Доброе Мировое Зло (Миф)
Доклад Института национальной стратегии
Москва, 2009


1 апреля 2009 года в Лондоне, в рамках саммита G20 состоится первая встреча президента РФ Дмитрия Медведева с лидером США Бараком Обамой. Эта встреча пройдет под знаком широко объявленной «перезагрузки» российско-американских отношений, которые серьезно ухудшились в последние годы правления Владимира Путина (2005-2008 гг., после Оранжевой революции на Украине). Есть основания полагать, что Медведев и Обама затронут не только вопросы регулирования финансовых рынков и гармонизации мировой финансовой системы, но и тему ядерного разоружения. Как известно, в начале 2009 г. новая администрация США выступила с инициативой резкого сокращения ядерных потенциалов Америки и России, что было преподнесено всему миру как прецедент «нового мышления», исходящего от лидера «глобальной перестройки» Барака Обамы.

Анонсированные (хотя пока и не выдвинутые официально) высокопоставленными представителями новой администрации США предложения по сокращению стратегических ядерных сил (СЯС) США и РФ до 1 тыс. боезарядов носят, безусловно, революционный характер. Никогда в прошлом не происходило столь радикального сокращения СЯС сторон. Реализация инициативы нового американского президента Барака Обамы, если она будет на самом деле выдвинута США и принята Россией, создаст совершенно новое соотношение сил на международной арене.

Поэтому Россия должна уже сегодня, до того, как новый виток ядерного разоружения станет полноценной темой международной повестки дня, выработать принципиальную позицию, эффективную как с точки зрения оборонных приоритетов, так и с точки зрения международной репутации страны. Это требует тщательного анализа сложившейся ситуации по нескольким основным параметрам, в частности:

- соотношение ядерных и неядерных военных потенциалов США и РФ, их динамика;

- промежуточные итоги двустороннего разоруженческого процесса с точки зрения безопасности РФ;

- возможные последствия перехода на новый этап сокращения СЯС;

- сценарии реагирования на инициативу США со стороны РФ в переговорно-дипломатической плоскости;

- императивы нового военного строительства российских сил ядерного сдерживания.

Рассмотрению этих и связанных с ними вопросов посвящен настоящий доклад.

читать дальше

http://www.apn.ru/publications/article21494.htm






@темы: безопасность, Армия, Политика

Комментарии
03.04.2009 в 05:59

Доброе Мировое Зло (Миф)

Следует отметить, что принципиальной ошибкой Москвы было бы увязывание переговоров о разоружении с отказом США от идеи расширения НАТО. Проблема вступления Грузии и Украины в альянс имеет политическое (скорее, даже, политико-имиджевое) значение для Москвы, но не имеет никакого военного значения. Поэтому она не должна рассматриваться в данном контексте. Само по себе членство той или иной страны в НАТО не представляет военной угрозы для РФ. Что касается размещения на территории соответствующих стран военных объектов США, то оно практически никак не зависит членства в НАТО. Например, из 24 европейских стран НАТО только в 11 есть военные объекты США. С другой стороны, подобные объекты размещены в Кувейте, Катаре, Бахрейне, Японии, Республике Корея, Сингапуре, которые членами НАТО не являются и никогда не будут. Гораздо эффективнее решать данную проблему комплексно, причем лучшим форматом для этого является ДОВСЕ.


России следует не настаивать на ратификации "адаптированного ДОВСЕ", а предложить договор с новыми параметрами и условиями. Необходимо воспользоваться нынешним европейским пацифизмом, помноженным на мировой финансовый кризис, из-за чего большинство стран Запада стремится минимизировать военные расходы.


Принципиальной особенностью нового варианта ДОВСЕ должно стать введение общего максимального лимита по всем 5 классам техники для НАТО, который не может быть увеличен в случае расширения альянса. Распределение количества техники внутри этого лимита между странами изначально определяется самим НАТО, после чего страновые лимиты фиксируются в договоре (разумеется, лимиты должны быть введены и для Словении и стран Балтии, которые не охвачены ныне действующим ДОВСЕ). В случае приема в блок новых членов (в частности, Хорватии и Албании, которым уже направлено соответствующее приглашение) все «внутренние» лимиты должны быть пересмотрены, чтобы общий максимальный лимит для НАТО не изменился. Дополнительно следует ввести условие, согласно которому за пределами национальных территорий может размещаться количество техники, суммарно не превышающее 5% от общего лимита блока, причем в эти 5% должны входить и дислоцированные в Европе войска США (и Канады, если ее войска снова появятся в Европе). Это позволит отменить так называемые фланговые ограничения.


