Доброе Мировое Зло (Миф)
Тяжелый танк "Тигр"
Михаил Барятинский
(Бронеколлекция № 6 за 1998 год)



Тигр", "Тайгер", "Тигрис" - это слово, произносимое на русском, английском, польском, французском языках солдатами армий антигитлеровской коалиции, заставляло учащенно биться сердца если не от страха, то от ощущения смертельной опасности. В эти минуты в сознании солдат возникал отнюдь не облик свирепой полосатой кошки, а образ неуязвимой стальной громадины, изрыгающей огонь и смерть.

Созданный "сумрачным германским гением", этот, без всякого сомнения, самый грозный немецкий танк Второй мировой войны представлял собой совершенный образец боевой техники. И если два других самых знаменитых танка тех лет - Т-34 и "Шерман" -во многом обязаны своей известностью гигантским объемам производства, то "Тигр" - исключительно выдающимся боевым качествам. И можно лишь горько сожалеть, что качества эти использовались в борьбе за неправое дело...


История создания

Реальная работа по созданию нового тяжелого танка в рамках программы Panzerkampfwagen VI началась в конце января 1937 года, когда фирма Henschel получила заказ на проектирование боевой машины под условным индексом DW1 (Durchbruchwagen - машина прорыва). Корпус этого 30-тонного танка состоял из двух частей, соединявшихся друг с другом болтами - металлургические заводы еще не могли в то время изготовить катаные броневые листы большого размера толщиной 50 мм. Ходовая часть состояла из пяти обрезиненных опорных и трех поддерживающих катков на борт, ведущего колеса переднего расположения с гребневым зацеплением и гусеницы шириной 300 мм. Подвеска - индивидуальная, торсионная. Проходившее испытания шасси танка с балластом вместо башни оснащалось 280-сильным двигателем Maybach HL 120, коробкой передач Maybach Variorex и механизмом поворота типа Cletrac. Максимальная скорость движения 35 км/ч.


Разрабатывавшийся с сентября 1938 года вариант DW2 имел отличия от своего предшественника в конструкции коробки передач, стояночного тормоза, гусениц, бортовых передач, ведущих колес и подвески. На танк предполагалось установить башню от Pz.Kpfw.lV с 75-мм пушкой и спаренным пулеметом MG 34. Второй пулемет должен был устанавливаться в лобовом листе корпуса справа. Как и в первом случае, дело ограничилось постройкой и испытаниями шасси
Читать дальше


Боевое применение.


