Пишет
N.K.V.D.:
Маленький турецкий "минзаг", который смог...Минный заградитель "Нусрет" против трёх английских линкоров! Суденышко на верхнем снимке, похожее на портовый буксир или рыболовный траулер, является, пожалуй,
самым успешным и результативным кораблем турецкого военно-морского флота за всю его многосотлетнюю историю. Это минный заградитель "Нусрет", построенный по турецкому заказу в Германии в 1911 году.
Читать дальше18 марта 1915 года, то есть 99 лет тому назад, на минном заграждении, выставленном "Нусретом", погибли два английских и один французский линкор, пытавшиеся прорваться в пролив Дарданеллы. Еще один французский линкор и английский линейный крейсер получили тяжелые повреждения. В ночь на 8 марта "Нусрет" под командованием капитана Топханели Хакки установил 20 мин в заливе Эренкей, где в предыдущие дни англо-французская эскадра неоднократно обстреливала турецкие форты.
"Закладка" сработала через 10 дней, когда союзный флот в составе 18 линкоров и линейных крейсеров, а также - множества вспомогательных судов под командованием адмирала Робека в очередной раз появился у турецких берегов. Эскадра вступила в огневую дуэль с береговыми батареями, однако гораздо более опасным противником оказались якорные мины.
Первым подорвался и лишился хода линейный крейсер "Инфлексибл", но англичанам удалось взять его на буксир и отвести в безопасное место. Примерно через четыре часа на мины почти одновременно налетели французские линкоры "Галуа" и "Буве". (Линкор "Галуа" ) На "Буве" от взрыва детонировал боезапас одной из башен, корабль с развороченным бортом лег на бок и буквально через пару минут пошел ко дну, унося с собой почти всю команду. "Галуа" повезло больше, он остался на плаву и сохранил подвижность, благодаря чему ему удалось отойти к острову Тендрос. (Линкор "Буве" )
Следующим был английский линкор "Иррезистибл". После подрыва он, как и "Инфлексибл", потерял ход, а течение понесло его в глубь пролива, к турецкому берегу.
Экипаж спешно покинул судно, но турки еще три часа зачем-то расстреливали пустой корабль, пока он не затонул. Возможно, они опасались, что англичане после наступления темноты попробуют увести "подранка" на буксире. (Линейный крейсер "Инфлексибл" ) Линкор "Оушен" подорвался уже под вечер, когда адмирал Робек, поняв, что попытка прорыва не удалась, скомандовал отход. Это произошло в момент разворота на обратный курс, и от взрыва руль линкора заклинило в положении "лево на борт". (Линкор "Оушен" имел интересную особенность - дымовые трубы разного диаметра)
Румпельное отделение сразу оказалось затопленным и исправить повреждение было невозможно. Потерявший управление "Оушен" теперь мог только крутиться на месте под огнем турецких батарей. Осознав, что корабль обречен, капитан отдал приказ его покинуть, а артиллеристы форта Дарданос через некоторое время отправили "Оушен" на дно.(Картина турецкого художника Таксина Сирета "Потопление линкора Буве" )
На самом деле гибель этого линкора выглядела не столь живописно. "Буве" лег на борт, ни одной шлюпки с него спустить не успели и турецкая артиллерия в этот момент по кораблю не стреляла.
(Оставленный командой и медленно уходящий под воду "Иррезистибл". На нем видны следы от попаданий турецких снарядов. )
Так маленький минзаг водоизмещением всего 365 тонн нанес самый тяжелый урон англо-французским военно-морским силам на Средиземном море за всю Первую мировую войну. "Нусрет" прослужил в турецком флоте до 1962 года, потом был разоружен, продан частному владельцу и переоборудован в грузовое судно. В 1989 году он утонул в результате аварии в порту Мерсин.
После того как "Нусрет" затонул в 1989 году, турецкие власти спохватились, что столь выдающееся судно надо бы сохранить в качестве памятника и корабля-музея. Выход был найден в постройке копии минзага в натуральную величину, воспроизводящей его внешний вид на начало Первой мировой войны, хотя и с современной "начинкой".
Сейчас эта копия регулярно участвует в парадах турецкого флота.
URL записи
@темы:
Флот,
Военная история