![](http://kino-server.ru/uploads/posts/thumbs/1188993555_1.jpg)
описание
Джефф Хэйл - американский астронавт, был на высокой орбите Земли, когда его настигла смерть... очнулся он под водой, в некоем подобии воздушного пузыря, из которого ему помог выбраться призрачного вида незнакомец, с закрывающим лицо капюшоном. На суше, Джефф встретил десятки обнаженных людей, как и он, с Земли, но из разных эпох, начиная от доисторических, и до наших дней, вскоре они поняли, что в этом мире, сила решает все. Бывший когда то на Земле, императором Рима, на местный трон поднимается Нерон, выиграв его в гладиаторском бою у местного царька. Джеффу предстоит опасное путешествие, дабы познать этот новый мир, и у него уже есть враг - новый император...
Если быть более точным - это не фильм, это пилотный выпуск сериала в размере двойной серии, который, после анализа зрительской заинтересованности, провалился. Сериал конечно дешёвый и с кучей штампов, но они хотя бы попробовали. Сам фильм советовать не стану, а лучше расскажу об одном из моих любимых писателей, сагами которого - "Мир реки" и "Многоярусный мир" я зачитывался в детстве:
Творчество Филипа Хосе Фармера
Теодор Старджон
Превопроходцы, нашедшие путь там, где не ступала нога человека — один из основных лейтмотивов фантастики. Но и сами писатели иногда совершают истинно фантастический подвиг, обращаясь к темам, которые до них были запретны или вовсе как бы и не существовали. Фармер — один из таких пионеров. Его можно не любить, но им нельзя не восхищаться — его буйной фантазией, шокирующей смелостью, мастерством конструирования оригинальных литературных вселенных.
![](http://content.foto.mail.ru/mail/scornflower/_blogs/i-813.jpg)
Филип Хосе Фармер — один из немногих авторов научной фантастики, обладающих талантом и создания собственных запоминающихся миров, и построения увлекательных литературных игр с уже существующими персонажами.
читать дальше
![](http://publ.lib.ru/ARCHIVES/F/FARMER_Filip_Joze/.Online/Farmer_F._J.-1..jpg)
Краткая биография
Филип Хосе Фармер (Philip Jose Farmer) родился 26 января 1918 года в Норт-Терроте (штат Индиана). После окончания школы в 1936 году работал электромонтером и одновременно учился в политехническом институте Брэдли в Пеории (штат Иллинойс), затем в университете штата Миссури. В 1941 году женился, после чего бросил учебу и пошел работать на сталеплавильный завод в Пеории. Однако затем Фармер все же получает степень бакалавра по английской филологии.
Литературный дебют Фармера состоялся в 1946 году, в журнале Adventure. С 1953 года он становится профессиональным писателем, подрабатывая техническим редактором. В 1960-е годы сотрудничал с журналом Playboy.
Филип Хосе Фармер — трехкратный лауреат премии «Хьюго» и обладатель почетной Nebula Award 2000 года с присуждением титула «Гранд Мастер».
25 февраля 2009 года писатель скончался в своем доме в Пеории.
Стремительно ворвавшись в мир научной фантастики повестью «Грех межзвездный», опубликованной в журнале Startling Stories в августе 1952 года, Фармер навсегда вписал свое имя в историю жанра. Главный герой повести, землянин Хэл Ярроу в качестве лингвиста отправляется в межпланетное путешествием на планету Оздва, где влюбляется в инопланетянку Жанетту. Их роман естественным образом переходит в сексуальную стадию и завершается трагической гибелью Жанетты, оказавшейся высокоразвитым паразитическим организмом, лишь внешне напоминающим человека. Биологическое объяснение произошедшего выглядит весомо научным, ибо Фармер описал так называемые криптические виды — организмы, которые выглядят одинаково, но существенно отличаются генетически.
