Доброе Мировое Зло (Миф)
Модульный Авианесущий Корабль как новый элемент морской авианосной системы
Дмитрий Николаевич Петунин (декабрь 2008 г.).



Зачем России авианосцы?

Недавние заявления главнокомандующего Военно-морским флотом России адмирала Владимира Высоцкого о необходимости в будущем иметь в составе флота 5-6 авианосцев, как и следовало ожидать, вызвали бурную и неоднозначную реакцию заинтересованной общественности. Причем на самом деле проблема даже не в принятии конкретного решения «строить или нет» такие корабли. Дело в том, каким образом принимаются подобные решения в нашей стране – в обстановке секретности и при отсутствии прозрачности, без честного обсуждения острых вопросов и предоставления убедительных военно-экономических и геополитических доказательств, в условиях сильного влияния субъективного фактора на ход и конечный итог полемики. Мы опять «наступаем на старые грабли» – разве ничему не научил нас трудный и неоднозначный опыт строительства первых отечественных авианесущих кораблей, когда личные предубеждения и волюнтаристские решения отдельных политических и военных руководителей раз за разом отбрасывали нашу страну назад от таких «вожделенных авианосцев»? Разве не убедились мы в не рациональности и не эффективности такого «кулуарно-подковерного» метода поиска правильного пути развития вооруженных сил?

Иными словами, при принятии столь значимого решения главкому ВМФ нужно было не ограничиться несколькими общими предложениями, а представить более развернутое и аргументирование обоснование необходимости выбора именно этого пути развития военно-морского флота России. Потому что «узкие места» и недостатки предлагаемой концепции легче и разумнее выявить сейчас, на этапе обсуждения и предварительного проектирования, чем позже «вдруг внезапно их обнаружить» на стадии строительства или тем более уже в ходе эксплуатации (вспомним для примера о надеждах и разочарованиях, связанных с Як-38).

Четкое понимание, зачем России нужны авианосцы, тем более необходимо, ибо Россия все-таки не США, и то, что хорошо американцам, может не подойти нам. Ведь Россия – сухопутная евразийская держава с холодным климатом, большая часть побережья которой необитаема и труднодоступна. У нас имеется ядерное оружие, способное остановить вражеское вторжение. В отличие от США, наша страна обеспечена собственными ресурсами и не зависит от импорта нефти из Персидского залива. Мы пока слабо вовлечены в глобальное капиталистическое разделение труда и не переместили свои производственные мощности в страны третьего мира. И, наконец, наше государство не должно всему миру сотни миллиардов долларов, а наш военный бюджет не равен половине мировых расходов на оборону.


Рис.1. Ясный и лаконичный ответ на вопрос «Зачем нужны авианосцы?»

Напротив, для США, учитывая «островную» специфику и менталитет этой страны, авианосные ударные группировки – основной и незаменимый инструмент внешней политики последние 60 лет, обеспечивающий выживание и развитие этой империи в XXI веке (рис.1). И поэтому американцы готовы тратить десятки миллиардов долларов на создание и эксплуатацию авианосцев: сегодня на строительство одного атомного многоцелевого авианосца нужно израсходовать не менее 4,5-7 млрд.$ и 6-7 лет работы, еще примерно в 2-4 млрд.$ обойдется закупка 70-80 палубных самолетов и вертолетов. Для охраны авианосца привлекают не менее 3-4 многоцелевых корабля класса крейсер и эсминец (ориентировочная цена подобных кораблей – от 400 млн.у.е. и выше), атомную подводную лодку (около 1,5-2 млрд.$) и вспомогательные суда обеспечения. Таким образом, суммарная стоимость авианосной корабельной группировки по самым минимальным оценкам составляет более 10-14 млрд.$. Месячные расходы по содержанию авианосца (без жалования персоналу) – свыше 10 миллионов долларов США. И вся эта армада с тысячами человек личного состава должна активно использоваться в открытом море вдали от родных берегов, необходимо проводить регулярные ремонты и модернизации используемой техники, также нужна развитая береговая инфраструктура.
читать дальше

@темы: Флот, Авианосцы, ВМС, Военная техника

Комментарии
24.04.2009 в 00:57

no life, no pain
Говоря по Станиславскому, не верю в возможность создания такого у нас. Нет наработок, нет опыта, опять все с нуля. Тут никакая экономия не спасет, имхо.
24.04.2009 в 08:20

Доброе Мировое Зло (Миф)
Buaku
А я не верею в создание шести атомных авианосцев. :) Кстати, вот что интересно - я внимательно изучил заявление Высоцкого о авианосцах, в нём говорится лишь о том, что надо построить 6 авианосцев и что они нужны флоту, но не говорится о том что они будут построины... А журналисты опять повернулы с ног на голову и теперь все так бурно обсуждают "обещание" построить 6 авианосцев. :(

Есть и ещё проблема с полноценными авианосцами - ферфь, где строились "Кузя" и т.д., осталась на Украине.
Новые авиносцы придётся строить с нуля и это дополнительные траты на осовение производства нового корабля.

