Доброе Мировое Зло (Миф)
Про армию Швейцарии мы уже читали , про путешествие в Северную Корею тоже и фотки смотрели.
Теперь поговорим о Северо Корейской армии.:
![](http://nevsedoma.com.ua/images/2007/369/1/korea_17.jpg)
ПОРАЗИТЕЛЬНО - маленькая страна с полуразваленной экономикой, нищим голодающим населением оказалась чуть ли не главным врагом ведущей державы мира. На сегодня Северная Корея представляет собой последний островок холодной войны, который в любой момент может стать ареной серьезного вооруженного конфликта.
При населении 24,5 млн. человек военный бюджет КНДР составляет 1,9 млрд. долл., его доля в ВВП превышает 14%. По этому показателю Северная Корея - впереди всех стран планеты, в том числе воюющих, кроме Эритреи.
Одной из важных особенностей вооруженных сил Северной Кореи является непропорционально большое количество частей и соединений специального назначения - разведывательно-диверсионных. Общая их численность превышает 100 тыс. бойцов, что в три раза больше, чем в спецназе США. Они развернуты во всех видах корейских вооруженных сил.
читать дальшеМАЛЕНЬКИЙ ГИГАНТ БОЛЬШОЙ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ
К началу текущего года лишь пять государств располагали более чем миллионными армиями: Китай, при населении 1 млрд. 293 млн., имеет армию - 2 млн. 239 тыс.; США: население - 286 млн., армия - 1 млн. 414 тыс.; Индия: население - 1 млрд. 25 млн., армия - 1 млн. 300 тыс.; Россия: население - 145 млн., армия - 1 млн. 240 тыс.; Северная Корея: население - 24 млн., армия - 1 млн. 100 тыс.
Соотношение числа солдат к мирным жителям составляет: Индия - 1 на 788, Китай - 1 на 577, США - 1 на 202, Россия - 1 на 116, Северная Корея - 1 на 22! Такой пропорции, как у Северной Кореи, нет ни у одной страны современного мира, да и в истории вряд ли сыщешь, тем более что КНДР ведь не находится в состоянии войны.
Но военный людской потенциал не ограничивается кадровой армией. Военизированные формирования насчитывают почти 200 тыс., а готовый к отмобилизованию резерв - 4 млн. 700 тыс. человек. Таким образом, в случае объявления мобилизации, "вождь" КНДР Ким Чен Ир может поставить в строй более 6 млн. человек - практически каждого, способного держать оружие.
Регулярная армия комплектуется по призыву, но служат рядовые и сержанты от 5 до 10 лет, в зависимости от рода войск, и, таким образом, кадровые и отслужившие запасники являются настоящими профессионалами. Резервисты также проходят серьезную регулярную подготовку и готовы к боевым действия в момент отмобилизования, что позволяет нарастить численность вооруженных сил практически немедленно.
Регулярная армия состоит из 63 пехотных, 30 танковых и 16 артиллерийских дивизий и 64 отдельных бригад, в том числе - 3 ракетных. В боеготовом резерве состоят 40 дивизий и 18 отдельных бригад.
На вооружении находится 54 пусковые установки тактических и оперативно-тактических ракет, 3500 танков, 2500 бронетранспортеров, 10 400 полевых артиллерийских орудий, 2500 установок залпового огня и 11 000 зенитных орудий.
Авиация насчитывает 621 боевой самолет и 24 вертолета, входящих в состав 6 авиационных дивизий: 2 бомбардировочных и 4 истребительных.
Военно-морской флот состоит из 10 флотилий и насчитывает 3 фрегата, 3 корвета, 84 подводные лодки и 250 ракетных и артиллерийских катеров.
Следует специально выделить две особенности оснащения северокорейской армии. Во-первых, почти все системы вооружения и боевые машины изготовлены в Китае и Советском Союзе. Во-вторых, подавляющее большинство этих систем сильно устарело и морально, и физически. К примеру, до сих пор в строю находятся танки времен Отечественной войны Т-34, а самые современные в КНДР - Т-62 изготовлены в СССР в конце 60-х годов. Такие же сроки эксплуатации имеют почти все машины, орудия и другая военная техника.
В авиации 250 самолетов типа МиГ-17 и МиГ-19. Они сняты с вооружения в СССР еще в 60-х годах. Современных МиГ-29 всего 46 единиц. Такие сроки службы характерны и для корабельного состава военно-морского флота, кроме сверхмалых подводных лодок, полученных из Китая в 1974-1978 гг.
Большинство резервных соединений не имеют вообще никакой боевой и транспортной техники и вооружены лишь советским и китайским стрелковым оружием, легкими минометами, безоткатными орудиями и ручными гранатометами, которые переносятся на вьюках.
Одной из важных особенностей вооруженных сил Северной Кореи является непропорционально большое количество частей и соединений специального назначения - разведывательно-диверсионных. Общая их численность превышает 100 тыс. бойцов, что в три раза больше, чем в спецназе США. Они развернуты во всех видах корейских вооруженных сил.
В сухопутных войсках имеется Командование спецчастей, куда входят 10 бригад снайперов, 12 легких диверсионных бригад, 17 штурмовых и диверсионно-разведывательных батальонов, общей численностью 90 тыс. солдат и офицеров.
К военно-морскому флоту относятся две отдельные бригады, в составе которых 48 сверхмалых подлодок классов "Санг-О" и "Сочжу". Каждая такая субмарина имеет водоизмещение около 25 т, в длину достигает 20 м, 2 м - в ширину. Кроме экипажа, она берет на борт водолазно-диверсионную группу - 7-9 человек со снаряжением для высадки и подрывной деятельности на морских коммуникациях в тылу Южной Кореи.
В военно-воздушных силах сформированы 2 бригады летчиков-камикадзе - 140 самолетов типа МиГ-17 и МиГ-19. Эти давно устаревшие машины предназначаются для удара по особо важным объектам Южной Кореи. Они способны нести боезаряд до 2,5 т тротила, что при таранном ударе позволяет уничтожить большинство таких объектов. В бригадах служат 200 специально отобранных летчиков-добровольцев. Они находятся на особом положении, прославляются пропагандой и подчиняются лично Ким Чен Иру. По его приказу они готовы ценой собственной жизни поразить вражеские объекты или корабли.
