Доброе Мировое Зло (Миф)
Автор: Андрей Крумкач
![](http://www.aviarmor.net/AWW2/_photo_aircraft/f_ger/Bf.109/Bf.109C.%20Swiss%20AF.jpg)
Перед началом Второй Мировой войны ВВС Швейцарии подошли в подготовленном состоянии. Для столь маленькой нейтральной страны её авиапарк насчитывал несколько сотен самолётов, из которых большая часть относилась к современным типам. Прекрасно помня, что в 1914 году ничто не помешало немцам пройти через нейтральные Бельгию и Голландию, швейцарцы заранее позаботились об обороноспособности своей страны. читать дальшеПоскольку наступательных действий не планировалось, особое внимание уделялось ПВО.
За 1938-1939 гг. на вооружение поступили такие истребители как Bf.109D (10 экземпляров), Bf.109E (30 экземпляров) и Potez 632 (в единственном экземпляре). Кроме того из Франции был получен один MS.406C.1, а с июня 1940 г. развернулось его лицензионное производство под обозначением D.3800. Эти самолёты заменили старые монопланы Dewoitine D.27, до этого составлявшие основу истребительной авиации страны.
Так как Швейцария по сути находилась “во враждебном окружении” (оккупировать страну могла каждая из воюющих сторон) её воздушное пространство неоднократно нарушалось. С начала 1939 по май 1940 г. было зафиксировано 222 пролёта самолётов, из которых 22 были идентифицированы как французские самолёты и 79 как немецкие. Большей частью это были провокации, но бывали случаи потери ориентировки. Первым самолётом, совершившим подобную навигационную ошибку, стал немецкий Do 17 Z-3 из штабной эскадрильи III/KG 2, который совершил посадку в Базеле. В апреле швейцарские истребители Bf.109E из FL.Kp. 21 выпроводили одиночный Do.17 (10 апреля) и вынудили приземлится на аэродроме в Дюбендорфе бомбардировщик He 111 P (1G-HT) из 9./KG 27.
После начала Битвы за Францию обстановка в воздухе значительно осложнилась. Нередкими стали случаи воздушных боёв, первый из которых состоялся 1 июня 1940 г. В этот день звено истребителей Bf.109Е из Fl.Kp.6 сбили немецкий He.111 H (A1-DM, Staffel 4./KG 53) пытавшийся оказать им сопротивление. Несколько позже группа швейцарских “мессеров” подбила ещё один Не.111Н, ушедший на свою территорию. Следующий бой состоялся 2 июня – на этот раз жертвой BF.109 стал Не.111Р-2 из состава 8./KG 55, не смогший дотянуть до границы и севший в Швейцарии.
Такие “уколы” немцы прощать совсем не собирались. Чтобы наказать строптивых швейцарцев на 4 июня была спланирована первая провокационная акция. Согласно плану одинокий Не.111 под прикрытием двадцати восьми Bf.110C из II/ZG 1 должны были вторгнуться в воздушное пространство Швейцарии, выманить патрульные Bf.109 и уничтожить над французской территорией. Так оно и получилось, однако швейцарские истребители отказались быть “мальчиками для битья”. Пилоты Fl.Kp.15, управлявшие Bf.109D, подбили два Bf.110C и тяжело повредили бомбардировщик.
Спустя четыре дня (8 июня) был организован налёт группы бомбардировщиков Не.111Н (KG 1) при сопровождении Bf.110C (II\ZG 76). Около 11:00 бомбардировщики вышли к франко-швейцарской границе. Над ними, на высоте 2000, 4000 и 6000 метров шли истребители. Их первой жертвой стал разведчик EKW C.35, совершавший обычный патрульный вылет. Первая же атака немецких “мессеров” оказалась удачной – разведчик был сразу сбит и упал в районе Алле, экипаж погиб. На перехват поднялись три эскадрильи истребителей (Fl.Kp. 6, 15 и 21). Разделившись на пары Bf.109D из Fl.Kp.15 атаковали тяжелые немецкие истребители и смогли повредить два из них. Затем, между 12:30 и 12:50 произошел бой в котором приняли участие самолёты из Fl.Kp.6 и Fl.Kp.21, также предпринявшие атаку на строй Bf.110C. В этот раз тоже обошлось без потерь, но истребители с обеих сторон получили повреждения. Тем временем бомбардировщики и часть истребителей прикрытия углубились на территорию Швейцарии и достигли города Белфора, где их встретил сильный огонь зенитной артиллерии. Один из Bf.110C (2N-GN) был подбит и с горящим двигателем начал уходить в сторону Франции. Видя, что провокация не имела успеха, немецкие пилоты повернули на свои аэродромы.
За июль воздушное пространство Швейцарии нарушалось не менее 84 раз. В четырех случаях это были французские самолёты, в 34 – немецкие и остальные не удалось идентифицировать. Семь раз по ошибке чужие самолёты сбрасывали бомбы на швейцарскую территорию. С наибольшей долей вероятности можно утверждать, что это были дальние бомбардировщики RAF, осуществлявшие ночные налёты на немецкие промышленные районы. К концу года обе стороны подвели печальные итоги. Швейцарские истребители сбили семь вражеских самолётов и ещё один был записан на счет зенитной артиллерии. В свою очередь швейцарцы не досчитались трёх самолётов – по одному Bf.109D, Bf.109E и EKW C.35. Немцы от дальнейших провокации отказались, что дало ВВС Швейцарии передышку на целых четыре года, хотя иногда немецкие самолёты всё же ошибочно пролетали над Швейцарией.