А вот МАКи строить с нуля не надо:
«Анадырь»
Переместить надстройку и можно начинать производство..

Во второй мировой экскортных авиносцев было около 100 штук
24.04.2009 в 08:30

Вера и верность!
России не нужен авианосец! России нужны гигантские боевые роботы.
Я тоже не верю в то, что хоть один построят.
24.04.2009 в 14:52

no life, no pain
Эскортные авианосцы 2-ой мировой, не были универсальными трансформерами... Это были корабли, которые были переделаны под конкретные цели, раз и навсегда. Да и скорость гражданских кораблей оставляет желать лучшего, а она очень важна для взлетающих самолетов авиагруппы. Даже во 2-ой мировой, крейсерская скорость авианосца была 20 узлов, а тут имеем максимум 20. Тысячетонный корабль - не спортивный автомобиль, гонять долго и часто на максимуме не может, а с возрастом и подавно. Резюмирую, я согласен, что возможно и экономически выгодно переделывать гражданские суда в эскортные авианосцы и многофункциональные военные корабли. Но я не верю, что у нас смогут налету разбирать и собирать эти МАК-и, а тем более, что все военные модули для них еще надо сделать. К размышлению, российская сторона официально признала, что у нее не хватает специалистов, чтобы закончить в срок переделку "Адмирала Горшкова" в авианосец для Индии. Конкретно, не хватает сварщиков, Индия готова прислать 500 своих...

P.S. В возможность создания у нас шести атомных авианосцев тоже не верится. Но по сравнению с кораблями-трансформерами, эти обещания хотя бы теоретически осуществимы.
10.03.2010 в 11:16

Полностью согласен с автором.В условиях распила нашей Родины и потери верфей Николаева, представляется наиболее реалистичными вариантами переоборудования из гражданских судов.Лихтеровозы из серии Дунай -море тоже очень хороши(Алексей Косыгин,Юлиус Фучек и т.п.).Но еще более заманчивой выглядит постройка авианосцев из того же судна типа "Emma Maersk"(просто глядя на фото в нем читается авианосец)-они уже в серии.Скорость 33 узла экономичная дизельная ГЭУ(что снижает экксплуатационные расходы), да водоизмещение позволяет разместить запас топлива на год.На таком корабле может разместиться авиагруппа в 120-150 ЛА и вооружить от24 по 100 ПКР с вертикальным размещением под палубой.При длине корабля 396.8 метра, и ширине – 63.1 метра 400-метровая полетная палуба быдет выглядеть просто шикарно.А стоимость снижается если, к примеру, заказываем серию из 10- 12 корпусов с смонтировнной ГЭУ и достройкой на наших судостроительных мощностях( прижелании можно оборудовать ЯЭУ у нас, можно даже использовать ЯЭУ от выводимых из состава флота АПЛ 3 поколения).Все оборудование берем серийное катапульты были готовыеще у постройке "Ульяновска",аэрофинишеры по типу Кузнецова и т.п..Причем модули по достройке должны быть изготовлены заранее и по приходу корпусов в Россию это уменьшит достроечный период.Еще хорошо бы построит стапель(судостроительный завод)для судов(кораблей) длиной 390-450метров в Новороссийске.Климатические условия там таковы, что позволяют вести строительство круглый год, а глубины в Цемесской бухте от 13 до 45метров, самое то для крупнотоннажных судов.К тому же в Новороссийске остался (несмотря на развал Новороссийского СРЗ)крупногабаритный док №3 для супертанкеров типа "Крым"(DWT 180-200тыс.т).На моей памяти он в 1991году целиком принимал авианосец "Адмирал флота СССР Н.Кузнецов" да еще с большим запасом.Можно строить на бетонных площадках с последующим переводом-спуском в плавдоке(исключается строительство стапеля).

Александр Д.
Новороссийск.
25.04.2011 в 21:59

Особенно умиляют контейнеры под проживание. А мы то все думаем где койку в кубрике разместить! Жаль заказчик не поймет этого предложения - в контейнере. Скорее найдут матроса ростом 1,5 метра...