Одним из главных компонентов военной доктрины Пхеньяна и является мощная диверсионная атака, которая начнется с первого же момента боевых действий против Южной Кореи. Такая атака предусматривает вторжение десятков тысяч сухопутных диверсантов, которые должны одномоментно обрушить систему связи, ликвидировать основные объекты инфраструктуры, блокировать коммуникации, напасть на военные объекты.
Одновременно начнутся нападения летчиков-камикадзе и подводных диверсантов. В задачи подводников входит уничтожение кораблей, находящихся в портах Инчхон, Кунсан, Пусан, Каннын и др. В случае успешного выполнения задач этой диверсионной армадой, в стране должен воцариться хаос, который по замыслу пхеньянских стратегов будет способствовать вторжению миллионной армии с севера. Предполагается, что гражданское и военное управление Южной Кореи будет дестабилизировано, а территория страны буквально наводнена северокорейцами, что парализует волю к сопротивлению и не позволит организовать отпор.
Такая стратегическая установка базируется на опыте войны 50-х годов, когда массированное вторжение с севера позволило быстро оккупировать почти весь юг полуострова. И сегодня в Пхеньяне, в сущности, пренебрегают возможным сопротивлением южнокорейской армии. Хотя эта армия насчитывает около 700 тыс. человек и оснащена вполне современным оружием, кроме того, ее усиливает 38-тысячный экспедиционный корпус США.
Американский президент оценивает Северную Корею как одну из трех стран "оси зла". По его мнению, эта страна представляет угрозу как государство, обладающее оружием массового поражения и средствами его доставки.
"ЗАТО МЫ ДЕЛАЕМ РАКЕТЫ"
Первые боевые ракеты Пхеньян получил из СССР в 1965 г. Это были тактические комплексы "Луна-2" с дальностью полета 55 км. Такой дальности хватало для обстрела южнокорейской столицы Сеула. Однако Ким Ир Сену требовались ракеты, способные угрожать любому объекту на полуострове. Такие были у Москвы, но Брежнев категорически отказал в продаже.
Однако он же не возражал против поставки оперативно-тактических ракет Египту и Сирии. Именно у Египта в 1975 г. Ким Ир Сен приобрел 2 комплекса "Луна-М", ракеты которых могли нести заряд весом в полтонны на дальность до 70 км. Эти ракеты были немедленно скопированы пхеньянскими конструкторами и пошли в серию.
Но предметом вожделений Ким Ир Сена была советская жидкостная ракета ОТР-300, известная на Западе как "Скад". При дальности 300 км она могла нести заряд весом в тонну. И Ким Ир Сену удалось уговорить в 1980 г. египетского президента продать три таких комплекса. Усилия северокорейских умельцев позволили ее усовершенствовать и к 1988 г. на вооружение была принята система "Хвасон-6", которая, при весе боеголовки 700 кг, могла пролететь 500 км. Это позволяло поразить любую точку Южной Кореи.
Но, кроме военно-стратегических задач, производство боевых ракет было ориентировано и на коммерческие цели. И первыми обладателями "Хвасонов" стали тегеранские аятоллы. Они приобрели в 1987 г. крупную партию этих ракет, переименовали в "Шехаб-1" и немедля пустили в ход. В разгаре были сражения ирано-иракской войны и "Шехабы" внесли свою долю в иранские успехи. Всего с их помощью было нанесено 80 ударов по важным объектам Ирака.
Его диктатор Саддам Хусейн учел опыт неприятеля и закупил у КНДР более 20 пусковых установок и около 150 ракет к ним. О применении этих ракет во время коалиционной войны в Заливе достаточно известно. Они долетали и до Израиля. Усовершенствованные Багдадом под наименованием "Аль-Хусейн", эти ракеты являлись самым дальнобойным оружием Ирака. По данным "Милитэри Бэлэнс", там имелось 6 пусковых установок и до 50 ракет "Аль-Хусейн".
Более ста комплексов "Хвасон-6" было продано Сирии, Ливии, ОАЭ и некоторым другим арабским странам. А Пхеньян сделал следующий шаг в своей ракетной программе. Он был связан с необходимостью иметь носители для ядерных боеголовок, на разработку которых Ким Ир Сен возлагал большие надежды.
Таким носителем стала ракета "Нодон-1", первый испытательный запуск ее состоялся в 1990 г. Ракета взорвалась прямо на пусковом столе. Для доработки понадобилось 5 лет и в 1995 г. все испытательные запуски прошли успешно. По данным американской разведки, в усовершенствовании и доводке ракеты приняли участие около полусотни советских специалистов. "Нодон-1" является, в сущности, увеличенным в размерах почти вдвое "Хвасоном" - в свою очередь - производным от советского "Скада".
Он может нести боеголовку весом до 1200 кг на 1500 км, то есть является настоящей баллистической ракетой средней дальности, способной поразить Токио, Пекин, Тайбей, Хабаровск. Причем объем головного блока позволяет разместить ядерный боезаряд средней мощности. К началу текущего года в Северной Корее произведено около 1500 ракет "Нодон-1". За покупателями дело не стало.
И первым в их очереди был Пакистан, которому передали не только технологию, но и большинство комплектующих деталей, изготовленных в Северной Корее. Это и позволило в короткий срок начать производство точной копии "Нодона", которую назвали "Гхаури". В настоящее время "Гхаури" является единственным ракетоносителем Пакистана, способным доставить ядерную боеголовку практически в любую точку Индии.
Второй страной, которая приобрела "Нодон-1", стал Иран, где эта ракета получила наименование "Шехаб-5". Учитывая радиус полета, она может угрожать многим странам Ближнего и Среднего Востока, если у Тегерана появятся атомные боеголовки. Есть также данные, что "Нодон" пытался приобрести Саддам Хусейн.
Между тем в середине 90-х годов в КНДР началась разработка межконтинентальных носителей "Тепходон-1" дальностью 2500 км и "Тепходон-2" - 7000 км. 31 августа 1998 г. с полигона Мусудан-Ри была запущена первая космическая ракета, которая вывела на околоземную орбиту северокорейский спутник. Это является безусловным доказательством, что к тому времени Пхеньян располагал ракетными технологиями на уровне тех, что были в 60-х годах в СССР и США.
БЕЗ ШТАНОВ, НО С АТОМНОЙ БОМБОЙ
В феврале 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября 2006 года был произведён первый ядерный взрыв.
