Доброе Мировое Зло (Миф)
Создавалось для Сообщество авиафанатов, но может кого-то и здесь заинтересует:
В 1929 году Норман Бел Геддес обнародовал проект трансатлантического лайнера-амфибии колоссальных размеров. О серьёзности намерений дизайнера можно судить хотя бы по тому, что он всё подсчитал: от сроков окупаемости до количества массажистов и посудомоечных машин.
![](http://home.att.net/~dannysoar/belGeddes1.jpg)
Бел Геддес не стал трудиться в одиночку и привлёк к работе над авиалайнером №4 (Air Liner Number 4) немецкого авиаконструктора Отто Коллера (Otto Koller), разработавшего более двухсот различных самолётов.
Дизайнер всерьёз считал, что Air Liner Number 4 — самолёт для тогдашнего будущего, то есть для 1940 года. Он исходил из того, что размер имеет решающее значение: гигантский — значит безопасный и комфортный.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169.jpeg)
Air Liner Number 4 и, если приглядеться, обычные нелетающие корабли, альтернативой которым он мог стать (фото rfnews.ouvaton.org).
Таким образом, в его проекте мы видим 9-палубный "Титаник" с командой из 155 человек, рассчитанный на 600 с лишним пассажиров.
Тотальная мощность авиалайнера — 38 тысяч лошадиных сил, которые складываются из мощностей 20 двигателей внутреннего сгорания по 1900 "лошадей" каждый. Шесть таких же двигателей у Air Liner Number 4 в запасе.
Максимальная скорость самолёта — 240 км/час, а круиз должен был проходить при средней скорости 160 км/час. Абсолютного "потолка" по высоте — трёх с лишним километров — "Номер 4" достигал бы за один час. "Радиус действия" лайнера — более 12 тысяч километров.
Не имеет смысла описывать здесь всё-всё, что Бел Геддес с Коллером придумали для комфорта пассажиров, которым, кстати, предлагалось платить за билет по $300 (стоимость аналогичного путешествия по воде). Однако главные радости перечислим.
Общее количество кают на двоих — 81, 179 — это спальни. Был придуман Главный зал с 11-метровыми потолками. Главная же столовая легко превращалась в танцплощадку на 100 пар, для которых играл бы оркестр из 7 музыкантов.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169-0.jpeg)
Благодаря художнику Энди Лэкоу мы можем взглянуть на это дело не только в цвете, но и снизу (иллюстрация с сайта andylackow.com)
Помимо главной столовой, планировались ещё три приватных на 40 едоков, два бара, две библиотеки, 4 теннисных корта, две парикмахерских и салон, магазин, огромная прогулочная палуба, игровая комната для детей, гимнастические залы, веранды и так далее.
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgElevation2.gif)
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgsectio1c.gif)
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgdeck5.gif)
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgdeck7a.gif)
"Идея строительства этого самолёта — наладить сообщение между Чикаго и Лондоном. Наши расчёты, основанные на детальном изучении всех факторов, указывают, что предприятие — реально с коммерческой точки зрения, — писал Бел Геддес в 1932 году в своей книге "Горизонты", где авиалайнеру посвящена отдельная глава.
Этот самолёт преодолеет расстояние от Чикаго до Плимута за 42 часа, притом, что можно проводить дозаправку в воздухе. Авиалайнер способен совершать три рейса туда и обратно в неделю, что даёт ему серьёзное преимущество в соревновании с океанскими лайнерами, самый быстрый из которых может делать только один рейс в неделю.
К тому же стоимость постройки океанского лайнера — около $60 миллионов, а наш воздушный стоит всего $9 миллионов". Бел Геддес подсчитал, что Air Liner Number 4 полностью окупится и начнёт приносить прибыль спустя три года после сдачи в эксплуатацию.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169-2.jpeg)
Подумать только, в 1929 году придумали такое (фото home.att.net).
В то время ещё свежи были воспоминания о затонувшем в 1912 году в Атлантике "Титанике", поэтому безопасности лайнера Бел Геддес уделил особое внимание.
Машинное отделение "Номера 4" располагалось внутри самой верхней, девятой палубы. Она же — вспомогательное крыло. В нём же было припасено всё необходимое для ремонта и шесть запасных двигателей.
Маленькая железная дорога (!) давала бы возможность замены двигателей в воздухе в пределах пяти минут.
Бел Геддес полагал, что 20 двигателей требуются только для отрыва от воды, а для полёта на круизной скорости будет достаточно 12-ти, так что судно сможет оставаться в воздухе и на половине двигателей.