С 6 по 12 июня 1944 года sSSPzAbt 101 был передислоцирован в Нормандию для отражения наступления высадившихся союзников. В ходе передислокации, из-за воздушных налётов союзной авиации, 2-я рота Витмана сократилась до шести Тигров. 2-я рота Витмана, вместе с Panzer Lehr Division и 12-й танковой дивизией SS "Hitlerjugend" вошла в состав Heeresgruppe под командованием Эрвина Роммеля. 13 июня началась битва у города Bayeux. В это время 2-я рота Витмана находилась у Villiers-Bocage, к югу от Tilly-sur-Seulles (недалеко от Caen'a). 13 июня рота Витмана полностью уничтожила 4-ый танковый полк County of London Yeomanry, следовавший по дороге №175 в Villiers-Bocage, на холме №213. Витман в Villers-Bocage 13 июня 1944 года, рано утром, обойдя отдельные изолированные танки противника, головные полки 7-ой английской бронетанковой дивизии (знаменитые "Пустынные Крысы" ("Desert Rats")) двинулись по извилистому шоссе, обсаженному высокими каштанами, и вступили в Виллер-Бокаж, где их с радостью встретили местные жители. Около 9.00 некоторые экипажи выбрались из своих машин, а командир 4-го батальона 22-ой бронетанковой бригады подполковник лорд Крэнли, прибывшей с танковой ротой Cromwell'ей, разведывательными машинами и ротой мотопехоты из пехотной бригады, решил обследовать путь на Caen - дорогу, идущую по опушке леса, и назначенный им конечный объект - высоту № 213. В тот день Монтгомери передал своему начальнику штаба де Гиганду на свой основной командный пункт в Англии следующую телеграмму:
"Таким образом, клещи, с помощью которых я надеюсь захватить Caen, принимают нужную форму, в связи с чем появилась явная возможность того, что дивизиям противника, будет не так уж просто вывернуться из этих клещей..." (очень самонадеянное заявление, особенно, в свете последовавших за этим событий).
Однако Немезида уже занесла свою руку над надеждами англичан, связанными с овладением Виллер-Бокажем. Эта рука Немезиды в виде одиночного немецкого Tiger'а, под командованием гауптштурмфюрера SS Михаэля Витмана, командира 2-ой роты 501-го тяжёлого танкового батальона SS, состоящей из 5-ти танков.7-го июня его рота вышла из Бовэ (Beauvais) и, сильно пострадав от воздушных налётов 8-го июня возле Версаля, стала передвигаться только с наступлением темноты, чтобы к 12 июня добраться до назначенного им места дислокации. Они собирались день 13 июня посвятить ремонту и профилактическому техническому обслуживанию своих танков и оружия. 13 июня 1944 года, спустя неделю после высадки союзников в Нормандии, рота под командованием Витмана находилась на высоте №213 (недалеко от Villers-Bocage). После марша из Бовэ (Beauvais) под непрекращающимися налётами союзной авиации, 2-я рота Витмана включала в себя в сего 4 Тигра и 1 - Panzer IV. Рота готовилась к бою: Витман имел приказ остановить продвижение гвардейцев , не пропустить их в город и не дать обойти с фланга германские позиции. А также удержать дорогу на Caen. Рота Витмана на тот момент состояла из его командирского Тигра №205, Тигра №234 унтершарфюрера SS Stief'а, Тигра №222 Sowa, Тигра №223 обершарфюрера SS Brandt'а и Тигра №233 Lotzsch'а. Последний имел повреждение трака. Витман стоял в башне своего танка и внимательно наблюдал за тем, как английская колонна танков в Villers-Bocage спокойно занималась своими делами.
"Они ведут себя так, словно уже выиграли войну", - проворчал наводчик Волль (Роттенфюрер SS Bobby Woll). "Сейчас мы им покажем, что они ошибаются", - ответил Витман. В это время (примерно в 8.00 утра) он заметил колонну английской бронетехники, передвигавшуюся по дороге около Villers-Bocage на расстоянии 150-200 метров от своей позиции. Витман не знал боевой ситуации на это утро, он лишь смутно представлял общую положение дел на данном участке фронта. Заворожённый, он смотрел на колоссальную колонну Cromwell'ей и Sherman'ов, беспрепятственно передвигавшихся в компании с самоходными орудиями Bren по национальной дороге в сторону Caen'а. Это был полный бронеполк англичани - знаменитые "Пустынные Крысы". Позиция Витмана была замаскирована, он связался со штабом по радио, доложил обстановку и запросил подкрепление. Но Витман не был бы Витманом, если бы остался пассивно наблюдать за развитием ситуации. Он решил атаковать: в одиночку, один танк против целой английской бронебригады. Он знал, что в обычных условиях у него не было ни одного шанса против такой армады стали. По всем законам военной науки и при простом сравнении сил, атака Витмана представляется чистым самоубийством. Витман рассматривал английскую колонну со своей выгодной позиции, примерно в 150-ти метрах от высоты №213.