Находясь под защитой СССР, правитель КНДР Ким Ир Сен спокойно относился к ядерной угрозе в отношении своей страны (в частности, называл атомную бомбу «бумажным тигром») до тех пор, пока не узнал, что во время Корейской войны 1950-1953 годов США планировали сбросить на Пхеньян и его окрестности семь ядерных зарядов. После этого в 1956 году КНДР и СССР подписали договор о подготовке специалистов-ядерщиков. Нередко исследователи называют началом ядерной деятельности Северной Кореи 1952 год, когда было принято решение о создании Исследовательского института атомной энергии. Реальное создание ядерной инфраструктуры началось в середине 1960-х гг.
В 1959 году КНДР заключила договоры о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии с СССР и КНР и начала строительство исследовательского центра в Йонбёне, где в 1965 году был установлен советский реактор ИРТ-2000 мощностью 2 МВт. Реактор ИРТ-2000 — это исследовательский легководный реактор бассейнового типа с водно-бериллиевым отражателем нейтронов. В качестве топлива в этом реакторе применяется сравнительно сильно обогащённый уран. По-видимому, такой реактор нельзя использовать для наработки материалов для ядерного оружия — например, для производства плутония.
Работы по созданию ядерного оружия были начаты в 1970-е годы. Вероятно, политическое решение о начале работ было принято в этот период, в связи с получением разведывательных данных о наличии подобной программы в Южной Корее. В 1974 году КНДР вступила в МАГАТЭ. В том же году Пхеньян обратился за помощью в создании ядерного оружия к Китаю; северокорейские специалисты были допущены на китайские полигоны.
КНДР и МАГАТЭ
В апреле 1985 года под давлением СССР и в расчете на строительство с его помощью атомной электростанции КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. В награду за это в 1986 году СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Было также подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440. С некоторой вероятностью, на нём и был наработан весь имеющийся в распоряжении КНДР плутоний. В 1992 году это соглашение было уточнено, и вместо четырех легководных реакторов было принято решение поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640. Также был подписан контракт о поставке Советским Союзом топливных сборок на сумму около 185 тыс. долларов.
С июня 1992 года на атомных объектах страны начались инспекции МАГАТЭ, после того как США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи. В период с 1992—1994 гг. было проведено шесть инспекций, результаты которых вызвали некоторые сомнения со стороны МАГАТЭ. По инициативе генерального директора Агентства Х. Бликс 11 февраля 1993 года потребовал проведения «специальной инспекции». Десять дней спустя министр по атомной энергии проинформировал МАГАТЭ об отказе его страны разрешить эту инспекцию, а 12 марта — о решении отказаться от ДНЯО. В июне этого же года КНДР в обмен на обещание США не вмешиваться в её дела приостановила свой выход из договора, но через год, 13 июня 1994 года, вышла из МАГАТЭ.
США и КНДР
Процессы подготовки Соединенных Штатов к военной акции против КНДР были «спущены на тормозах» визитом бывшего президента США Джимми Картера к лидеру КНДР Ким Ир Сену в Пхеньяне в 1994 году, на котором было достигнуто соглашение о замораживании северокорейской ядерной программы в обмен на поставки мазута и обещание построить на территории страны два атомных реактора на лёгкой воде. Это событие стало переломным моментом, переведшим кризис в переговорную плоскость и обеспечившим его дипломатическое разрешение. В октябре 1994 года, после длительных консультаций, КНДР подписала с Соединенными Штатами «Рамочное соглашение», по которому Северная Корея взяла на себя некоторые обязательства, например:
прекращение строительства и использования реакторов и предприятий по обогащению урана;
отказ от извлечения плутония из топливных сборок реакторов;
вывод ОЯТ за пределы страны;
принятие мер к демонтажу всех объектов, чье назначение тем или иным способом говорит о распространении ядерного оружия.
Приход к власти 43-его президента США Буша (младшего) привёл к обострению отношений между двумя странами. Буш включил Северную Корею в «страны-изгои», а в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведёт обогащение урана. Через какое-то время США приостановили поставки топлива для северокорейских электростанций, а КНДР 12 декабря 2002 года официально объявила о возобновлении ядерной программы и выдворении инспекторов МАГАТЭ. К концу 2002 года в КНДР, по данным ЦРУ, было накоплено от 7 до 24 кг оружейного плутония. 10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.
Надежда на успешное разрешение ядерного кризиса на Корейском полуострове впервые появились на третьем раунде 6-х переговоров в июне 2004 года, когда США предложили свой план урегулирования кризиса, согласившись на «вознаграждение за замораживание». В ответ на это, Северная Корея заявила, что готова воздержаться от производства, испытаний и передачи ядерного оружия и заморозить все объекты, имеющие отношение к ОМУ.
Шестисторонние переговоры
В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии. Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) не принесли особых результатов. А от участия в четвёртом, намеченном на сентябрь, Пхеньян уклонился в связи с очередным обострением американо-корейских и японо-корейских отношений.
На первом раунде переговоров (август 2003 года) США стали добиваться не только свёртывания северокорейской ядерной программы, но и ликвидации уже созданной в КНДР ядерной инфраструктуры. В обмен США соглашались дать гарантии безопасности КНДР и оказать экономическую помощь Пхеньяну, поставив ему, в частности, два легководных реактора. Однако США и Япония требовали свёртывания ядерной программы КНДР под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. КНДР на такие условия не согласилась.
На втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась заморозить свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения.
На третьем раунде (июнь 2004 года) США выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но КНДР не согласилась и с этим вариантом. 23 июня 2004 года третий раунд шестисторонних переговоров был окончен. МИД КНДР выразил неудовлетворение их результатами. Сразу же после третьего раунда руководство Северной Кореи пошло на эскалацию кризиса. Этого и следовало ожидать, ведь результаты переговоров не дали КНДР тех политических и экономических дивидендов, на которые она рассчитывала. Плюс ко всему, вряд ли руководство КНДР было готово отказаться от развития своего боевого атома. Северная Корея не приняла план США, назвав его «фальшивым», а также заявила о невозможности участия в переговорах относительно ядерной программы. Взяв курс на эскалацию кризиса, Северная Корея ничего не выиграла, а наоборот, только ухудшила свои отношения с каждым государством «группы пяти». Руководство КНДР прекрасно понимало это и в конечном счете сменило свою тактику, согласившись на возобновление переговоров, однако это не говорило о согласии на отказ от ядерного оружия.