На всякий пожарный в понтонах было припрятано шесть 12-метровых спасательных шлюпок, способных к перевозке 110 человек каждая. Они должны были иметь двигатели, окна, радиосвязь, а также продукты и напитки на 2 недели.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169-3.jpeg)
Не только в цвете, но и сверху. Благодаря художнику Энди Лэкоу (иллюстрация с сайта andylackow.com).
Вдобавок ко всему лайнер нёс два маленьких гидросамолета со сворачивающимися крыльями, которые могли быть запущены в воздухе или на воде.
"Чикаго, обладая межконтинентальной авиацией, может легко стать такой же мировой столицей как Нью-Йорк", — говорил дизайнер бизнесменам. Но американские деньги 1930-х, не то, что нынешние, другие.
И не стоит забывать, что как раз в 1929-м началась Великая депрессия. Air Liner Number 4 так и остался на "бумажном аэродроме".
Источники:
home.att.net/~dannysoar/BelGeddes.htm.
membrana.ru
В 1929 году Норман Бел Геддес обнародовал проект трансатлантического лайнера-амфибии колоссальных размеров. О серьёзности намерений дизайнера можно судить хотя бы по тому, что он всё подсчитал: от сроков окупаемости до количества массажистов и посудомоечных машин.
![](http://home.att.net/~dannysoar/belGeddes1.jpg)
Бел Геддес не стал трудиться в одиночку и привлёк к работе над авиалайнером №4 (Air Liner Number 4) немецкого авиаконструктора Отто Коллера (Otto Koller), разработавшего более двухсот различных самолётов.
Дизайнер всерьёз считал, что Air Liner Number 4 — самолёт для тогдашнего будущего, то есть для 1940 года. Он исходил из того, что размер имеет решающее значение: гигантский — значит безопасный и комфортный.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169.jpeg)
Air Liner Number 4 и, если приглядеться, обычные нелетающие корабли, альтернативой которым он мог стать (фото rfnews.ouvaton.org).
Таким образом, в его проекте мы видим 9-палубный "Титаник" с командой из 155 человек, рассчитанный на 600 с лишним пассажиров.
Тотальная мощность авиалайнера — 38 тысяч лошадиных сил, которые складываются из мощностей 20 двигателей внутреннего сгорания по 1900 "лошадей" каждый. Шесть таких же двигателей у Air Liner Number 4 в запасе.
Максимальная скорость самолёта — 240 км/час, а круиз должен был проходить при средней скорости 160 км/час. Абсолютного "потолка" по высоте — трёх с лишним километров — "Номер 4" достигал бы за один час. "Радиус действия" лайнера — более 12 тысяч километров.
Не имеет смысла описывать здесь всё-всё, что Бел Геддес с Коллером придумали для комфорта пассажиров, которым, кстати, предлагалось платить за билет по $300 (стоимость аналогичного путешествия по воде). Однако главные радости перечислим.
Общее количество кают на двоих — 81, 179 — это спальни. Был придуман Главный зал с 11-метровыми потолками. Главная же столовая легко превращалась в танцплощадку на 100 пар, для которых играл бы оркестр из 7 музыкантов.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169-0.jpeg)
Благодаря художнику Энди Лэкоу мы можем взглянуть на это дело не только в цвете, но и снизу (иллюстрация с сайта andylackow.com)
Помимо главной столовой, планировались ещё три приватных на 40 едоков, два бара, две библиотеки, 4 теннисных корта, две парикмахерских и салон, магазин, огромная прогулочная палуба, игровая комната для детей, гимнастические залы, веранды и так далее.
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgElevation2.gif)
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgsectio1c.gif)
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgdeck5.gif)
![](http://home.att.net/~dannysoar/bgdeck7a.gif)
"Идея строительства этого самолёта — наладить сообщение между Чикаго и Лондоном. Наши расчёты, основанные на детальном изучении всех факторов, указывают, что предприятие — реально с коммерческой точки зрения, — писал Бел Геддес в 1932 году в своей книге "Горизонты", где авиалайнеру посвящена отдельная глава.
Этот самолёт преодолеет расстояние от Чикаго до Плимута за 42 часа, притом, что можно проводить дозаправку в воздухе. Авиалайнер способен совершать три рейса туда и обратно в неделю, что даёт ему серьёзное преимущество в соревновании с океанскими лайнерами, самый быстрый из которых может делать только один рейс в неделю.
К тому же стоимость постройки океанского лайнера — около $60 миллионов, а наш воздушный стоит всего $9 миллионов". Бел Геддес подсчитал, что Air Liner Number 4 полностью окупится и начнёт приносить прибыль спустя три года после сдачи в эксплуатацию.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169-2.jpeg)
Подумать только, в 1929 году придумали такое (фото home.att.net).