Витман завёл свой Тигр №205, который был замаскирован в изгибе дороги, но обнаружил неполадки в двигателе. Он быстро пересел в Тигр №222 Kurt'а Sowa, отдал приказ остальным удерживать позиции, а сам завёл двигатель и повёл Тигр на встречу с английской колонной, чтобы начать один из самых результативных поедтинков, которые ему довелось провести за всю войну. Подождав, пока дистанция между его Тигром и колонной не сократится до 100 метров, Витман уничтожил два первых танка и один - в хвосте колонны, тем самым, заблокировав и исключив отход остальных. Затем он передвинулся несколько левее и перенёс огонь на бронебатальон сопровождения, находившийся в центре колонны. Затем Витман переместил свой Тигр ближе к задней половине английской колонны и, под прикрытием невысоких деревьев, уничтожал каждую машину англичан, появлявшуюся в зоне его видимости. Англичане запаниковали. Атакуя неподвижно стоявшие цели, он посылал снаряд за снарядом по танкам и автомашинам почти в упор, с самых близких дистанций, а под конец таранил ещё один Cromwell, повалив его на бок, поскольку он преграждал ему въезд на главную улицу Villers-Bocage. За эти страшные 20 минут Витман уничтожил 21!!!!!!!! танк Cromwell, Sherman и Firefly, а также 28 единиц другой бронетехники (14 полугусеничных транспортёров и 14 самоходных установок Bren) 4-го полка County of London Yeomanry ("Sharpshooters") из состава 22-ой бронебригады 7-ой бронетанковой дивизии англичан. После чего Витман отступил без каких-либо повреждений. Тем временем оставшиеся 3 Тигра и Panzer IV вели прикрывающий огонь с высоты №213, а ещё восемь германских танков (из 1-ой роты) зашли в Villers-Bocage, чтобы выбить из него другие английские танковые подразделения. Витман также направил свой Тигр к центру города. Там он уничтожил ещё три танка штабной группы 4-го полка 22-ой бронетанковой бригады; четвёртый танк остался невридим,так как механик-водитель отвёл его задним ходом в сад, не имея возможности открыть огонь по Тигру из-за того, что наводчик остался вне машины. Командир Sherman'а из роты "B", 30-летний лондонец сержант Стэн Локвуд, услышав начавшуюся поблизости стрельбу, направил танк в обход здания. Впереди, примерно в 200 метрах, Тигр Виттмана, обращённый к нему бортом, вёл огонь вдоль улицы. Наводчик танка Локвуда выпустил четыре 17-фунтовых снаряда по Тигру. Одним из них была разорвана одна из "гусениц" танка: Тигр Витмана был обездвижен. Ещё два Тигра были подбиты английской пехотой, с помощью реактивных снарядов PIAT. Ответный огонь Тигра Витмана не заставил себя долго ждать: он обрушил на Sherman'а половину здания и полностью его завалил.

Витман продолжал вести огонь, уничтожая всё находящееся на дистанции поражения, хотя связь с ротой была уже потеряна. Ему удалось уничтожить и последний Cromwell штабной группы 4-го полка. Командир этого танка капитан Пэт Дайс выбрался из танка с помощью местной французской девушки, которая помогла ему добраться до другого танка роты "B", из которого он доложил по радио своему командиру, подполковнику Крэнли, о катастрофических событиях, случившихся в Villers-Bocage. В ответ подполковник сказал, что ему уже известно об этой критической обстановке и что в этот момент он сам вместе с танками роты "А" отбивает атаку других Тигров. Это был последний радиоразговор с Дайэсом. Вскоре он был взят в плен в числе других английских солдат и офицеров из колонны, разгромленной восточнее городка. В конце концов, экипажу Витмана пришлось бросить машину, так и не подбитую (за исключением повреждения трака). Витман верил, что ещё вернётся в город за своим Тигром.

Вернувшись на свою позицию, Виттман сел в свой Тигр (№205), пополнил боезапас, дозаправился и своевременно присоединился к другой четвёрке Тигров и немецкой пехоте. Они обрушились на уцелевшие английские войска в районе высоты №213. Днём Виттман, как и расчитывал, вернулся в Villers-Bocage вместе с передовыми подразделениями 2-ой танковой дивизии, подходившей к району боевых действий. Однако на сей раз англичане были уже подготовдены к встрече с ними. И всё же, к вечеру Villers-Bocage был в руках немцев. Англичане потеряли 25 танков, 14 полугусеничных транспортёров, 14 самоходных установок Bren и сотни солдат. Германскому 501-му танковому батальону взятие деревни стоило потери 6-ти драгоценных Тигров, но зато англичане ещё многие недели спустя были очень осторожны в атаках на Villers Bocage. Английское продвижение на Villers-Bocage и Caen было остановлено смелой атакой Витмана. Главным достижением Витмана в этом бою является то, что ему противостояли английские элитные танковые гвардейцы - знаменитые "Пустынные Крысы" ("Desert Rats"). Результаты столкновения с Витманом оказались для них плачевными.