Новая эскалация боевых действий началась в 1944 г. Естественно, связана она была с массовыми бомбардировками Германии. Около месяца швейцарцы наблюдали за пролётами американских “летающих крепостей” В-17 и В-24, перехватить которые не представлялось возможным поскольку летали они на недосягаемых для Bf.109E высотах. Этот факт не вызывал сильного беспокойства, пока в ночь с 27 на 28 июня возле швейцарской границы не произошел бой между немецкими “цершторерами” и британскими “ланкастерами”. Героем этой ночи оказался экипаж Bf.110G-4 (С9-EN) который сбил два британских бомбардировщика. Победа была омрачена сильными повреждениями, полученными немецким истребителем во время последней атаки. До аэродрома немцы не дотянули и вынужденно сели в Швейцарии. Такой подарок стал приятной неожиданностью, ведь эта модификация Bf.110 оснащалась секретным локатором Lichtenstein SN-2 и системой Schrage Musik. Немцы потребовали вернуть им самолёт, но получили вежливый отказ. Опасаясь, что техника может попасть в руки союзников немецкое командование начало планировать рейд на цюрихский аэродром, чтобы уничтожить истребитель и показать Швейцарии, что с Германией пререкаться все-таки не стоит. Планированием операции занимался не безызвестный Отто Скорцени, уже успевший отличиться в нескольких подобных операциях. Только благодаря оперативным действиям разведчиков этот план удалось раскрыть и обе стороны сели за стол переговоров. Германия предложила взаимовыгодны обмен – Швейцария получает партию из 12 новых Bf.109G и возвращает назад Bf.110G-4.
Пополнение оказалось очень кстати, ведь истребители Bf.109 ранних модификаций уже мало подходили для ведения равного боя. К 1945 г. состав ВВС пополнился также истребителями С.3801\ С.3802 и штурмовиками С.3603, которые находились на вооружении пока в середине 1950-х гг. их полностью не сменили реактивные самолёты. Больше в боях швейцарские истребители не участвовали, так как к этому времени фронт отодвинулся далеко на восток.
Источник: AviaArmor
![](http://www.aviarmor.net/AWW2/_photo_aircraft/f_ger/Bf.109/Bf.109C.%20Swiss%20AF.jpg)
Перед началом Второй Мировой войны ВВС Швейцарии подошли в подготовленном состоянии. Для столь маленькой нейтральной страны её авиапарк насчитывал несколько сотен самолётов, из которых большая часть относилась к современным типам. Прекрасно помня, что в 1914 году ничто не помешало немцам пройти через нейтральные Бельгию и Голландию, швейцарцы заранее позаботились об обороноспособности своей страны. читать дальшеПоскольку наступательных действий не планировалось, особое внимание уделялось ПВО.
За 1938-1939 гг. на вооружение поступили такие истребители как Bf.109D (10 экземпляров), Bf.109E (30 экземпляров) и Potez 632 (в единственном экземпляре). Кроме того из Франции был получен один MS.406C.1, а с июня 1940 г. развернулось его лицензионное производство под обозначением D.3800. Эти самолёты заменили старые монопланы Dewoitine D.27, до этого составлявшие основу истребительной авиации страны.
Так как Швейцария по сути находилась “во враждебном окружении” (оккупировать страну могла каждая из воюющих сторон) её воздушное пространство неоднократно нарушалось. С начала 1939 по май 1940 г. было зафиксировано 222 пролёта самолётов, из которых 22 были идентифицированы как французские самолёты и 79 как немецкие. Большей частью это были провокации, но бывали случаи потери ориентировки. Первым самолётом, совершившим подобную навигационную ошибку, стал немецкий Do 17 Z-3 из штабной эскадрильи III/KG 2, который совершил посадку в Базеле. В апреле швейцарские истребители Bf.109E из FL.Kp. 21 выпроводили одиночный Do.17 (10 апреля) и вынудили приземлится на аэродроме в Дюбендорфе бомбардировщик He 111 P (1G-HT) из 9./KG 27.
После начала Битвы за Францию обстановка в воздухе значительно осложнилась. Нередкими стали случаи воздушных боёв, первый из которых состоялся 1 июня 1940 г. В этот день звено истребителей Bf.109Е из Fl.Kp.6 сбили немецкий He.111 H (A1-DM, Staffel 4./KG 53) пытавшийся оказать им сопротивление. Несколько позже группа швейцарских “мессеров” подбила ещё один Не.111Н, ушедший на свою территорию. Следующий бой состоялся 2 июня – на этот раз жертвой BF.109 стал Не.111Р-2 из состава 8./KG 55, не смогший дотянуть до границы и севший в Швейцарии.