Четвертый раунд шестисторонних переговоров, состоявшийся в июле-сентябре 2005 года, завершился подписанием совместного документа. Северная Корея потребовала, чтобы государства «группы пяти» построили ей легководный ядерный реактор, заявив, что ликвидация ядерного оружия может начаться только после пуска этого реактора. Это требование было отвергнуто США и Японией. Китай, Россия и Южная Корея поддержали право КНДР на мирное использование ядерной энергии. Споры продолжались до последнего дня переговоров, но, все таки сторонам удалось прийти к согласию.
Пятый раунд переговоров в ноябре 2006 года не принес никаких результатов, как и все последующие контакты Северной Кореи с государствами «группы пяти».
Пока международное сообщество искало пути возвращения Северной Кореи за стол переговоров, 3 октября 2006 года министр иностранных дел КНДР заявил о намерении своей страны провести в будущем ядерные испытания, объяснив их необходимость угрозой со стороны США. Пхеньян гарантировал их безопасность и заверил, что страна не будет первой применять ядерное оружие. Спустя шесть дней, 9 октября 2006 года, несмотря на многократные предостережения и предупреждения, Северная Корея провела подземное испытание ядерного заряда.
9 сентября 2004 года южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо) неподалеку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырех километров.
По мнению южнокорейских специалистов, сила взрыва в тротиловом эквиваленте составила не менее тысячи тонн. Это примерно в три раза превышает масштаб взрыва, произошедшего 22 апреля 2004 года в Северной Корее в районе станции Ренчхон. Тогда в результате детонации вагонов поезда, перевозившего взрывоопасные вещества и топливо, погибло 170 человек и около 1300 было ранено.
13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС (в Янгандо берут начало две крупнейшие реки этого региона Амноккан и Туманган).
Южнокорейские эксперты сомневаются в том, что это был ядерный взрыв. По их мнению, взрыва могло не быть вообще, а выброс дыма в атмосферу — следствие крупного пожара. По некоторым сообщениям, в районе может находиться завод по производству компонентов ракет, и причиной взрыва могло стать воспламенение ракетного топлива или детонация боеголовок. По другой информации, в этом районе сосредоточены военно-стратегические объекты, в частности недавно построенная ракетная база Йонджори, представляющая собой подземный ракетный полигон, где в глубоких тоннелях хранятся и испытываются баллистические ракеты, способные достигать территории Японии.
Официальные американские власти полагают, что ядерного взрыва не было. В то же время американские разведслужбы отмечали странную активность в районе ядерных объектов страны.
Отказ от переговоров
16 сентября 2004 года КНДР заявила, что не будет участвовать в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме до прояснения ситуации с секретными урановыми и плутониевыми разработками в Республике Корея. В начале сентября Южная Корея признала, что в 2000 году ею было получено небольшое количество обогащённого урана. По утверждению официальных лиц, все эксперименты носили сугубо научный характер и вскоре были полностью свёрнуты.
28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что Северная Корея уже «превратила в ядерное оружие» обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании «сил ядерного сдерживания» в условиях, когда США провозгласили своей целью «уничтожение» КНДР и угрожают «превентивными ядерными ударами».
При этом дипломат отверг сообщения о приготовлениях КНДР к возобновлению ракетных испытаний как непроверенные слухи. Односторонний мораторий КНДР на испытания баллистических ракет был введён в 1999 году, в 2001-м его продлили до 2003 года. В 1998 году КНДР провела испытание баллистической ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий океан.
21 октября 2004 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что «разведка не может сказать, располагает ли КНДР ядерным оружием».
24 января 2005 года стало известно, что заместитель МИД КНДР Ким Ге Гван на встрече с американским конгрессменом Куртом Уэлдоном заявил, что страна обладает ядерным оружием, но применит его «исключительно в целях обороны».
10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия: «Мы — за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать своё участие в них на неопределённый срок — до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и демократии».
14 июня 2006 года американские СМИ со ссылкой на источник в администрации президента США заявили, что на спутниковых фотографиях хорошо виден пусковой комплекс на территории КНДР, на котором, как утверждается, ведётся подготовка к запуску ракеты «Тэпходон-2», которая может достичь западного побережья США.
5 июля 2006 года Северная Корея произвела запуск сразу нескольких ракет — от семи до десяти, по разным источникам. Все ракеты упали в международных водах. По сообщениям, некоторые из них упали в нескольких десятках километров от морских границ России, в российской экономической зоне.
Парадоксальность северокорейской ядерной проблемы состоит в том, что при несомненном отсутствии исторической перспективы режима в Пхеньяне, в его нынешнем виде, стремление форсировать его коллапс давлением извне лишь консервирует его. Пока режим сохраняет нынешнюю форму, опасность исходящих от него рецидивов ядерного распространения будет сохраняться при различных международных договоренностях по этому вопросу. Но попытка решить этот вопрос силовым путем может привести к еще более губительным последствиям, в том числе и с использованием ядерного оружия и других видов ОМУ.
Пока неясна судьба имеющихся ядерных устройств (непохоже, чтобы КНДР в близкой перспективе была готова от них отказаться).
Окончательное решение ядерной проблемы КНДР и ее возможный возврат в ДНЯО в качестве неядерного государства в близкой перспективе не просматриваются.
Если же говорить о потенциальном силовом решении «северокорейского вопроса», то для США — по крайней мере, пока, — оно не является, видимо, предпочтительным вариантом, хотя, несомненно, Белый дом рассматривает и такой сценарий. Американцам едва ли захочется открывать новый фронт в условиях, когда в Ираке конца партизанской войне не видно, в Афганистане также дела идут не лучшим образом, да и кризис вокруг иранской ядерной программы ещё больше привяжет американское внимание к проблемам Ближнего и Среднего Востока.
Для самой КНДР война, без преувеличения, стала бы подлинной катастрофой. Задача пхеньянского режима — обеспечить собственное выживание, а военный конфликт, вне зависимости от его исхода, поставит существование северокорейского государства под вопрос, так что северокорейцам война нужна меньше всех.
Поэтому все шесть государств, ведущих переговоры, сходятся во мнении, что их продолжение не имеет альтернативы в качестве способа решения проблемы. В этой связи нынешняя пауза говорит, что переговоры рано или поздно всё же будут продолжены. Динамика развития ситуации, однако, по-прежнему зависит от того, насколько гибкими будут позиции США и КНДР.
Теперь поговорим о Северо Корейской армии.:
![](http://nevsedoma.com.ua/images/2007/369/1/korea_17.jpg)
ПОРАЗИТЕЛЬНО - маленькая страна с полуразваленной экономикой, нищим голодающим населением оказалась чуть ли не главным врагом ведущей державы мира. На сегодня Северная Корея представляет собой последний островок холодной войны, который в любой момент может стать ареной серьезного вооруженного конфликта.