Повесть Фармера стала первым произведением, открыто заговорившим о табуированных в фантастике темах. Вкупе с оригинальностью идеи и уровнем ее исполнения, это принесло ему первую премию «Хьюго» как самому многообещающему молодому автору. Разрушив табу на сексуальные и религиозные темы, Фармер пробил брешь, в которую устремились авторы и первого, и второго ранга. Среди наиболее заметных фигур следует назвать Теодора Старджона, Олдоса Хаксли, Олафа Стэплдона и даже Роберта Хайнлайна.
Рассказы Фармера, составившие сборник «Странные отношения» (1960), продолжили исследовать сексуальные и психологические аспекты традиционных для фантастики тем. Повесть «Отвори мне, сестра» (1960) описывает злоключения землянина, обнаружившего на Марсе представителя, а точнее — представительницу внеземной цивилизации. Контакт приводит к печальным последствиям из-за неспособности героя смириться с физиологическими особенностями размножения чуждого нам вида. Зато в рассказе «Мать» (1953) великовозрастный оперный певец, путешествующий вместе со своей матерью, после крушения космического корабля легко находит общий язык с гигантской инопланетной самкой, берущей его под свою опеку.
Герой же рассказа «Отец» (1955) Джон Кэрмоди, священник ордена святого Джейруса, стал персонажем целой серии произведений, затрагивающих вопросы религии — еще одного важного аспекта творчества Фармера. Если секс был запретной темой в НФ, то вопросы религии многими авторами игнорировались сознательно и добровольно. Слишком разнятся между собой научный подход и иррациональная вера. В то время как фантастике пристало проповедовать идеи прогресса и научного познания, места для религиозных поисков и постановки «вечных вопросов» на страницах НФ тех лет не существовало — еще один барьер, то ли разрушенный, то ли попросту не замеченный Фармером. Основным произведением цикла, объединенном фигурой отца Кэрмоди, стал роман «Ночь Света» (1966), рассказывающий о попытке убить бога.
Питая любовь к провокационным темам, Фармер не избежал соблазна представить и свою версию второго пришествия, результатом чего стал роман «Иисус на Марсе» (1979). В «Бессмысленной маске» (1981) тесно переплетаются космология и теология. Этот роман —уникальный образец религиозной космической оперы, где в интерьерах звездолета и среди пейзажей далеких планет люди предпринимают попытку достучаться до бога-младенца, чье тело составляет сразу несколько вселенных и который принимает разумную жизнь за раковое образование, подлежащее уничтожению.
Мир в кармане
Филип Фармер не остановился на славе разрушителя табу современной ему фантастики, занявшись созданием и описанием фантастических миров, смело оперируя незыблемыми, казалось бы, константами — пространством и временем, и создавая с инженерной доскональностью и подобающим правдоподобием самые невероятные конструкции — яркие, удивительные и запоминающиеся.
![](http://www.mirf.ru/Articles/17/3488/toan3s.jpg)
Одним из первых миров, созданных фантазией автора, стал Многоярусный мир — пирамидальная планета, состоящая из нескольких ярусов, все более сужающихся по мере набора высоты. Возникающие сомнения в возможности существования подобного сооружения в реальности рассыпаются в прах от одного упоминания о том, что творцы этого мира способны создавать не только планеты, но и целые искусственные вселенные с физическими законами, отличными от известных нам.
Используемый автором прием вкупе с третьим законом Артура Кларка (гласящим: «любая достаточно развитая технология неотличима от магии»), казалось бы, позволяет уверенно отнести цикл к жанру фэнтези, однако Фармер самым наглядным образом демонстрирует именно научные и технологические основания пирамидального мира. Устройство мироздания, как в этом, так и в других произведениях Филипа Фармера всегда не случайно и работает не только на сюжет, но и на идейную составляющую его текстов.
Многоярусный мир буквальным образом иллюстрирует идею социального расслоения. На нижнем ярусе волей автора обитают русалки, сатиры и прочая нецивилизованная нечисть, а с каждым последующим ярусом уровень цивилизации и культуры возрастает. Разумеется, на самом верхнем уровне находится замок создателя этого мира (автор использует слово Lord, то есть речь идет о боге).