Что касается количественных параметров, то России следует предложить сократить свой лимит техники в рамках ДОВСЕ примерно в 3 раза по сравнению с нынешним, т.е. до 2 тыс. танков, 4 тыс. ББМ, 2 тыс. артсистем, 1 тыс. самолетов, 300 вертолетов. При этом общий максимальный лимит НАТО может превосходить российский в 2 раза, т.е. 4 тыс. танков, 8 тыс. ББМ, 4 тыс. артсистем, 2 тыс. самолетов, 600 вертолетов. Из числа ББМ можно исключить колесные БТР и бронеавтомобили, не несущие пушечного и ракетного вооружения, поскольку они, фактически, являются не боевой техникой, а транспортными средствами и широко используются в популярных сегодня миротворческих операциях. Для России они не могут представлять никакой угрозы. Сокращения вооружений до указанных уровней, на самом деле, не будет носить болезненного характера для обеих сторон, поскольку сегодня и Россия, и НАТО (кроме Греции и Турции) и так сокращают их в зоне ДОВСЕ.


В нынешней ситуации, из всех описанных условий, США, в лучшем случае, согласятся на условия №№ 1, 2, 4 и 5. Остальные (включая и пересмотр ДОВСЕ) будут сразу отвергнуты. В качестве главного «жеста доброй воли» со стороны США, вероятнее всего, может быть подан отказ от размещения системы ПРО в Восточной Европе (или отказ от размещения противоракет в Польше, при размещении РЛС в Чехии). Но этот вопрос, как уже было сказано, имеет, с точки зрения интересов безопасности РФ, второстепенное значение. Чего нельзя сказать о ряде других проблем «ядерного диалога» США - РФ, перечисленных выше.


В частности, речь идет об ограничениях в рамках договора РСМД, делающих Россию безоружной перед могущественными соседями по континенту, и договора СНВ-1, предполагающих контроль США над дислокацией мобильных МБР. В случае, если США не будут готовы пойти на согласованный пересмотр соответствующих обязательств, они должны быть сняты с себя Москвой в одностороннем порядке, в рамках продуманной стратегии формирования новых сил ядерного сдерживания.


 


6. Строительство новых СЯС


России необходимо немедленно приступать к строительству принципиально новых СЯС. Только это обеспечит хотя бы минимальную обороноспособность РФ в обозримом будущем и позволит России вести переговоры по сокращению СЯС (как, впрочем, и иные важные переговоры) с позиции полноценного партнера, а не объекта военно-политического шантажа.


По-видимому, основными особенностями новых СЯС должна быть высокая степень унификации ракет и, самое главное, их максимальная скрытность как основной способ ухода из-под обезоруживающего удара. Нынешние СЯС этим требованиям не отвечают. Как было показано выше, мобильные МБР «Тополь-М» и стратегическая авиация чрезвычайно уязвимы для ударов высокоточного оружия, РПК СН – от действий противолодочных сил (причем прямо у своих баз), а шахтные МБР также уязвимы для перспективных средств поражения (из-за своей неподвижности), а, главное, серьезно устарели и в обозримом будущем заведомо будут сняты с вооружения. В целом, как было показано выше, инерционный сценарий развития СЯС в их нынешнем виде неизбежно ведет к их коллапсу, и, тем самым, к утрате обороноспособности РФ.


По-видимому, России следует отказаться от стратегической авиации как компонента СЯС, бомбардировщики Ту-160 должны оставаться в составе ВВС до выработки ресурса на переходный период до создания новых СЯС. Также следует принципиально пересмотреть концепцию строительства морского компонента СЯС.


Основным оружием СЯС должна стать ракета Р-29РМ в варианте с 10 БЧ, уже успешно освоенная в производстве и показавшая высокую надежность и эффективность. В переходный период она может устанавливаться на РПК СН пр. 667БДРМ. Затем эта ракета должна устанавливаться на двух типах носителей – новых РПК СН и на железнодорожных составах.


Представляется целесообразным строить новые РПК СН меньших размеров и более упрощенной конструкции по сравнению с нынешними, причем районами боевого патрулирования для них должны стать внутренние водоемы РФ (крупные реки, озера, водохранилища), где РПК СН будут полностью неуязвимы для любых средств ПЛО любого потенциального противника. Каждый РПК СН может нести по 8 БРПЛ Р-29РМ. Всего может быть построено 5 РПК СН, на каждый из которых в обязательном порядке должно быть 2 экипажа. Всего, таким образом, они будут нести 40 БРПЛ с 400 БЧ.