При населении 24,5 млн. человек военный бюджет КНДР составляет 1,9 млрд. долл., его доля в ВВП превышает 14%. По этому показателю Северная Корея - впереди всех стран планеты, в том числе воюющих, кроме Эритреи.
Одной из важных особенностей вооруженных сил Северной Кореи является непропорционально большое количество частей и соединений специального назначения - разведывательно-диверсионных. Общая их численность превышает 100 тыс. бойцов, что в три раза больше, чем в спецназе США. Они развернуты во всех видах корейских вооруженных сил.
читать дальшеМАЛЕНЬКИЙ ГИГАНТ БОЛЬШОЙ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ
К началу текущего года лишь пять государств располагали более чем миллионными армиями: Китай, при населении 1 млрд. 293 млн., имеет армию - 2 млн. 239 тыс.; США: население - 286 млн., армия - 1 млн. 414 тыс.; Индия: население - 1 млрд. 25 млн., армия - 1 млн. 300 тыс.; Россия: население - 145 млн., армия - 1 млн. 240 тыс.; Северная Корея: население - 24 млн., армия - 1 млн. 100 тыс.
Соотношение числа солдат к мирным жителям составляет: Индия - 1 на 788, Китай - 1 на 577, США - 1 на 202, Россия - 1 на 116, Северная Корея - 1 на 22! Такой пропорции, как у Северной Кореи, нет ни у одной страны современного мира, да и в истории вряд ли сыщешь, тем более что КНДР ведь не находится в состоянии войны.
Но военный людской потенциал не ограничивается кадровой армией. Военизированные формирования насчитывают почти 200 тыс., а готовый к отмобилизованию резерв - 4 млн. 700 тыс. человек. Таким образом, в случае объявления мобилизации, "вождь" КНДР Ким Чен Ир может поставить в строй более 6 млн. человек - практически каждого, способного держать оружие.
Регулярная армия комплектуется по призыву, но служат рядовые и сержанты от 5 до 10 лет, в зависимости от рода войск, и, таким образом, кадровые и отслужившие запасники являются настоящими профессионалами. Резервисты также проходят серьезную регулярную подготовку и готовы к боевым действия в момент отмобилизования, что позволяет нарастить численность вооруженных сил практически немедленно.
Регулярная армия состоит из 63 пехотных, 30 танковых и 16 артиллерийских дивизий и 64 отдельных бригад, в том числе - 3 ракетных. В боеготовом резерве состоят 40 дивизий и 18 отдельных бригад.
На вооружении находится 54 пусковые установки тактических и оперативно-тактических ракет, 3500 танков, 2500 бронетранспортеров, 10 400 полевых артиллерийских орудий, 2500 установок залпового огня и 11 000 зенитных орудий.
Авиация насчитывает 621 боевой самолет и 24 вертолета, входящих в состав 6 авиационных дивизий: 2 бомбардировочных и 4 истребительных.
Военно-морской флот состоит из 10 флотилий и насчитывает 3 фрегата, 3 корвета, 84 подводные лодки и 250 ракетных и артиллерийских катеров.
Следует специально выделить две особенности оснащения северокорейской армии. Во-первых, почти все системы вооружения и боевые машины изготовлены в Китае и Советском Союзе. Во-вторых, подавляющее большинство этих систем сильно устарело и морально, и физически. К примеру, до сих пор в строю находятся танки времен Отечественной войны Т-34, а самые современные в КНДР - Т-62 изготовлены в СССР в конце 60-х годов. Такие же сроки эксплуатации имеют почти все машины, орудия и другая военная техника.
В авиации 250 самолетов типа МиГ-17 и МиГ-19. Они сняты с вооружения в СССР еще в 60-х годах. Современных МиГ-29 всего 46 единиц. Такие сроки службы характерны и для корабельного состава военно-морского флота, кроме сверхмалых подводных лодок, полученных из Китая в 1974-1978 гг.
Большинство резервных соединений не имеют вообще никакой боевой и транспортной техники и вооружены лишь советским и китайским стрелковым оружием, легкими минометами, безоткатными орудиями и ручными гранатометами, которые переносятся на вьюках.
Одной из важных особенностей вооруженных сил Северной Кореи является непропорционально большое количество частей и соединений специального назначения - разведывательно-диверсионных. Общая их численность превышает 100 тыс. бойцов, что в три раза больше, чем в спецназе США. Они развернуты во всех видах корейских вооруженных сил.
В сухопутных войсках имеется Командование спецчастей, куда входят 10 бригад снайперов, 12 легких диверсионных бригад, 17 штурмовых и диверсионно-разведывательных батальонов, общей численностью 90 тыс. солдат и офицеров.
К военно-морскому флоту относятся две отдельные бригады, в составе которых 48 сверхмалых подлодок классов "Санг-О" и "Сочжу". Каждая такая субмарина имеет водоизмещение около 25 т, в длину достигает 20 м, 2 м - в ширину. Кроме экипажа, она берет на борт водолазно-диверсионную группу - 7-9 человек со снаряжением для высадки и подрывной деятельности на морских коммуникациях в тылу Южной Кореи.
В военно-воздушных силах сформированы 2 бригады летчиков-камикадзе - 140 самолетов типа МиГ-17 и МиГ-19. Эти давно устаревшие машины предназначаются для удара по особо важным объектам Южной Кореи. Они способны нести боезаряд до 2,5 т тротила, что при таранном ударе позволяет уничтожить большинство таких объектов. В бригадах служат 200 специально отобранных летчиков-добровольцев. Они находятся на особом положении, прославляются пропагандой и подчиняются лично Ким Чен Иру. По его приказу они готовы ценой собственной жизни поразить вражеские объекты или корабли.
Одним из главных компонентов военной доктрины Пхеньяна и является мощная диверсионная атака, которая начнется с первого же момента боевых действий против Южной Кореи. Такая атака предусматривает вторжение десятков тысяч сухопутных диверсантов, которые должны одномоментно обрушить систему связи, ликвидировать основные объекты инфраструктуры, блокировать коммуникации, напасть на военные объекты.
