мм 2910
Высота, мм 2250
Клиренс, мм 350
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 265
Скорость по шоссе, км/ч 50
Удельная мощность, л.с./т 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 380
Удельное давление на грунт, кг/см2 1,1
СУ-76И

Эта боевая машина была разработана в январе-марте 1943 года в конструкторском бюро завода №37 в Москве под руководством Г. И. Каштанова. В её конструкции был учтён опыт создания предыдущей модели САУ СГ-122 на трофейном шасси. 18 января 1943 года СУ-76И была принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии постановлением №2758сс Государственного Комитета Обороны. Опытный образец этой САУ был успешно испытан в марте 1943 года, в мае началось её серийное производство. После исчерпания запаса годных для восстановления трофейных шасси выпуск СУ-76И был прекращён в ноябре 1943 года.
Всего завод №37 построил 200 САУ, не считая прототипа. Небольшое число машин было изготовлено в командирском варианте с башенкой кругового обзора, также заимствованной у Panzerkampfwagen III. СУ-76И сыграли достаточно важную роль в комплектовании частей самоходной артиллерии материальной частью, поскольку выпуск СУ-76 собственной конструкции был приостановлен из-за дефектов её трансмиссии, изжитых в версии СУ-76М. Однако разработка и принятие решения о серийном производстве СУ-76И имели место ещё до обнаружения этого недостатка, поэтому «аварийным вариантом» в качестве запланированной подмены СУ-76 она не являлась.
Главным стимулом для создания СУ-76И стала перегрузка ходовой части у её предшественницы СГ-122 тяжёлой гаубицей М-30. В качестве менее массивной артиллерийской системы, подходящей для вооружения трофейных шасси, была выбрана качающаяся часть танковой пушки Ф-34 в монтировке рамного типа. Эта установка орудия на самоходную базу получила обозначение С-1, из-за чего вся САУ в ряде документов обозначается как СУ-С-1.
СУ-76и приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из рядов Красной Армии. До настоящего времени уцелела одна аутентичная машина этого типа. Поднятая со дна реки, она была установлена в качестве памятника в городе Сарны Ровенской области Украины. На Поклонной горе в Музее Великой Отечественной войне экспонируется реплика СУ-76И, состоящая из рубки-«новодела» и ходовой части от реального Panzerkampfwagen III.

Основные ТТХ
Боевая масса, т 22,5
Экипаж, чел. 4
Лоб корпуса, мм 50-60
Борт корпуса, мм 30
Корма корпуса, мм 25
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм 50
Калибр и марка пушки 76,2-мм С-1
Длина ствола, калибров 40
Боекомплект пушки 98 выстрелов
Длина с пушкой вперёд, мм 6300
Ширина корпуса, мм 2910
Высота, мм 2375
Клиренс, мм 350
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 265
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 130
Удельная мощность, л.с./т 11,8
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 380
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 2,2
Преодолеваемый брод, м 0,8
URL записи
Несмотря на активную проектно-теоретическую работу в 20-х и 30-х годах ХХ века, к началу Второй Мировой войны Рабоче-Крестьянская Красная Армия подошла с практически полным отсутствием массовой самоходной артиллерии как таковой. читать дальше
Единичные опытные и предсерийные экземпляры - не в счет (так, например на 1 июня 1941 в в Красной Армии числилось 28 штук Су-5 - 122-мм гаубица обр. 1910/30 за щитовым прикрытием на базе легкого танка Т-26).

Более того, проектирование и доводка артсамоходов были прекращены в 1937-38 годах, а на смену им пришла разработка "истребителей танков" и штурмовых орудий. Серийным же штурмовым танком стал созданный по итогам Финской войны трехметровый гигант КВ-2 со 152-мм гаубицей во вращающейся башне.
Однако, столкнувшись с немецкой военной машиной, насыщенной самоходными гаубицами, ПТО и штурмовыми орудиями, руководство РККА наконец-то осознало, насколько увеличивают пробивную силу танковых дивизий вермахта подвижные артсистемы. Для парирования прорывов панцерваффе и усиления своих стрелковых и механизированных частей советскими инженерами были созданы вполне адекватные текущему моменту конструкции на базе легкого танка Т-70, средних Т-34 и Т-34-85 и тяжелых КВ и ИС.
Однако сейчас речь пойдет не о них, а о так называемых "эрзац-самоходках", вставших в строй только по крайней нужде из-за насущной необходимости в хоть какой-либо мобильной артиллерии.
ЗИС-30

