Planescape: Torment — культовая компьютерная ролевая игра студии Black Isle изданная Interplay в 1999 году. Действие игры происходит в одном из самых необычных миров настольной ролевой игры Advanced Dungeons & Dragons — Planescape. Во главе команды разработчиков из Black Isle Studios стоял Крис Авеллон.
Акцент на общении с персонажами, сюжетной линии и атмосфере, а не сражениях отличает «Planescape: Torment» от большинства ролевых игр. Несмотря на сравнительно небольшие продажи (400 тыс. копий, по заявлению разработчиков), игра стала культовой. «Planescape: Torment» затрагивает темы искупления, чувства вины, значимости восприятия реальности и важности самопонимания.
Главный герой игры — загадочный бессмертный, покрытый страшными шрамами — просыпается в морге, не помня ни кто он, ни что с ним произошло, ни даже своего имени. В роли Безымянного, игрок путешествует по разным мирам в надежде пролить свет на тайну, окружающую его прошлое и настоящее
читать дальше
Необычный игровой мир выделяет «Planescape: Torment» среди других компьютерных ролевых игр, действие которых происходит в мирах привычного фэнтези. Игра старается избегать шаблонов, привычных игрокам, знакомым с другими играми этого жанра. Так, в Torment «стандартная» фэнтезийная экипировка — броня, мечи, щиты — заменена серьгами, татуировками, возможностью «заменить» себе глаз или драться собственной оторванной и мумифицированной рукой. Не нужно спасать мир от очередного злодея, а заступаться за «слабых и обиженных» можно только по собственному желанию. За всю игру необходимо победить в бою всего четырех существ, что, впрочем, не мешает встать на путь разрушения и убивать всё, что попадётся игроку на пути… покуда терпение Леди не переполнится.
История начинается в Сигиле (Sigil) — «Городе Дверей» — с пробуждения главного героя, Безымянного, (англ. The Nameless One) на препарационном столе морга. К нему подлетает болтливый череп Морте (Morte) и сообщает, что надпись на спине Безымянного советует прочитать его дневник и найти некоего Фарода (Pharod). Безымянный отправляется на поиски ответов на два основных вопроса: почему он бессмертен и как ему снова стать смертным.
Вселенная Planescape населена самыми разнообразными и причудливыми существами и включает в себя множество необычных мест и вещей с разных планов бытия. Сюжет приводит игрока в Авернус — первый уровень Баатора, Carceri — план-тюрьму для воров и лжецов, два Лабиринта Леди Боли, «беременную» аллею, и многие другие места.
В игре воплощена мысль о том, что если достаточно много людей искренне верит во что-то, то это становится реальным. Например, когда у Безымянного спрашивают его имя, можно назваться Аданом (Adahn). Если игрок скажет многим людям, что его зовут Адан, то «Адан» появится, представляясь старым другом, хотя он никогда ранее не существовал. В одном из своих восстановленных воспоминаний, Безымянный в споре убеждает человека, что того на самом деле нет, и человек, потеряв веру в собственное существование, исчезает.
С течением игры, протагонист выясняет, что до того, как стать бессмертным, он совершил что-то ужасное, и раскаявшись обнаружил, что всей жизни не хватит это исправить. Желая разрешить эту дилемму, он в своём изначальном, «Добром» воплощении отыскал ведьму Рэйвел Пазлвелл (Ravel Puzzlewell) , порождение Серых Пустошей, искавшую «решения загадок, которые не следует решать» и попросил у неё бессмертия. Ведьма была знаменита тем, что обещала выполнить любое желание тому, кто решит её любимую загадку: «Что может изменить сущность человека?» (What can change the nature of the man?), а тех, кто не отвечал — как Сфинкс — убивала. До того момента никто не мог правильно ответить на этот вопрос, на который, собственно, и не было правильного ответа. Рэйвэл просто любила ставить окружающих в тупик и ещё любила убивать. Но встретив Безымянного она сама для себя вдруг ответила на этот вопрос, потому что вдруг влюбилась. Рэйвел отделила от Безымянного его смертность, превратив главного героя в две отдельные личности, но «что-то в ритуале пошло не так». Чтобы проверить эффективность своего заклинания, Рэйвэл тут же убила Безымянного и, ожив, он обнаружил, что не помнит ничего, в том числе и того, зачем он стал бессмертным, а так же кто такая Рэйвэл.
Главная цель игры — вернуть Безымянному смертность, так как с каждой его «смертью» психическое здоровье персонажа всё больше ухудшается — чувство вины за прошлые ошибки не покидает, люди узнают его на улице, обвиняя в самых страшных грехах, тут и там он обнаруживает следы собственного присутствия, но даже не может вспомнить о том, как он всего этого достиг. Те немногие, кто называют его своим другом — высказывают страшное предположение, что однажды Безымянный сойдёт с ума, и уже не сможет осознать необходимость что-либо вспоминать или становиться смертным.