Одновременно начнутся нападения летчиков-камикадзе и подводных диверсантов. В задачи подводников входит уничтожение кораблей, находящихся в портах Инчхон, Кунсан, Пусан, Каннын и др. В случае успешного выполнения задач этой диверсионной армадой, в стране должен воцариться хаос, который по замыслу пхеньянских стратегов будет способствовать вторжению миллионной армии с севера. Предполагается, что гражданское и военное управление Южной Кореи будет дестабилизировано, а территория страны буквально наводнена северокорейцами, что парализует волю к сопротивлению и не позволит организовать отпор.
Такая стратегическая установка базируется на опыте войны 50-х годов, когда массированное вторжение с севера позволило быстро оккупировать почти весь юг полуострова. И сегодня в Пхеньяне, в сущности, пренебрегают возможным сопротивлением южнокорейской армии. Хотя эта армия насчитывает около 700 тыс. человек и оснащена вполне современным оружием, кроме того, ее усиливает 38-тысячный экспедиционный корпус США.
Американский президент оценивает Северную Корею как одну из трех стран "оси зла". По его мнению, эта страна представляет угрозу как государство, обладающее оружием массового поражения и средствами его доставки.
"ЗАТО МЫ ДЕЛАЕМ РАКЕТЫ"
Первые боевые ракеты Пхеньян получил из СССР в 1965 г. Это были тактические комплексы "Луна-2" с дальностью полета 55 км. Такой дальности хватало для обстрела южнокорейской столицы Сеула. Однако Ким Ир Сену требовались ракеты, способные угрожать любому объекту на полуострове. Такие были у Москвы, но Брежнев категорически отказал в продаже.
Однако он же не возражал против поставки оперативно-тактических ракет Египту и Сирии. Именно у Египта в 1975 г. Ким Ир Сен приобрел 2 комплекса "Луна-М", ракеты которых могли нести заряд весом в полтонны на дальность до 70 км. Эти ракеты были немедленно скопированы пхеньянскими конструкторами и пошли в серию.
Но предметом вожделений Ким Ир Сена была советская жидкостная ракета ОТР-300, известная на Западе как "Скад". При дальности 300 км она могла нести заряд весом в тонну. И Ким Ир Сену удалось уговорить в 1980 г. египетского президента продать три таких комплекса. Усилия северокорейских умельцев позволили ее усовершенствовать и к 1988 г. на вооружение была принята система "Хвасон-6", которая, при весе боеголовки 700 кг, могла пролететь 500 км. Это позволяло поразить любую точку Южной Кореи.
Но, кроме военно-стратегических задач, производство боевых ракет было ориентировано и на коммерческие цели. И первыми обладателями "Хвасонов" стали тегеранские аятоллы. Они приобрели в 1987 г. крупную партию этих ракет, переименовали в "Шехаб-1" и немедля пустили в ход. В разгаре были сражения ирано-иракской войны и "Шехабы" внесли свою долю в иранские успехи. Всего с их помощью было нанесено 80 ударов по важным объектам Ирака.
Его диктатор Саддам Хусейн учел опыт неприятеля и закупил у КНДР более 20 пусковых установок и около 150 ракет к ним. О применении этих ракет во время коалиционной войны в Заливе достаточно известно. Они долетали и до Израиля. Усовершенствованные Багдадом под наименованием "Аль-Хусейн", эти ракеты являлись самым дальнобойным оружием Ирака. По данным "Милитэри Бэлэнс", там имелось 6 пусковых установок и до 50 ракет "Аль-Хусейн".
Более ста комплексов "Хвасон-6" было продано Сирии, Ливии, ОАЭ и некоторым другим арабским странам. А Пхеньян сделал следующий шаг в своей ракетной программе. Он был связан с необходимостью иметь носители для ядерных боеголовок, на разработку которых Ким Ир Сен возлагал большие надежды.
Таким носителем стала ракета "Нодон-1", первый испытательный запуск ее состоялся в 1990 г. Ракета взорвалась прямо на пусковом столе. Для доработки понадобилось 5 лет и в 1995 г. все испытательные запуски прошли успешно. По данным американской разведки, в усовершенствовании и доводке ракеты приняли участие около полусотни советских специалистов. "Нодон-1" является, в сущности, увеличенным в размерах почти вдвое "Хвасоном" - в свою очередь - производным от советского "Скада".
Он может нести боеголовку весом до 1200 кг на 1500 км, то есть является настоящей баллистической ракетой средней дальности, способной поразить Токио, Пекин, Тайбей, Хабаровск. Причем объем головного блока позволяет разместить ядерный боезаряд средней мощности. К началу текущего года в Северной Корее произведено около 1500 ракет "Нодон-1". За покупателями дело не стало.
И первым в их очереди был Пакистан, которому передали не только технологию, но и большинство комплектующих деталей, изготовленных в Северной Корее. Это и позволило в короткий срок начать производство точной копии "Нодона", которую назвали "Гхаури". В настоящее время "Гхаури" является единственным ракетоносителем Пакистана, способным доставить ядерную боеголовку практически в любую точку Индии.
Второй страной, которая приобрела "Нодон-1", стал Иран, где эта ракета получила наименование "Шехаб-5". Учитывая радиус полета, она может угрожать многим странам Ближнего и Среднего Востока, если у Тегерана появятся атомные боеголовки. Есть также данные, что "Нодон" пытался приобрести Саддам Хусейн.
Между тем в середине 90-х годов в КНДР началась разработка межконтинентальных носителей "Тепходон-1" дальностью 2500 км и "Тепходон-2" - 7000 км. 31 августа 1998 г. с полигона Мусудан-Ри была запущена первая космическая ракета, которая вывела на околоземную орбиту северокорейский спутник. Это является безусловным доказательством, что к тому времени Пхеньян располагал ракетными технологиями на уровне тех, что были в 60-х годах в СССР и США.
БЕЗ ШТАНОВ, НО С АТОМНОЙ БОМБОЙ
В феврале 2005 года КНДР впервые открыто заявила о создании в стране ядерного оружия. 9 октября 2006 года был произведён первый ядерный взрыв.
Находясь под защитой СССР, правитель КНДР Ким Ир Сен спокойно относился к ядерной угрозе в отношении своей страны (в частности, называл атомную бомбу «бумажным тигром») до тех пор, пока не узнал, что во время Корейской войны 1950-1953 годов США планировали сбросить на Пхеньян и его окрестности семь ядерных зарядов. После этого в 1956 году КНДР и СССР подписали договор о подготовке специалистов-ядерщиков. Нередко исследователи называют началом ядерной деятельности Северной Кореи 1952 год, когда было принято решение о создании Исследовательского института атомной энергии. Реальное создание ядерной инфраструктуры началось в середине 1960-х гг.