Начавшись со злоключений страдающего амнезией землянина, фигурально и буквально карабкающегося вверх по лестнице Многоярусного мира, цикл быстро набрал обороты и вскоре в центр сюжета попали несколько представителей сверхмогущественной расы тоанов — создателей искусственных миров. Весьма напряженные семейные отношения между практически бессмертными богами «карманных вселенных» поданы Фармером так выпукло и психологически достоверно, что стали своего рода каноном в отображении сложных взаимоотношений могущественных персонажей, богов и суперменов, связанных родственными узами.
Наряду с персонажами получает развитие и сама идея искусственных вселенных: выясняется, что и наша Земля создана одним из Властителей — как точная копия родного мира тоанов Гардзринтрах, а пространства за пределами трехкратного расстояния от Солнца до Плутона и вовсе не существует.
Несмотря на ярко выраженные атрибуты приключенческой НФ, сериал вышел за ее границы. Увлекательный сюжет и изобретательные декорации всегда были для Фармера возможностью задуматься и высказаться на интересующие его вопросы: бессмертие и его последствия, сверхлюди и их психология. Интересно наблюдать за эволюцией героев, подстегнутой не только развитием сюжета, но изменением жизненных взглядов самого автора, — ведь издание первой и последней книги цикла разделяет без малого тридцать лет. Известно, что Фармер говорил о своем намерении завершить цикл книгой The Garden of Evil («Сад зла»), однако этот замысел, к сожалению, так и не был реализован.
На берегу Великой Реки
Еще более известно другое создание воображения Фармера — мир Реки, которая протянулась на сотни тысяч километров, кольцами опоясывая гигантскую планету. Подходящая арена для грандиозного эксперимента над воскрешенным человечеством, причем события выходят из-под контроля таинственных и могущественных экспериментаторов — этиков.
![](http://www.mirf.ru/Articles/17/3488/rivers.jpg)
Речная сага стала своеобразной «визитной карточкой» Филипа Фармера, в которой ярко проявились все характерные для творчества писателя черты. Это и склонность автора к миротворчеству, причем весьма изобретательному. И динамичный сюжет, удерживающий внимание читателя на протяжении всего цикла. И весьма необычные действующие лица. И магистральные для произведений Фармера темы: физическое и духовное бессмертие, внутренняя и внешняя свобода, религиозные поиски и сексуальные отношения. Впрочем, автор не упускает возможности высказаться устами своих персонажей о многих интересующих его вещах, и таких возможностей мир Реки предоставляет ему с лихвой.
На берегах великой Реки, текущей на неизвестной планете, воскрешены все люди, жившие на Земле с начала каменного века до наших дней. Естественно, среди героев немало реальных лиц — Марк Твен, Герман Геринг, путешественник и авантюрист Ричард Бертон, Джек Лондон, Алиса Лидделл (прототип героини «Алисы в стране Чудес»), Сирано де Бержерак и многие другие персонажи, которым предстоит разгадать загадку воскрешения человечества.
Писатель полностью использует потенциал мира Реки. Действие первой книги начинается там, где многие романы заканчиваются, а именно сценой смерти главного героя, Ричарда Бертона, и его последующим пробуждением незадолго до Воскрешения. Узнав, что произошедшее —не проявление божественной воли, а дело рук иных разумных созданий, герой преисполняется решимости выяснить, кто же правит речным миром. Вскоре он обретает таинственного союзника в лице одного из экспериментаторов, отступившего от прежних целей, а в опасное путешествие к устью Реки устремляются все искатели истины и приключений.
Сконструированный автором мир вновь как нельзя лучше подходит идее книги. Река являет собой постоянное движение и перемены, символизируя человеческую жизнь, а путешествие героев к истокам Реки — поиски смысла жизни и богоискательство. Фармер проводит своих героев, а вместе с ними и читателя, через культуры различных стран и веков. Путь к разгадке тайн речного мира для героев саги оказывается извилист. По авторскому замыслу ответы, предлагаемые читателю в финале каждой книги (разумеется, за исключением последней), оказываются либо ложными, либо неполными.