Более подробно о самом результативно танковом асе второй мировой войны Михаэле Витмане, можно почитать здесь

Читать далее о боевом применение Тигров


Оценка машины

Давать оценку танку "Тигр" довольно просто, так как изначально нет никакой двусмысленности с его классификацией и назначением-танк, без сомнения, тяжелый и с самого начала проектирования предназначался для действий в качестве такового. С другой стороны, на любого автора, решившегося на такой шаг, будут давить эпитеты "лучший", "сильнейший", "наиболее грозный", "неуязвимый" и другие, присвоенные ему еще "при жизни", в годы Второй мировой войны. Тем не менее попробуем.


Компоновка "Тигра" представляла собой классический немецкий вариант с передним расположением трансмиссии. Данная компоновка, благодаря объединению отделений управления и трансмиссионного, позволила отвести под боевое отделение часть корпуса, большую, чем при кормовом расположении трансмиссии. Последнее обстоятельство было для немецких конструкторов, всегда стремившихся обеспечить высокую эффективность применения вооружения, весьма важным.


"Тигр" имел наибольший объем боевого отделения, существенно превосходя в этом отношении "Пантеру" (подробнее о ней см. "Бронеколлекцию" № 2 за 1997 г.) с ее переразмеренным отделением управления. Компоновка танка более сбалансированна, хотя и характеризуется большим значением забронированного объема- 18,2 м3, что нельзя признать достоинством. Практически при тех же габаритах "Пантера" имела меньший забронированный объем - 17,2 м3, что в основном было достигнуто за счет наклона броневых листов.

Читать далее

Источник информации: armor.kiev.ua.

@темы: танки, Военная история, Военная техника

Комментарии
27.08.2008 в 20:24

все, что вы прочитаете, может быть использовано против вас
результативно танковом ассе второй мой брат, скорбно: "ну не задница он, не задница! он - АС" :)
потому что его уже достало именно такое написание на всяческих военно-исторических форумах, которые он регулярно читает :)
27.08.2008 в 21:11

Доброе Мировое Зло (Миф)
Поправил. Двоечник я в общем - и ведь помнил как пишется. :(
Будем считать, что я перепутал не с "задницой", а с древне-римской медной монетой. На русском языке ведь пишем всё-таки. ;)
28.08.2008 в 02:15

все, что вы прочитаете, может быть использовано против вас
:)
26.11.2008 в 12:56

Заочное сравнение техники: последнее дело. Лучший танк,корабль,винтовка:все это определяется насколько данный агрегат подходящ к поставленной цели. Не надо забывать,что техзадание на «Тигр» выдавалось в период немецко-польско-французской войны или до того, и естественно предусматривало концепцию "танк прорыва" как средства прорыва укрепрайонов типа "линия Мажино" или "линия Сталина-Молотова".Не надо забывать,что и в СССР для "линии Маннергейма" был создан КВ-1 и даже испытывался там. А для таких целей подвижность танка была некритичной,зато он должен был выполнять функции "сухопутного линкора",как ни банально это звучит,и построен был именно так:взгляните только на башню являющуюся полной миникопией корабельного главного калибра.Кроме подвижности,как ни странно,некритичными оказались углы наклона брони:ведь "Тигр" должен был разрушать ДОТЫ,что и делал 88-мм орудием Гудериан во Франции,а ДОТы не имели бронебойных снарядов против которых нужен наклон брони,зато имели мощные гаубицы с фугасными снарядами от которых спасает только толщина брони.И не вина конструкторов,что за отсутствием ДОТов «Тигры» прекрасно выполняли общевойсковые танковые задачи сами выглядя как передвижной ДОТ.
26.11.2008 в 13:01

P.S. А к вопросу об установке на немецких танках бензиновых двигателей надо рассматривать необходимость обеспечения всей техники одним видом топлива,ведь для одного танка можно слить бензин с пяти грузовиков для обеспечения боя или топливом с поврежденного танка заправить грузовики для буксировки орудий.Кроме того с конструктивных соображений бензиновый двигатель имеет большую удельную мощность при большей компактности,ведь рабочий обьем двигателя «Тигра» составлял 23 литра против 40 литров Т-34 при полуторном перевесе в мощности,отсюда и меньшая длина танка,и большая весовая культура,т.е. возможность за счет снижения веса силовой установки увеличить бронирование или установить более мощное и соответственно тяжелое орудие.Наглядно видно на примере «Пантеры» и Т-34:«Пантера» с двигателем «Тигра» имела быстроходность Т-34 при гораздо большей бронезащищенности (весе) и меньшей длине (большей компактности).
26.11.2008 в 17:23