В 1959 году КНДР заключила договоры о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии с СССР и КНР и начала строительство исследовательского центра в Йонбёне, где в 1965 году был установлен советский реактор ИРТ-2000 мощностью 2 МВт. Реактор ИРТ-2000 — это исследовательский легководный реактор бассейнового типа с водно-бериллиевым отражателем нейтронов. В качестве топлива в этом реакторе применяется сравнительно сильно обогащённый уран. По-видимому, такой реактор нельзя использовать для наработки материалов для ядерного оружия — например, для производства плутония.
Работы по созданию ядерного оружия были начаты в 1970-е годы. Вероятно, политическое решение о начале работ было принято в этот период, в связи с получением разведывательных данных о наличии подобной программы в Южной Корее. В 1974 году КНДР вступила в МАГАТЭ. В том же году Пхеньян обратился за помощью в создании ядерного оружия к Китаю; северокорейские специалисты были допущены на китайские полигоны.
КНДР и МАГАТЭ
В апреле 1985 года под давлением СССР и в расчете на строительство с его помощью атомной электростанции КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. В награду за это в 1986 году СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Было также подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440. С некоторой вероятностью, на нём и был наработан весь имеющийся в распоряжении КНДР плутоний. В 1992 году это соглашение было уточнено, и вместо четырех легководных реакторов было принято решение поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640. Также был подписан контракт о поставке Советским Союзом топливных сборок на сумму около 185 тыс. долларов.
С июня 1992 года на атомных объектах страны начались инспекции МАГАТЭ, после того как США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи. В период с 1992—1994 гг. было проведено шесть инспекций, результаты которых вызвали некоторые сомнения со стороны МАГАТЭ. По инициативе генерального директора Агентства Х. Бликс 11 февраля 1993 года потребовал проведения «специальной инспекции». Десять дней спустя министр по атомной энергии проинформировал МАГАТЭ об отказе его страны разрешить эту инспекцию, а 12 марта — о решении отказаться от ДНЯО. В июне этого же года КНДР в обмен на обещание США не вмешиваться в её дела приостановила свой выход из договора, но через год, 13 июня 1994 года, вышла из МАГАТЭ.
США и КНДР
Процессы подготовки Соединенных Штатов к военной акции против КНДР были «спущены на тормозах» визитом бывшего президента США Джимми Картера к лидеру КНДР Ким Ир Сену в Пхеньяне в 1994 году, на котором было достигнуто соглашение о замораживании северокорейской ядерной программы в обмен на поставки мазута и обещание построить на территории страны два атомных реактора на лёгкой воде. Это событие стало переломным моментом, переведшим кризис в переговорную плоскость и обеспечившим его дипломатическое разрешение. В октябре 1994 года, после длительных консультаций, КНДР подписала с Соединенными Штатами «Рамочное соглашение», по которому Северная Корея взяла на себя некоторые обязательства, например:
прекращение строительства и использования реакторов и предприятий по обогащению урана;
отказ от извлечения плутония из топливных сборок реакторов;
вывод ОЯТ за пределы страны;
принятие мер к демонтажу всех объектов, чье назначение тем или иным способом говорит о распространении ядерного оружия.
Приход к власти 43-его президента США Буша (младшего) привёл к обострению отношений между двумя странами. Буш включил Северную Корею в «страны-изгои», а в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведёт обогащение урана. Через какое-то время США приостановили поставки топлива для северокорейских электростанций, а КНДР 12 декабря 2002 года официально объявила о возобновлении ядерной программы и выдворении инспекторов МАГАТЭ. К концу 2002 года в КНДР, по данным ЦРУ, было накоплено от 7 до 24 кг оружейного плутония. 10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.
Надежда на успешное разрешение ядерного кризиса на Корейском полуострове впервые появились на третьем раунде 6-х переговоров в июне 2004 года, когда США предложили свой план урегулирования кризиса, согласившись на «вознаграждение за замораживание». В ответ на это, Северная Корея заявила, что готова воздержаться от производства, испытаний и передачи ядерного оружия и заморозить все объекты, имеющие отношение к ОМУ.
Шестисторонние переговоры
В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии. Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) не принесли особых результатов. А от участия в четвёртом, намеченном на сентябрь, Пхеньян уклонился в связи с очередным обострением американо-корейских и японо-корейских отношений.
На первом раунде переговоров (август 2003 года) США стали добиваться не только свёртывания северокорейской ядерной программы, но и ликвидации уже созданной в КНДР ядерной инфраструктуры. В обмен США соглашались дать гарантии безопасности КНДР и оказать экономическую помощь Пхеньяну, поставив ему, в частности, два легководных реактора. Однако США и Япония требовали свёртывания ядерной программы КНДР под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. КНДР на такие условия не согласилась.
На втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась заморозить свою ядерную программу под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения.
На третьем раунде (июнь 2004 года) США выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но КНДР не согласилась и с этим вариантом. 23 июня 2004 года третий раунд шестисторонних переговоров был окончен. МИД КНДР выразил неудовлетворение их результатами. Сразу же после третьего раунда руководство Северной Кореи пошло на эскалацию кризиса. Этого и следовало ожидать, ведь результаты переговоров не дали КНДР тех политических и экономических дивидендов, на которые она рассчитывала. Плюс ко всему, вряд ли руководство КНДР было готово отказаться от развития своего боевого атома. Северная Корея не приняла план США, назвав его «фальшивым», а также заявила о невозможности участия в переговорах относительно ядерной программы. Взяв курс на эскалацию кризиса, Северная Корея ничего не выиграла, а наоборот, только ухудшила свои отношения с каждым государством «группы пяти». Руководство КНДР прекрасно понимало это и в конечном счете сменило свою тактику, согласившись на возобновление переговоров, однако это не говорило о согласии на отказ от ядерного оружия.
Четвертый раунд шестисторонних переговоров, состоявшийся в июле-сентябре 2005 года, завершился подписанием совместного документа. Северная Корея потребовала, чтобы государства «группы пяти» построили ей легководный ядерный реактор, заявив, что ликвидация ядерного оружия может начаться только после пуска этого реактора. Это требование было отвергнуто США и Японией. Китай, Россия и Южная Корея поддержали право КНДР на мирное использование ядерной энергии. Споры продолжались до последнего дня переговоров, но, все таки сторонам удалось прийти к согласию.