Впрочем, с каждой следующей книгой внимание читателя все чаще смещается с сюжетных перипетий на ключевые вопросы саги: о существовании и происхождении души, религии и духовном развитии человека, поисках смысла человеческого существования — для фантастики, мягко говоря, не самые характерные темы. Закономерно возрастает и склонность автора к психоанализу и духовным поискам, для реализации которой Фармер использует свое литературное «альтер эго» — Питера Джайруса Финнегана, оказавшегося в романной действительности писателем-фантастом. Автобиографические страницы, несмотря на их кажущуюся необязательность, носят весьма откровенный характер (хотя и нельзя быть уверенными в их достоверности), придавая книгам дополнительные личностные черты.
Фармеру удается удержать контроль над повествованием на крутых сюжетных поворотах и сохранить соразмерность грандиозного замысла и масштаба исполнения. Все тайны будут раскрыты, оставшиеся в живых герои вознаграждены, а ответы на «почти вечные» вопросы получены (хотя и не всем они придутся по душе).
Популярность саги о мире Реки закономерно привела к ее экранизации. В 2003 году был выпущен телефильм — «пилот» планируемого сериала. Несмотря на то, что исполнительным продюсером сериала был Алекс Пройас («Я — робот»), фильм, увы, оказался крайне неудачен. После краткого введения, рассказавшего о Воскрешении и последующих за ним годах, сюжет сосредоточился на интригах и боевых сценах, да так основательно, что разобраться в происходящем зрителю, не читавшему первоисточник, было весьма затруднительно. Что логично, продолжения не последовало.
Укротитель героев
Смелость Фармера в обращении с действительно священными и запретными темами быстро, надежно и бесповоротно сформировали писателю скандальную репутацию, которую тот, впрочем, охотно поддерживал. Парадоксальным образом это привело Фармера к созданию одной из самых обширных и увлекательных литературных игр.
В конце 1960-х Фармер заключает контракт на написание трех книг для издательства Essex House, специализирующегося на выпуске порнографической продукции. Первым таким романом стал «Образ зверя» (1968) — абсурдистская пародия на готические романы и шпионские триллеры, насыщенная самыми разнообразными сексуальными сценами. Третьей книгой для Essex House стал роман «Пир потаенный» (1969) — блестящее исследование садомазохистских фантазий, скрытых в литературе о супергероях. В образах Лорда Грандрита и Дока Калибана легко узнавались их прототипы лорд Грейсток, также известный как Тарзан, и Док Сэвидж — популярный персонаж Лестера Дента. С необоримой свободой Фармер рассказывает о подлинной сексуальной жизни суперменов. Впрочем, после того, как противостояние двух героев обернулось их совместной борьбой против бессмертных существ, объединенных в могущественный Совет Девяти, секса в последующих романах цикла стало значительно меньше.
Заигрывание Фармера с персонажами массовой культуры стало в дальнейшем одной из магистральных тем его творчества. Романом «Тарзан жив» (1972) он кладет начало серии книг о семье Ньютоновой Пустоши. Реализованная Фармером идея напоминает трюк с использованием исторических персон в «Мире Реки», только в этом случае их место занимают вымышленные литературные персонажи. Оказывается, реальное падение метеорита в Англии, случившееся 13 декабря 1795 года, сопровождалось радиоактивным излучением, что привело к рождению мутантов, обладающих повышенной силой, развитыми умственными способностями и другими качествами, отличающими настоящих героев и столь же настоящих злодеев.
Авторской волей среди членов семейки с Ньютоновой пустоши оказались такие персонажи, как Шерлок Холмс и профессор Мориарти, капитан Блад, знаменитые вымышленные сыщики Сэмюэль Спейд, Ниро Вульф и Филип Марлоу, Филеас Фогг, Аллан Квотермейн, профессор Челленджер, Джеймс Бонд и другие литературные персонажи. Также в ряде рассказов Фармер устанавливает связь персонажей с Ньютоновой пустоши с историями Виктора Франкенштейна и Дракулы.