Такие “уколы” немцы прощать совсем не собирались. Чтобы наказать строптивых швейцарцев на 4 июня была спланирована первая провокационная акция. Согласно плану одинокий Не.111 под прикрытием двадцати восьми Bf.110C из II/ZG 1 должны были вторгнуться в воздушное пространство Швейцарии, выманить патрульные Bf.109 и уничтожить над французской территорией. Так оно и получилось, однако швейцарские истребители отказались быть “мальчиками для битья”. Пилоты Fl.Kp.15, управлявшие Bf.109D, подбили два Bf.110C и тяжело повредили бомбардировщик.
Спустя четыре дня (8 июня) был организован налёт группы бомбардировщиков Не.111Н (KG 1) при сопровождении Bf.110C (II\ZG 76). Около 11:00 бомбардировщики вышли к франко-швейцарской границе. Над ними, на высоте 2000, 4000 и 6000 метров шли истребители. Их первой жертвой стал разведчик EKW C.35, совершавший обычный патрульный вылет. Первая же атака немецких “мессеров” оказалась удачной – разведчик был сразу сбит и упал в районе Алле, экипаж погиб. На перехват поднялись три эскадрильи истребителей (Fl.Kp. 6, 15 и 21). Разделившись на пары Bf.109D из Fl.Kp.15 атаковали тяжелые немецкие истребители и смогли повредить два из них. Затем, между 12:30 и 12:50 произошел бой в котором приняли участие самолёты из Fl.Kp.6 и Fl.Kp.21, также предпринявшие атаку на строй Bf.110C. В этот раз тоже обошлось без потерь, но истребители с обеих сторон получили повреждения. Тем временем бомбардировщики и часть истребителей прикрытия углубились на территорию Швейцарии и достигли города Белфора, где их встретил сильный огонь зенитной артиллерии. Один из Bf.110C (2N-GN) был подбит и с горящим двигателем начал уходить в сторону Франции. Видя, что провокация не имела успеха, немецкие пилоты повернули на свои аэродромы.
За июль воздушное пространство Швейцарии нарушалось не менее 84 раз. В четырех случаях это были французские самолёты, в 34 – немецкие и остальные не удалось идентифицировать. Семь раз по ошибке чужие самолёты сбрасывали бомбы на швейцарскую территорию. С наибольшей долей вероятности можно утверждать, что это были дальние бомбардировщики RAF, осуществлявшие ночные налёты на немецкие промышленные районы. К концу года обе стороны подвели печальные итоги. Швейцарские истребители сбили семь вражеских самолётов и ещё один был записан на счет зенитной артиллерии. В свою очередь швейцарцы не досчитались трёх самолётов – по одному Bf.109D, Bf.109E и EKW C.35. Немцы от дальнейших провокации отказались, что дало ВВС Швейцарии передышку на целых четыре года, хотя иногда немецкие самолёты всё же ошибочно пролетали над Швейцарией.
Новая эскалация боевых действий началась в 1944 г. Естественно, связана она была с массовыми бомбардировками Германии. Около месяца швейцарцы наблюдали за пролётами американских “летающих крепостей” В-17 и В-24, перехватить которые не представлялось возможным поскольку летали они на недосягаемых для Bf.109E высотах. Этот факт не вызывал сильного беспокойства, пока в ночь с 27 на 28 июня возле швейцарской границы не произошел бой между немецкими “цершторерами” и британскими “ланкастерами”. Героем этой ночи оказался экипаж Bf.110G-4 (С9-EN) который сбил два британских бомбардировщика. Победа была омрачена сильными повреждениями, полученными немецким истребителем во время последней атаки. До аэродрома немцы не дотянули и вынужденно сели в Швейцарии. Такой подарок стал приятной неожиданностью, ведь эта модификация Bf.110 оснащалась секретным локатором Lichtenstein SN-2 и системой Schrage Musik. Немцы потребовали вернуть им самолёт, но получили вежливый отказ. Опасаясь, что техника может попасть в руки союзников немецкое командование начало планировать рейд на цюрихский аэродром, чтобы уничтожить истребитель и показать Швейцарии, что с Германией пререкаться все-таки не стоит. Планированием операции занимался не безызвестный Отто Скорцени, уже успевший отличиться в нескольких подобных операциях. Только благодаря оперативным действиям разведчиков этот план удалось раскрыть и обе стороны сели за стол переговоров. Германия предложила взаимовыгодны обмен – Швейцария получает партию из 12 новых Bf.109G и возвращает назад Bf.110G-4.
Пополнение оказалось очень кстати, ведь истребители Bf.109 ранних модификаций уже мало подходили для ведения равного боя. К 1945 г. состав ВВС пополнился также истребителями С.3801\ С.3802 и штурмовиками С.3603, которые находились на вооружении пока в середине 1950-х гг. их полностью не сменили реактивные самолёты. Больше в боях швейцарские истребители не участвовали, так как к этому времени фронт отодвинулся далеко на восток.
Источник: AviaArmor
@темы: Швейцария, Военная история, История
Спасибо.
Всегда пожалуйста
Бледный
Я там выше статейку хорошую нашёл.