Пятый раунд переговоров в ноябре 2006 года не принес никаких результатов, как и все последующие контакты Северной Кореи с государствами «группы пяти».
Пока международное сообщество искало пути возвращения Северной Кореи за стол переговоров, 3 октября 2006 года министр иностранных дел КНДР заявил о намерении своей страны провести в будущем ядерные испытания, объяснив их необходимость угрозой со стороны США. Пхеньян гарантировал их безопасность и заверил, что страна не будет первой применять ядерное оружие. Спустя шесть дней, 9 октября 2006 года, несмотря на многократные предостережения и предупреждения, Северная Корея провела подземное испытание ядерного заряда.
9 сентября 2004 года южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо) неподалеку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырех километров.
По мнению южнокорейских специалистов, сила взрыва в тротиловом эквиваленте составила не менее тысячи тонн. Это примерно в три раза превышает масштаб взрыва, произошедшего 22 апреля 2004 года в Северной Корее в районе станции Ренчхон. Тогда в результате детонации вагонов поезда, перевозившего взрывоопасные вещества и топливо, погибло 170 человек и около 1300 было ранено.
13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС (в Янгандо берут начало две крупнейшие реки этого региона Амноккан и Туманган).
Южнокорейские эксперты сомневаются в том, что это был ядерный взрыв. По их мнению, взрыва могло не быть вообще, а выброс дыма в атмосферу — следствие крупного пожара. По некоторым сообщениям, в районе может находиться завод по производству компонентов ракет, и причиной взрыва могло стать воспламенение ракетного топлива или детонация боеголовок. По другой информации, в этом районе сосредоточены военно-стратегические объекты, в частности недавно построенная ракетная база Йонджори, представляющая собой подземный ракетный полигон, где в глубоких тоннелях хранятся и испытываются баллистические ракеты, способные достигать территории Японии.
Официальные американские власти полагают, что ядерного взрыва не было. В то же время американские разведслужбы отмечали странную активность в районе ядерных объектов страны.
Отказ от переговоров
16 сентября 2004 года КНДР заявила, что не будет участвовать в шестисторонних переговорах по северокорейской ядерной проблеме до прояснения ситуации с секретными урановыми и плутониевыми разработками в Республике Корея. В начале сентября Южная Корея признала, что в 2000 году ею было получено небольшое количество обогащённого урана. По утверждению официальных лиц, все эксперименты носили сугубо научный характер и вскоре были полностью свёрнуты.
28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, что Северная Корея уже «превратила в ядерное оружие» обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании «сил ядерного сдерживания» в условиях, когда США провозгласили своей целью «уничтожение» КНДР и угрожают «превентивными ядерными ударами».
При этом дипломат отверг сообщения о приготовлениях КНДР к возобновлению ракетных испытаний как непроверенные слухи. Односторонний мораторий КНДР на испытания баллистических ракет был введён в 1999 году, в 2001-м его продлили до 2003 года. В 1998 году КНДР провела испытание баллистической ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий океан.
21 октября 2004 года тогдашний госсекретарь США Колин Пауэлл заявил, что «разведка не может сказать, располагает ли КНДР ядерным оружием».
24 января 2005 года стало известно, что заместитель МИД КНДР Ким Ге Гван на встрече с американским конгрессменом Куртом Уэлдоном заявил, что страна обладает ядерным оружием, но применит его «исключительно в целях обороны».
10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые открыто заявил о создании в стране ядерного оружия: «Мы — за шестисторонние переговоры, однако вынуждены прервать своё участие в них на неопределённый срок — до тех пор, пока не убедимся, что созданы достаточные условия и атмосфера, позволяющие надеяться на результаты диалога. Переговорный процесс зашёл в тупик из-за антикорейской враждебной политики США. Покуда Америка размахивает ядерной дубинкой, вознамерившись во что бы то ни стало ликвидировать наш строй, мы будем расширять запасы ядерного оружия ради защиты исторического выбора нашего народа, свободы и демократии».
14 июня 2006 года американские СМИ со ссылкой на источник в администрации президента США заявили, что на спутниковых фотографиях хорошо виден пусковой комплекс на территории КНДР, на котором, как утверждается, ведётся подготовка к запуску ракеты «Тэпходон-2», которая может достичь западного побережья США.
5 июля 2006 года Северная Корея произвела запуск сразу нескольких ракет — от семи до десяти, по разным источникам. Все ракеты упали в международных водах. По сообщениям, некоторые из них упали в нескольких десятках километров от морских границ России, в российской экономической зоне.
Парадоксальность северокорейской ядерной проблемы состоит в том, что при несомненном отсутствии исторической перспективы режима в Пхеньяне, в его нынешнем виде, стремление форсировать его коллапс давлением извне лишь консервирует его. Пока режим сохраняет нынешнюю форму, опасность исходящих от него рецидивов ядерного распространения будет сохраняться при различных международных договоренностях по этому вопросу. Но попытка решить этот вопрос силовым путем может привести к еще более губительным последствиям, в том числе и с использованием ядерного оружия и других видов ОМУ.
Пока неясна судьба имеющихся ядерных устройств (непохоже, чтобы КНДР в близкой перспективе была готова от них отказаться).
Окончательное решение ядерной проблемы КНДР и ее возможный возврат в ДНЯО в качестве неядерного государства в близкой перспективе не просматриваются.
Если же говорить о потенциальном силовом решении «северокорейского вопроса», то для США — по крайней мере, пока, — оно не является, видимо, предпочтительным вариантом, хотя, несомненно, Белый дом рассматривает и такой сценарий. Американцам едва ли захочется открывать новый фронт в условиях, когда в Ираке конца партизанской войне не видно, в Афганистане также дела идут не лучшим образом, да и кризис вокруг иранской ядерной программы ещё больше привяжет американское внимание к проблемам Ближнего и Среднего Востока.
Для самой КНДР война, без преувеличения, стала бы подлинной катастрофой. Задача пхеньянского режима — обеспечить собственное выживание, а военный конфликт, вне зависимости от его исхода, поставит существование северокорейского государства под вопрос, так что северокорейцам война нужна меньше всех.
Поэтому все шесть государств, ведущих переговоры, сходятся во мнении, что их продолжение не имеет альтернативы в качестве способа решения проблемы. В этой связи нынешняя пауза говорит, что переговоры рано или поздно всё же будут продолжены. Динамика развития ситуации, однако, по-прежнему зависит от того, насколько гибкими будут позиции США и КНДР.
@темы: Северная Корея, Армия, Страны