В то время ещё свежи были воспоминания о затонувшем в 1912 году в Атлантике "Титанике", поэтому безопасности лайнера Бел Геддес уделил особое внимание.
Машинное отделение "Номера 4" располагалось внутри самой верхней, девятой палубы. Она же — вспомогательное крыло. В нём же было припасено всё необходимое для ремонта и шесть запасных двигателей.
Маленькая железная дорога (!) давала бы возможность замены двигателей в воздухе в пределах пяти минут.
Бел Геддес полагал, что 20 двигателей требуются только для отрыва от воды, а для полёта на круизной скорости будет достаточно 12-ти, так что судно сможет оставаться в воздухе и на половине двигателей.
На всякий пожарный в понтонах было припрятано шесть 12-метровых спасательных шлюпок, способных к перевозке 110 человек каждая. Они должны были иметь двигатели, окна, радиосвязь, а также продукты и напитки на 2 недели.
![](http://www.membrana.ru/images/articles/1046196169-3.jpeg)
Не только в цвете, но и сверху. Благодаря художнику Энди Лэкоу (иллюстрация с сайта andylackow.com).
Вдобавок ко всему лайнер нёс два маленьких гидросамолета со сворачивающимися крыльями, которые могли быть запущены в воздухе или на воде.
"Чикаго, обладая межконтинентальной авиацией, может легко стать такой же мировой столицей как Нью-Йорк", — говорил дизайнер бизнесменам. Но американские деньги 1930-х, не то, что нынешние, другие.
И не стоит забывать, что как раз в 1929-м началась Великая депрессия. Air Liner Number 4 так и остался на "бумажном аэродроме".
Источники:
home.att.net/~dannysoar/BelGeddes.htm.
membrana.ru
Хотя, с окупаемостью проекта, видимо, что-то не то
Хотя, с окупаемостью проекта, видимо, что-то не то
Ну, этот самолёт создавался для богатых пассажиров, а значит и билеты на него стоили подороже, чем на тот же корабль. ( На счёт 300$, они пожалуй погарячились) Поэтому же и такой уровень роскоши высокий – предполагалось, что всё это будет окупаться за счёт цены билетов для богачей. Другого аналога такого скоростного и комфортного транспорта, между двумя континентами, не было на тот момент. (дирижабли отставали в скорости и безопасности) А значит, не было и конкуренции - полная монополия.
Иначе в наши дни было бы что-нибудь подобное)))
Что-то подобное в наши дни - Boeing 747- 400 к примеру. Число пассажиров ненамного меньше. Скорость в 3-4 раза выше, а значит не нужно создавать громоздких помещений для отдыха и развлечений. Конкуренция присутствует, себестоимость самолётов ниже, себестоимость перелётов на 1ч\1км - гораздо ниже, а значит цена билетов не так высока. Но доставлять с комфортом (люкс класс) по воздуху, с одного континента на другой - с этим боинги и их аналоги справляются.
Кстати, хочу добавить - данный самолёт был развитием идеи пассажирских дирижаблей, начала прошлого века.
К примеру - "Граф Цепелин"
был построен в Германии в 1928 году и являлся на то время крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире. За девять лет эксплуатации «Граф Цеппелин» провёл в воздухе около 17 200 часов, совершил 590 полётов в разные страны мира, преодолел почти 1,7 млн. км, перевёз 13 110 пассажиров и около 70 т грузов и почты; при этом он 143 раза пересёк Атлантический океан и 1 раз — Тихий.
Полезная нагрузка дирижабля составляла порядка 25 т (при заполнении водородом мешков, предназначенных для блау-газа — около 55 т), максимальная скорость — 128 км/ч, крейсерская — около 115 км/ч. Дальность полёта — более 10 000 км. Экипаж насчитывал 40—45 человек.
Пассажиры размещались в 10 двухместных оборудованных каютах со спальными местами. В передней части пассажирского отсека находилась просторная кают-компания площадью 25 м², в которой одновременно могли разместиться 28 человек.
И он, кстати, вполне успешно окупался.
Как видим - самолёт Бела Геддеса был значительно быстрее, вместительнее и надёжнее чем дирижабль. Но чтобы составить конкуренцию ему - пришлось запланировать и комфорт для вип пассажиров, равный оному на кораблях и дирижаблях.
У меня другое вызывает сомнения - техническая возможность производства такого самолёта, на тот момент. Как мы знаем - "в теории" всё выглядит гладко, а вот "на практике" появляется много подводных камней. Возможно, такой бы самолёт и создали бы - но я уверен, создатели столкнулись бы, при испытаниях, с множеством новых, неизвестных им на тот момент, проблем. Скоро расскажу об его позднем аналоге, который так и не смог пойти в серию.