Необходимо восстановить ракетные комплексы железнодорожного базирования типа уничтоженных несколько лет назад РТ-23. Каждый из них мог бы нести по 2 аналогичных ракеты Р-29РМ. Всего можно было бы построить 20 подобных железнодорожных комплексов, несущих, таким образом, 40 МБР с 400 БЧ. Для этих комплексов не должно быть никаких ограничений по районам базирования, они должны свободно перемещаться по всей железнодорожной сети страны, в первую очередь – в европейской части России, где эта сеть является более разветвленной.


Наконец, было бы целесообразно создать мобильный ракетный комплекс, замаскированный под автомобильную фуру. Подобный проект под названием "Курьер" (РС-40) разрабатывался в конце 1980-х гг. Возможно, для него следовало бы использовать модифицированный вариант МБР "Тополь-М", хотя не исключена разработка совершенно новой ракеты. МБР для этого комплекса могла бы быть моноблочной. Всего следовало бы построить 200 таких комплексов, которые свободно передвигались бы по автомобильным дорогам России. Для них также не должно быть никаких ограниченных районов базирования.


Что касается нынешних МБР "Тополь-М", то их, по-видимому, следовало бы конвертировать в РСД путем демонтажа первой ступени.


03.04.2009 в 05:59

Доброе Мировое Зло (Миф)

На вооружение РВСН МО РФ в связи с приближением НАТО к границам РФ и ударных систем США необходимо ставить тактические и оперативно-тактические комплексы.


Подобная структура СЯС обеспечила бы им практически полную неуязвимость для обезоруживающего удара, поскольку выявить места расположения носителей (железнодорожных, автомобильных, подводных) в каждый отдельный момент времени очень сложно даже при наличии многоспутниковой системы видовой разведки. По этой причине определение точек старта ракет и траекторий их полета будет связано с большими экономическими затратами и значительными трудностями.


Даже если США не будут ограничены обязательствами по неразмещению ПРО за пределами национальной территории и будут размещать ее на кораблях, при указанной конфигурации группировки СЯС РФ, ПРО морского базирования окажется, в значительной степени, бесполезной. Во-первых, из-за вышеупомянутой непредсказуемости точек пуска и траекторий полета ракет, во-вторых, в район развертывания корабельной группировки из крейсеров и эсминцев с системой "Иджис" может быть выпущено с территории РФ 1-2 РСД с подрывом их ядерных зарядов на большой высоте для "ослепления" корабельных РЛС. Совершенно бесполезной против российских ракет окажется и система ПРО воздушного базирования, поскольку самолету-носителю лазера надо будет патрулировать в воздушном пространстве России до начала боевых действий. Разумеется, это не представляется возможным.


Кроме того, представляется необходимым восстановление системы ПВО страны, обеспечивающей прикрытие основных административных и промышленных центров и объектов Вооруженных сил. Наличие эффективной ПВО еще более повысит устойчивость группировки СЯС и практически снимет возможность нанесения по ней обезоруживающего неядерного удара.


Создав подобную группировку СЯС (или даже только приступив к ее созданию), Россия получит возможность вести ядерный диалог с США на равных, поскольку практически полностью нейтрализует их нынешнее превосходство в стратегических и обычных вооружениях. В этом случае у США появится гораздо больше заинтересованности в сокращении СЯС с принятием российских условий. А одновременное радикальное сокращение обычных вооружений в Европе поможет сторонам снять взаимные озабоченности по поводу возможной агрессии друг против друга, поскольку сил для этого будет просто недостаточно. При этом минимизация сил США в Европе полностью снимет даже гипотетическую возможность агрессии со стороны НАТО против России, т.к. без участия США она невозможна в принципе по соображениям военного, политического и психологического характера.


В целом, такие меры очень существенное повысят обороноспособность РФ и общую стратегическую стабильность в Европе и в мире в целом.


Если России удастся полностью исключить возможность обезоруживающего удара за счет указанных мер, то это, по сути, будет означать, что США и НАТО можно будет не рассматривать в качестве потенциальных военных противников.


 


Рабочая группа Института национальной стратегии: Александр Храмчихин, Михаил Ремизов, Алексей Ващенко, Станислав Белковский.


 


03.04.2009 в 09:32

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
Представляется целесообразным строить новые РПК СН меньших размеров и более упрощенной конструкции по сравнению с нынешними, причем районами боевого патрулирования для них должны стать внутренние водоемы РФ (крупные реки, озера, водохранилища), где РПК СН будут полностью неуязвимы для любых средств ПЛО любого потенциального противника.

Ненене, господа стратеги, такую траву курите сами...

Что касается нынешних МБР "Тополь-М", то их, по-видимому, следовало бы конвертировать в РСД путем демонтажа первой ступени.
А чего мелочиться, можно и вторую ступень болгаркой отрезать, получится бомба...

