Доброе Мировое Зло (Миф)
К концу ХIX века в мировом военном, да и гражданском кораблестроении назрел скачок от традиционных для уходящей эпохи технических решений к целому ряду новшеств, характеризующих век грядущий . Не отставала (а иногда и превосходила многие ведущие морские державы того времени) от данного процесса и Российская империя.

28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве в торжественной обстановке был заложен броненосец "Князь Потемкин-Таврический" , ставший впоследствии сильнейшим в Черноморском флоте. Разработку проекта и руководство строительства осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А.Э.Шотт, работавший ранее под руководством видного русского кораблестроителя Н.Е.Кутейникова. Прообразом для "Потемкина" послужил построенный ранее броненосец "Три святителя", однако проект нового корабля не был слепым копированием предыдущего, он вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу "Пересвет". Для уменьшения заливаемости носовой части при волнении (что наблюдалось на прототипе - "Три святителя") на "Потемкине" был предусмотрен возвышенный полубак, что позволило поднять до 7,6 м над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра.

На этом перечисление новаторских идей и новинок не заканчивалось. Броненосец стал первым во всем флоте кораблем с котлами новой конструкции - вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначавшиеся для жидкого топлива (мазут). Первым на Черноморском флоте получил оснащение кранами для подъема шлюпок и катеров. Здесь впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем - из центрального поста, в боевой рубке. Для усиления артиллерийского вооружения и противоснарядной защиты по сравнению с тем же кораблем-прообразом, на "Потемкине" применили новейшую броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно, и массы. Уменьшение массы, в том же классе броненосцев позволило установить на корабле несвойственное ему вооружение - 152-мм патронные орудия, а также башенные установки для 305-мм артиллерии главного калибра.


Через два года в сентябре 1900 года эскадренный броненосец "Князь Потемкин-Таврический" был в торжественной обстановке спущен на воду, а летом 1902 года был переведен в Севастополь - для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Сильно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, конструкции Бельвиля, рассчитанными уже под твердое топливо (уголь). Тогда же в 1902 году на испытаниях артиллерии, были забракованы башни главного калибра из-за обнаруженных в броне раковин. Новые изготовили только к 1904 году. В итоге ввод корабля был задержан чуть ли не на два года.
Каким же был броненосец "Князь Потемкин-Таврический" в числах?


По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. По вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец "Ретвизан", строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа "Куин" значительно большего водоизмещения. Правда, "Потемкин" уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.
читать дальше

@темы: Флот, Корабли, Военная история, История, Военный флот