Доброе Мировое Зло (Миф)
Спасибо за комментарий.
Во первых, ненавязчиво напомню про правило №4. Поведения на моём дневнике: читать дальше (правила можно увидеть в "шапке" дневника)

Теперь по Тигру:
Не согласен с вами, что Тигр был создан только как танк прорыва линий типа "Мажино" и т.д. Хотя эта и была одна из его боевых задач, но не самая важная. Во время проектирования и постройки - тех. задания менялись и пересматривались, от опыта боевых действий.
У немцев было достаточно построено именно "уничтожителей Дотов и укреплений" таких как САУ "Штурмтигр". Вот в этом образце всё логично - для уничтожения Дотов и Дзотов мощное фугасное орудие, сильная лобовая броня и никакой башни - так как Доты и Дзоты не убегают и не маневрируют. )))
Что же у Тигра? Башня и достаточно подвижная для борьбы с другими танками и сау.
Так же пушка - от которой требовалось не только фугасное, но и бронебойное действие. Отмечу, что заброневое действие, бронебойного снаряда, совсем не так критично в Дотах, как в танках. Особенно это чувствуется при попадание в Доты с насыпным слоем брони. Здесь можно было бы поставить или более мощную пушку с 128мм орудием в неподвижную рубку (что и было сделано на одном из САУ) или мощную фугасного действия гаубицу-мортиру, что тоже было осуществлено.
Предназначение Тигра - не только танк прорыва укреплений из неподвижных Дотов, но и борьба со всеми танками противника, находящимися на этой линии, а тут уже важен не только наклон брони, но и подвижность и маневренность. Конечно, всё это нужно было сбалансировать, не испортив танк и получив желаемый результат. Кое что в Тигре было совсем не идеально, и в этом, всё-таки, вина конструкторов, пусть и не полная, но танк мог быть и лучше. (но слава богу - не стал таковым)


Бензин. Предложите любому современному конструктору танков, поставить бензиновый двигатель и он вас обзовет нехорошим словом, а танкисты ещё и добавят. Самый главный минус бензина - это его горючесть и взрывоопасность. Вам понравится ездить на танк, который может взлететь на воздух из-за зажигательной пули 12,7 мм винтовки? Если нужно - могу привести много примеров горючести бензиновых танков и дизельных. В целом, факт остаётся один - все современные танки ездят на разновидностях дизеля.
Так же дизель более приемист и выдаёт мах мощность на более низких оборотах, что гораздо более полезно танку и другой военной технике. Ну а гоночным машинам интереснее бензин :)
Про объём двигателя вы написали правильно, но вот про экономичность, почему бы не упомянуть?
И про бронирование - попадёт в бензиновый - танк может, загорится, и взорваться, попадёт в дизельный - есть больше шансов на спасение....
Я хочу напомнить о таком танке как Меркава - у этого танка двигатель стоит спереди от боевого отсека, но ещё перед ним стоит бензобак с диз. топливом. Вот-вот - благодаря специфическим свойствам дизельного топлива при горении, они могут позволить ставить бак в качестве брони и тушить возгорания современными средствами.
Чтобы было если бы там стоял бензиновый бак? Я допускаю возможность того, что чудо израильской техники пожаротушения справилась бы с опасностью ( накачка инертным газом, протектированные баки и т.д.) но шансов на это гораздо меньше.
Вот вы пишите - сливать бензин с грузовиков. А зачем ставить на военные грузовики бензиновые двигатели? Они развивают мощность на более высоких оборотах, а значит хуже для военной техники. Они тратят больше, более дорогого бензина. Они более взрывоопасны.
Во всём мире к этому пришли много лет назад.
Так же у дизеля есть некоторые преимущества в эксплуатации.

Не считаю себя специалистом по данной теме, но это то - что я вижу на поверхности. Можно копнуть и глубже, если есть смысл.

С уважением к .. Гость?