Эта боевая машина была разработана по заданию народного комиссариата вооружений на заводе № 92 в г. Горьком под руководством П. Ф. Муравьёва в июле-августе 1941 года. Фактически она представляла собой смонтированную на лёгком полубронированном артиллерийском тягаче Т-20 «Комсомолец» вращающуюся часть 57-мм противотанковой пушки ЗиС-2 образца 1941 года. Несмотря на ряд существенных недостатков — низкую устойчивость при стрельбе, малый возимый боекомплект, ЗиС-30 была принята на вооружение РККА и с 25 сентября 1941 года началось её серийное производство. Поскольку изготовитель «Комсомольцев» завод № 37 прекратил их выпуск с началом войны, эти тягачи для переоборудования в САУ пришлось изымать из действующих на фронте частей, вследствие чего многим из них на заводе № 92 потребовалось провести ремонт. Из-за отсутствия «Комсомольцев» выпуск ЗиС-30 был прекращён 25 октября 1941 года и ограничился 101 машиной, включая прототип. Ещё один «Комсомолец» вооружили 45-мм пушкой большой мощности неизвестного типа.
Поставки ЗиС-30 в РККА начались в конце сентября 1941 года. Они поступили в противотанковые батареи двадцати танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов и были хорошо приняты из-за высокой бронепробиваемости их орудия. Однако в дальнейшем дали себя знать использование ремонтных ходовых частей и их перегруженность. В результате из-за боевых потерь и выходов из строя по техническим причинам ЗиС-30 быстро исчезли из рядов РККА. До настоящего времени ни одной САУ ЗиС-30 не сохранилось. Все они были утрачены в боях 1941-42 годов.

Основные ТТХ
Боевая масса, т 4,0
Экипаж, чел. 4-5
Бронирование 7-10 мм
Калибр и марка пушки 57-мм ЗиС-2
Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ
Длина корпуса, мм 3450
Ширина корпуса, мм 1860
Высота, мм 2230
Тип двигателя 6‑цилиндровый карбюраторный
Мощность двигателя, л. с. 50
Скорость по шоссе, км/ч 40
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 12
СГ-122

В начале 1942 года ситуация стала потихоньку меняться в нашу пользу. Поскольку поле боя теперь оставалось за Красной Армией, то в данном случае уже не наши танки попадали к немцам, а к нам - немецкие. В связи с достаточно большим количеством трофеев было принято решение о перевооружение бронетехники панцерваффе на отечественные артситемы. Хотя часть захваченных образцов использовалась и без переделки - сразу после полевого ремонта силами передовых подразделений.
Так, в апреле-мае 1942 года в конструкторском бюро завода №592 в Мытищах под руководством Г. И. Каштанова была разработана самоходная гаубица СГ-122 на базе немецких танков Pz Kpfw III и PzKpfw IV, а также САУ StuG III, вооруженных 122,4-мм гаубицей М-30. Вместе со StuG III, перевооруженными 76-мм пушками, до конца 1942 года заводом их было сдано 8 шт., а также 2 опытные машины были изготовлены на шасси трофейных танков PzKpfw III и PzKpfw IV. К 15 ноября 1942 года на артиллерийском полигоне под Свердловском имелось три СГ-122, из них две на шасси штурмовых орудий. Одна из двух «улучшенных» СГ-122 на шасси танка PzKpfw III 5 декабря была доставлена на Гороховецкий полигон для сравнительных Государственных испытаний с У-35 (будущей СУ-122) конструкции Уралмашзавода.
Доработка СГ-122 продолжалась вплоть до декабря 1942 года, когда её построенный образец был испытан совместно с аналогично вооружённой СУ-122 на базе отечественного среднего танка Т-34. Ввиду использования трофейной базы и её перегрузки предпочтение было отдано СУ-122, но, тем не менее, небольшая серия СГ-122 была выпущена заводом №592 на рубеже 1942-43 годов.
По данным известного историка М. В. Коломийца, с учётом опытных образцов было построено 27 СГ-122. Часть из них использовалась в училищах по подготовке кадров для самоходной артиллерии, часть эпизодически применялась в боях 1943 года. В дальнейшем от установки тяжёлой 122-мм гаубицы М-30 на трофейные шасси отказались и работы сосредоточились на их вооружении более лёгкой 76-мм танковой пушкой Ф-34. Ни одной СГ-122 до настоящего времени не сохранилось. Также нет данных об их эксплуатации после 1943 года.