В 1973 году вышел в свет один из самых любопытных романов из сериала о Ньютоновой Пустоши — «Другой дневник Филеаса Фогга», откуда мир наконец-то узнал правдивую историю путешествия за 80 дней, за которым, по версии Фармера, скрывался конфликт двух внеземных цивилизаций!
Идея Фармера о родственных связях известных персонажей массовой культуры оказалась очень популярна и обрела многих поклонников. Их усилиями семейка из Ньютоновой Пустоши разрослась до целой Вселенной, в которую вошли не только действующие лица, попавшие под воздействие радиоактивного метеорита, но и все персонажи, которые так или иначе упомянуты в соответствующих книгах. Результатом фанатских радений стал сборник «Легенды нашего века: Вселенная Ньютоновой Пустоши Филипа Хосе Фармера» (2005) под редакцией Вина Скотта Эккерта, куда вошли многочисленные заметки как фанатов, так и исследователей поп-культуры, посвященные родственным связям героев и злодеев. Вселенная Ньютоновой Пустоши стремительно расширяется — на сегодняшний день она включает в себя и короля Артура, и Star Trek .
Символично, что своеобразным завершением творческой карьеры Филипа Фармера и одновременно венцом его литературных игр стала книга «Темное сердце времени» (1999), которая была авторизирована правообладателями творчества Эдгара Райса Бэрроуза, официально став частью приключений Тарзана. Мечтал ли об этом десятилетний мальчик, запоем поглощающий книги о легендарном герое?
Помимо выдуманных героев, Фармер выпускал произведения и под именами вымышленных авторов. Среди псевдонимов писателя — Пол Чапин, вымышленный автор из детективных романов Рекса Стаута; Кордвайнер Берд — псевдоним Харлана Эллисона, также фигурирующий как персонаж нескольких его рассказов; Род Кин — персонаж книги Ричарда Бротигана. Зачастую такие литературные связи становились очень уж изощренными. Так соавтором книги Фармера «Осирис на костылях» (1976) стал Лео Квикег Тинкроудор — действующее лицо его книги «Станции ночного кошмара» (1982).
Своеобразным апофеозом литературных игр Фармера стала книга «Венера на половине раковины» (1975), выпущенная под именем Килгора Траута — героя книг Курта Воннегута «Завтрак для чемпионов» и «Времятрясение». Специально для этого издания Фармер неплохо замаскировался, на фотографии его нельзя узнать в большой накладной бороде и шляпе. Действительно, многие литературные обозреватели приписали авторство книги именно Воннегуту. Мистификация обернулась скандалом — Воннегут, у которого Фармер получил разрешение на использование его героя, был крайне недоволен этим произведением и говорил, что оно портит его литературную репутацию. Это положило конец планам Фармера выпустить под именем Траута еще пару книг.
***
Наряду с вольным обращением с запретными темами и уникальным талантом создания фантастических интерьеров для своих сюжетов, смелые литературные игры Филипа Фармера позволили известному исследователю фантастики Джону Клюту охарактеризовать писателя как самого грозного, проказливого шутника и анархично настроенного автора в мире научной фантастики, своего рода enfant terrible и Джокера от НФ.Фантастика Филипа Хосе Фармера
Источник статьи: www.mirf.ru/Articles/art3488.htm
@темы: Просмотренное, Фантастика, Кино, писатели, Литература
У меня лично с творчеством Фармера (то есть с теми книгами, с которыми знаком) отношения сложные. И "Многоярусный мир", и "Мир реки" оставляют примерно одинаковые впечатления - сначала идет на ура, но чем дальше, тем больше увязаешь. Интересность куда-то пропадает, желание читать также сходит на нет - до конца добредаешь только благодаря упорству.
Причем в значительной мере это снижение интереса обусловлено именно тем, что автор весело резвится на "табуированной территории" - в том смысле, что каких-то особых художественных задач он постоянным педалированием "половой" темы не решает, и кажется, что ему писать об этом просто доставляет удовольствие.