Блинский нафик.
Вот так всегда - при глубоком и обширном политическом анализе технические предложения - ни в Красную Армию... ни в звездато-полосатую. А если у автора полёт технической мысли, то понимания, кому и зачем это нужно, ни на грош.
03.04.2009 в 09:51

Доброе Мировое Зло (Миф)
larshire

Ненене, господа стратеги, такую траву курите сами...
Есть какие-то объективные возражения?
Мне просто интересно - вы хоть понимаете, зачем это предложение было выдвинуто и альтернатива чему оно?

А чего мелочиться, можно и вторую ступень болгаркой отрезать, получится бомба...
А с целью чего это делается - вы хоть приблизительно понимаете?

Вот так всегда - при глубоком и обширном политическом анализе технические предложения - ни в Красную Армию... ни в звездато-полосатую. А если у автора полёт технической мысли, то понимания, кому и зачем это нужно, ни на грош.
Вы уже провели этот анализ? Интересно почитать ваши выкладки. Понимание - кому и зачем? Вы видимо невнимательно читали статью.

Что-то более вразумительное написать можете?
03.04.2009 в 10:02

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
Могу. За несколько лет :) Ясно, что не буду.

Как ясно, что не будут отрезать первые ступени от "Тополь-М" и строить речные подлодки. Готов поспорить на юбилейный рубль с олимпийским мишкой. Потому что решение вопросов стратегического строительства нигде и никогда не шло на поводу у опубликованных в прессе мнений экспертов. "Путь, который можно назвать, не есть настоящий путь..." и так далее :)
03.04.2009 в 10:27

Доброе Мировое Зло (Миф)
Могу. За несколько лет Ясно, что не буду.
Сори за непнятливость - вам несколько лет нужно на то, чтобы ответить на этот вопрос - "Есть какие-то объективные возражения?" или на этот "Что-то более вразумительное написать можете?" Несколько лет тут не требуется...

Как ясно, что не будут отрезать первые ступени от "Тополь-М"
Для начала - отрезать и демонтировать - это разные вещи. Никто ничего отрезать не будет. Потом - такие модификации "Тополь-М" уже есть, для вполне конкретных целей. Это просто модификация, более компактная, предназначенная для средних дальностей. Или у вас есть на примете новые разработки по РСД?
Повторюсь - "отрезать" никто не будет, пока нет лучшей альтернативы "Тополю-М", который, при появление более лучших систем, станет не нужен.
И ещё - вы не учитываете фактор различия между МБР и РСД... Политический фактор...

и строить речные подлодки.
А вот это конечно зря - ибо простейшие подводные подвижные платформы для запуска СЯР на територии самой Рф - это самое безопасное место пуска. Такие работы рассматривалис при СССР, но тогда океан был не только пиндосский, а местоположение наших ракет ещё никто не знал.
То что строить не будут - большая ошибка. Но наверняка её совершат...

Потому что решение вопросов стратегического строительства нигде и никогда не шло на поводу у опубликованных в прессе мнений экспертов.
Вы это можете категорично утверждать на своего юбилейного мишку? :lip:
03.04.2009 в 10:39

Доброе Мировое Зло (Миф)
И фотка в тему ;)



Угадываем - где это ))
03.04.2009 в 10:53

Доброе Мировое Зло (Миф)
larshire

Мне просто интересно - по остальной части статьи и освещаемой проблеме у вас какие-то замечания и опровержения? Или вы её не читали полностью? (есть такое подозрение)

Пути решения можно выработать и альтернативные предложенным. Тем более, что мне не нравится идея с фурами, точнее вижу её практические недостатки.

Что же до тополь-м без первой ступени, то повторюсь, при наличие более мощных и надёжных СБР его можно переоборудовать в аналог разрабатываемой Булавы, как раз для РПЛ. Учитывая их унификацию - именно об этом и говорит автор. МБР сейчас самые легко поражаемые средства запуска...
03.04.2009 в 11:16

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
Угадываем - где это ))
Где угодно на водном пути от Балтики до Белого или Чёрного моря. Подводные лодки неоднократно перебрасывались по внутренним водным путям.

Правда, у этих внутренних водных путей глубина, как бы это сказать, маловата - на Волге есть места, где фарватер глубиной целых 20 метров - и это безо всяких шуток очень много для реки. Средняя глубина озера, ну например, Селигер - 5-8, максимальная 24 метра.
Увы, Байкал всего один... а на Ладоге подводные лодки действовали, обычные тогдашние морские М.