Основные ТТХ
Боевая масса, т 23,6
Экипаж, чел. 5
Лоб корпуса, мм 35-50
Борт корпуса, мм 30
Корма корпуса, мм 25
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 20
Борт рубки, м 25-35
Калибр и марка пушки 121,92-мм М-30
Длина ствола, калибров 22,7
Боекомплект пушки 50 выстрелов
Длина с пушкой вперёд, мм 5850
Ширина корпуса, мм 2910
Высота, мм 2250
Клиренс, мм 350
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 265
Скорость по шоссе, км/ч 50
Удельная мощность, л.с./т 11,2
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 380
Удельное давление на грунт, кг/см2 1,1
СУ-76И

Эта боевая машина была разработана в январе-марте 1943 года в конструкторском бюро завода №37 в Москве под руководством Г. И. Каштанова. В её конструкции был учтён опыт создания предыдущей модели САУ СГ-122 на трофейном шасси. 18 января 1943 года СУ-76И была принята на вооружение Рабоче-Крестьянской Красной Армии постановлением №2758сс Государственного Комитета Обороны. Опытный образец этой САУ был успешно испытан в марте 1943 года, в мае началось её серийное производство. После исчерпания запаса годных для восстановления трофейных шасси выпуск СУ-76И был прекращён в ноябре 1943 года.
Всего завод №37 построил 200 САУ, не считая прототипа. Небольшое число машин было изготовлено в командирском варианте с башенкой кругового обзора, также заимствованной у Panzerkampfwagen III. СУ-76И сыграли достаточно важную роль в комплектовании частей самоходной артиллерии материальной частью, поскольку выпуск СУ-76 собственной конструкции был приостановлен из-за дефектов её трансмиссии, изжитых в версии СУ-76М. Однако разработка и принятие решения о серийном производстве СУ-76И имели место ещё до обнаружения этого недостатка, поэтому «аварийным вариантом» в качестве запланированной подмены СУ-76 она не являлась.
Главным стимулом для создания СУ-76И стала перегрузка ходовой части у её предшественницы СГ-122 тяжёлой гаубицей М-30. В качестве менее массивной артиллерийской системы, подходящей для вооружения трофейных шасси, была выбрана качающаяся часть танковой пушки Ф-34 в монтировке рамного типа. Эта установка орудия на самоходную базу получила обозначение С-1, из-за чего вся САУ в ряде документов обозначается как СУ-С-1.
СУ-76и приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из рядов Красной Армии. До настоящего времени уцелела одна аутентичная машина этого типа. Поднятая со дна реки, она была установлена в качестве памятника в городе Сарны Ровенской области Украины. На Поклонной горе в Музее Великой Отечественной войне экспонируется реплика СУ-76И, состоящая из рубки-«новодела» и ходовой части от реального Panzerkampfwagen III.

Основные ТТХ
Боевая масса, т 22,5
Экипаж, чел. 4
Лоб корпуса, мм 50-60
Борт корпуса, мм 30
Корма корпуса, мм 25
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 20
Маска орудия, мм 50
Калибр и марка пушки 76,2-мм С-1
Длина ствола, калибров 40
Боекомплект пушки 98 выстрелов
Длина с пушкой вперёд, мм 6300
Ширина корпуса, мм 2910
Высота, мм 2375
Клиренс, мм 350
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л.с. 265
Скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 130
Удельная мощность, л.с./т 11,8
Тип подвески индивидуальная торсионная
Ширина гусеницы, мм 380
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Ширина преодолеваемого рва, м 2,2
Преодолеваемый брод, м 0,8
URL записи
@темы: Военная история, Военная техника