Что и как предполагается размещать на длительное патрулирование при доступных (и то не полный год, о режимах зарегулированных плотинами рек забывать нельзя) глубинах в 5, даже в 10 метров? Подозреваю, что на таких глубинах крупный объект вполне будет виден с той же самой орбиты.
Да, я понимаю, что для таких гипотетических ПЛ требуется компактная ракета уменьшенного радиуса действия, но уж больно нежизнеспособной видится гипотеза.

По поводу фур - даже и не пытаюсь комментировать, это вообще...
03.04.2009 в 11:34

Доброе Мировое Зло (Миф)
Средняя глубина озера, ну например, Селигер - 5-8, максимальная 24 метра.
Озеро Регион(ы) России Глубина, м Площадь, км²
Байкал Бурятия, Иркутская область 1637 31 500
Каспийское море Дагестан, Калмыкия, Астраханская область 1025 371 000
Хантайское озеро Красноярский край 420 822
Телецкое озеро Республика Алтай 325 223
Курильское озеро Камчатская область 306 77
Лама Красноярский край свыше 300 318
Церик-Кёль Кабардино-Балкария 238 0,026
Ладожское озеро Республика Карелия, Ленинградская область 225 17 703
Кета Красноярский край 180 452
Кроноцкое озеро Камчатская область 148 200
Онежское озеро Республика Карелия, Ленинградская область, Вологодская область 124 9 616
Умбозеро Мурманская область 115

Озёра значит есть...
Напомню - что в случаи расположения в озере, не требуется большая автономность и мощные двигатели с большим запасом топлива - фактически это будет платформа, всплывающая или проламывающая лёд - для пуска ракет. Соотвественно и размеры подлодки будут ориентированы больше на сами ракеты.


По поводу фур - даже и не пытаюсь комментировать, это вообще...
Вас не смущают замаскированные под обычные поезда, носители ядерных ракет?

У вас есть альтернативное предложение? Мне оно интересно.
03.04.2009 в 13:18

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
У вас есть альтернативное предложение? Мне оно интересно.

Альтернативное предложение есть. Концентрация сил подводного базирования в районе Южной (т.е. полярной) Атлантики, Тихого и Индийского океана. Средства доставки, ориентированные на траекторию через Южный полюс.

Исхожу из того, что покрытие силами ПРО и ПЛО перечисленных акваторий (и территории Антарктиды) гораздо затруднительнее, чем пространства над территорией Европы, Северной Атлантики или Тихого Океана.
03.04.2009 в 14:20

Доброе Мировое Зло (Миф)
Извиняюсь - вот это действительно фантастика...
Перечислю минусы:
Концентрация сил подводного базирования в районе Южной (т.е. полярной) Атлантики, Тихого и Индийского океана.
-Чтобы там что-то концентрировать, надо создать там базы снабжения и т.д. +$
-При концентрации там РПКСН возникает проблема вывода их на боевое дежурство и уход от сил противолодочного сопровождения, кои обязательно будут за каждым РПКСН ходить хвостиком.
- Дороговизна РПКСН, коих потребуется немалое количество из-за удалённости места несения дежурства.
- Непонятно мне увеличение дальности до противника. Зачем? Зачем загонять наши РПКСН подальше от противника? Новейшая, ещё не введённая в войска(а может и не введут никогда) "Булава" имеет дальность стрельбу - 8000км. У остальных дальность меньше. Смысл лодкам плавать у южного полюса, если их ракеты не достанут до америки? Кого они там будут обстреливать?
- Стоимость одного РПКСН - от $900 млн. Надо как минимум 15-30 на дежурстве. Значит 40-65 в строю. Если переложить на их пллечи ношу ядерного щита России. Если же учеть противодействие врага и постоянное сопровождение наших сумбарин, вражескими средствами противоПЛ, то умножаем ещё на 3.
На данный момент - у нас нет такого количества РПКСН и не будет.
- Исхожу из того, что покрытие силами ПРО и ПЛО перечисленных акваторий (и территории Антарктиды) гораздо затруднительнее, чем пространства над территорией Европы, Северной Атлантики или Тихого Океана.
Не понял ваших предпосылок. Большая чаксть ракет будет перехватываться не на пуске, а при подлёте к територии США. Таким образом, если ракеты будут лететь(ине долетать) через Южный полюс, они будут сбиты системой ПРО США и кораблями с ЗУР, находящимися в карибском море. Стоит ещё учесть владение США панамским каналом и возможности размещения ПРО и там.
Как раз таки пространство над северной атлантикой и самое перспективное... и гораздо ближе к противнику...

Я так и не понял - мы Австралии собираемся угражать ЯО или кому?